Глава II.Организация и методика работы

Исследование и оценка функционального состояния дыхательной системы.
Дыханием называется процесс, обеспечивающий потребление кислорода и выделение углекислого газа тканями живого организма. Этот процесс осуществляется путем сложного взаимодействия систем дыхания, кровообращения и крови. Различают внешнее (легочное) и внутриклеточное (тканевое) дыхание. Внешним дыханием называется обмен воздухом между окружающей средой и легкими, внутриклеточным - обмен кислородом и углекислым газом между кровью и клетками тела. Для определения состояния дыхательной системы и способности внутренней среды организма насыщаться кислородом используют следующие пробы. Проба Штанге (задержка дыхания на вдохе). После 5-ти минут отдыха сидя сделать 2-3 глубоких вдоха и выдоха, а затем, сделав полный вдох задерживают дыхание, время отмечается от момента задержки дыхания до ее прекращения. Средним показателем является способность задержать дыхание на вдохе для нетренированных людей на 40-55 секунд, для тренированных - на 60-90 с и более, спортсмены до 5 минут. С нарастанием тренированности время задержки дыхания возрастает, при заболевании или переутомлении это время снижается до 30-35 секунд. Эта проба характеризует устойчивость организма к недостатку кислорода. Проба Генчи (задержка дыхания на выдохе). Выполняется так же, как и проба Штанге, только задержка дыхания производится после полного выдоха. У здоровых людей время задержки дыхания составляет 25-30 сек., спортсмены 60- 90 сек. (Смирнов В.М., Дубровский В.И., 2002)

ХОД РАБОТЫ:

В работе принимают участие 8 человек по 10 лет.

Оборудование:секундомер.

Выполнение работы.

Для оценки состояния дыхательной системы исследовались показатели: частота дыхания в минуту (ЧД), гипоксические пробы с задержкой дыхания на вдохе (проба Штанге) и на выдохе (проба Генчи). Для изучения функционального состояния дыхательной системы подростков мы использовали методику определения времени задержки дыхания до и после физической нагрузки по следующему алгоритму:

1. Сделайте обычный вдох. Задержите дыхание, сколько сможете, зажав нос пальцами. Зафиксируйте время задержки (проба Штанге).

2. Сделайте обычный выдох. Задержите дыхание, сколько сможете, зажав нос пальцами. Зафиксируйте время задержки (проба Генчи).

3. Выполните дозированную нагрузку: бег в течение 30 секунд.

4. Повторите задержку дыхания на выдохе. Зафиксируйте время задержки.

5. Занести полученные данные в таблицы 3 и 4.

Глава 3. Результаты исследований.

Таблица 3.1

до нагрузки.

Фамилия ЧД Проба Штанге Проба Генчи
1.Уткин Артем
2. Кирьянов Александр
3.Чернова Кристина
4.Ходяков Сергей
5.Лапидус Дмитрий
6.Кузнецов Николай
7.Оборотова Екатерина
8.Сергеева Анна
9.Алмазов Михаил
10.Гардеева Анна

Таблица 3.2

ПОСЛЕ НАГРУЗКИ

Фамилия ЧД Проба Штанге Проба Генчи
1.Уткин Артем
2.Кирьянов Александр
3.Чернова Кристина
4.Ходяков Сергей
5.Лапидус Дмитрий
6.Кузнецов Николай
7.Оборотова Екатерина
8.Сергеева Анна
9.Алмазов Михаил
10.Гардеева Анна

Обработка результатов:

1. Частота дыхания у детей до нагрузки колеблется от 13 до 19, после нагрузки от 59 до 75 выдохов в минуту.

2.У детей время задержки дыхания на вдохе до нагрузки колеблется от 39 до 72 секунд, поле нагрузки от 36 до 69 секунд.

3.У детей время задержки дыхания на выдохе до нагрузки колеблется от 15 до 29 секунд, а после нагрузки от 13 до 22.

Выводы.

Результаты исследования функционального состояния дыхательной системы учащихся в состоянии покоя показывают, что показатели практически соответствует норме. Только у Кузнецова показатели выше нормы.

Проба Штанге показала, что у большинства занимающихся задержка дыхания до нагрузки и после нагрузки соответствует норме - 45-60 сек., только у Кузнецова, Ходякова и Лапидуса выше нормы. Отсюда можно сделать вывод, что дети функционально подготовлены и готовы к занятиям по плаванию.

Проба Генчи показала, что у большинства детей задержка дыхания до и после нагрузки ниже нормы (25-30 сек.), только у Черновой, Лапидуа и Кузнецова соответствует норме.

Результаты исследования показывают, что способность к задержкам дыхания на уровне спокойного выдоха, глубокого вдоха и выдоха у большинства учащихся соответствует возрастной норме. У некоторых детей даже превышают норму в 1.5 раза, но это можно объяснить тем, что дети занимаются 3 месяца плаванием.

Если сравнивать показатели до нагрузки и после, то после нагрузки дети задерживают дыхание меньше, а частота дыхания практически в 5 раз выше.

Подводя итоги данного исследования, можно сделать вывод, что дети справились с нагрузкой и функционально готовы к занятиям по плаванию.

Список литературы.

1. Агаджанян Н.А. Основы физиологии человека. – М.: РУДН, 2001

2. Максимов В.И. Основы анатомии и физиологии человека. М.: КолосС, 2004

3. Лютьен-Дрекколь Рохен. Анатомический атлас. Функциональные системы человека.М.:ООО«Изд-воАСТ-ЛТД».1998

4. Общий курс физиологии человека и животных. Т.1-2 Под редакции Ноздрачёва – М.: 1991

5. Павлов И.Ю., Вахненко Д.В., Москвичёв Д.В. Биология (пособие-репититор для поступающих в вузы)- Ростов-на Дону,1996

3. Под редакцией профессора Тихвинского С.Б.. профессора Хрущева С.В.- М.:Медицина 1991

4. Сапин М.Р., Билич Г.Л. Анатомия человека -М.: 1989

5. Смирнов В.М. Особенности физиологии детей.- М.: 1993.

6. Смирнов В.М., Дубровский В.И. Физиология физического воспитания и спорта.- М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002, стр.147-175.

7. Солодков А.С., Сологуб Е.Б. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возростная. - М.: Терра - Спорт, Олимпия Пресс, 2001.

8. Уэст Дж. Физиология дыхания, основы.- М.:1988

9. Физиология человека Под редакцией Косицкого Г. М.:1985

10. Физиология человека. Т.3-4 Под редакцией Шмидта Р. И Тевса Г. М.: 1986

11. Физиология дыхания. Основы. Под ред. Генина А.М. М.: «Мир», 1988. – 196с.

Приложение
Глава II.Организация и методика работы - student2.ru

Дыхательная система человека (вверху — сагиттальный разрез полости носа, рта и гортани): 1 — носовая полость; 2 — ротовая полость; 3 — гортань; 4 — трахея; 5 — левый главный бронх; 6 — левое легкое; 7 — правое легкое; 8 — сегментарные бронхи; 9 — правые легочные артерии; 10 — правые легочные

Наши рекомендации