Формула управления тревожностью
1. Я испытываю тревожность, когда_
2. Чтобы управлять тревожностью, в разговоре с собой я учитываю;
А.___________________________
Б.___________________________
В.___________________________
Г,___________________________
Д.___________________________
3. Чтобы справиться с тревожностью, я приспосабливаюсь к окружающей
среде следующим образом:
А.___________________________
Б.___________________________
В.___________________________
Г.___________________________
Д.___________________________
Позаботьтесь о своем окружении
Слишком часто пожилые обитатели домов престарелых чувствуют себя покинутыми и изолированными от всего общества. В этой главе вам была предоставлена информация, воспользовавшись которой вы можете помочь таким людям - научить их избирательному осознаванию, чтобы уменьшить неприятные переживания. Пойдите добровольцем в ближайший дом престарелых и посоветуйте его обитателям обращать внимание на позитивные моменты их жизни, объясните, что нужно быть благодарными за то, что у них есть, а не страдать из-за того, чего у них нет.
Вы даже можете сочинить фельетон, который рассмешит их - достаточно нескольких хороших шуток, - и «гастролировать» по ближайшим домам престарелых. Так как юмор является одним из самых действенных способов управления стрессом, то вы поможете пожилым людям справиться с их неприятными переживаниями хотя бы на некоторое время. Поможете ли вы пожилым или проигнорируете их? Это ваш выбор
4. Чтобы восстановить душевное равновесие я использую следующую «иерархию» страхов:
А._________________,__________
Б.___________________;______________________
В.__________________
Г.__________________
Д.__________________________
5. Как вы думаете, насколько эффективна будет методика (или сочетание методик) по управлению тревожностью?__________%
Решительность
В последних исследованиях были выявлены причины, препятствующие развитию болезни из-за стресса у одних людей, но не действующие для других. Кобаза обнаружил три фактора, отсутствие которых отличает подверженных заболеванию людей от неподверженных: обязательность, контроль, выносливость [62]. Обязательность — это «тенденция полностью отдаваться своему делу, каким бы оно ни было; контроль — тенденция думать ипоступать так, как будто вы можете влиять на ход событий; выносливость — это уверенность в том, что жизни свойственно меняться и что изменения — это двигатель прогресса и личностного развития» [63]. Основная мысль заключается в том, что нужно воспринимать изменения как вызов, а не как угрозу. Людей, которым свойственны эти качества, называют решительными,так как они могут противостоять стрессорам. Они не так часто болеют из-за нервных потрясений. С тех пор как понятие решительности было определено, ученые провели множество исследований и выяснили, что обязательность, контроль и выносливость обладают буферным эффектом для здоровья человека. После разработки концепции решительности был проведен ряд исследований, подтвердивших влияние обязательности, контроля ивыносливости на здоровье [64, 65, 66]. Это справедливо для различных групп: резервистов[67], школьных учителей [68], высокопоставленных государственных чиновников [69], призывников израильской армии [70] или пациентов стоматологической клиники [71]. В одном из исследований было обнаружено, что решитедьность даже лучше свидетельствует о физическом или психологическом здоровье, чем тревога, стресс на работе, бытовые проблемы, социальная поддержка или поведение типа А [72].
Вдобавок к способности предупреждать болезнь [73, 74] и снижать уровень артериального давления григлицерида [75], решительность влияет и на чисто психологические показатели. Например, оказалось, что она снижает степень психологического дистресса [76, 77], а также усиливает ощущение счастья в семье и делах [78] и повышает адаптивность [79].
Нельзя сказать, что все ученые одинаково убеждены в том, что решительность защищает от болезней. Как и в случае со многими другими сложными явлениями, выявить решительность и диагностировать ее влияние на здоровье затруднительно. Например, Фанк сделал вывод о том, что решительность — это не самостоятельное явление и, напротив, свидетельствует о плохой приспособленности к жизни [80]. Другие исследователи обнаружили, что некоторые, но не все, из трех факторов решительности обладают буферным эффектом [81, 82]. В любом случае, решительность изучается до сих пор. Были даже попытки выяснить, можно ли научить людей быть решительными и, если это возможно, станут ли они в связи с этим меньше болеть.
Выводы
• Избирательное восприятие — это процесс принятия решения о том, на чем сосредоточивать внимание — на плохом или на хорошем. Сосредоточенность на хорошем более благоприятна.
• Восприятие жизни во всей ее полноте требует сознательных усилий, так как мы ко многому уже привыкли. Здесь поможет изменение привычного способа действий (например, выбор разных путей на занятия или на работу).
• Поведенческий тип А — это особенная совокупность личностных черт, в числе которых исключительная жажда к соревнованию, агрессивность, нетерпеливость, постоянная спешка, а также свободно выражаемая, но рационализированная враждебность и практически всегда — глубоко скрытая беззащитность. Люди типа А больше подвержены ишемической болезни сердца, чем люди типа В. Люди типа В менее подвержены сердечным болезням, а тип их поведения полностью противоположен поведению типа А. Враждебность и озлобленность являются основными параметрами типа А, влияющими на здоровье.
• Самооценка - это то, как вы относитесь к самому себе. Люди с низкой самооценкой в значительной степени подвержены стрессу, так как плохо думают о себе, не доверяют своему мнению и сомневаются в правильности своих действий. Самооценка уже изучена и подлежит коррекции.
• Локус контроля — это воспринимаемая вами степень контроля, которой вы обладаете над событиями вашей жизни, Внешний локус контроля говорит о том, что вы мало контролируете свою жизнь (контроль вне вас); внутренний локус контроля свидетельствует о вашей уверенности в контроле над событиями вашей жизни.
Тревожность — это иррациональный страх, который выражается в повышенной интенсивности деятельности организма и сопровождается желанием избежать или проигнорировать ту или иную ситуацию. Тревожность как состояние является временным и особенным для каждого стимула; тревожность как черта — общее чувство тревожности.
Тревожностью можно управлять с помощью планирования окружающих условий, переименования, разговора с самим собой, остановки мыслей и систематической десенситизации.
Альберт Эллис разработал ABCDE-технику для управления тревожностью. Она состоит из изучения тех иррациональных убеждений, которые провоцируют тревожность, изменения этих убеждений и визуализации более позитивных результатов наших действий.
Решительность определяется тремя факторами; обязательностью, контролем и выносливостью. Обязательность — эго тенденция полностью отдаваться своему делу, каким бы оно ни было, контроль - тенденция думать и поступать так, как будто вы можете влиять на ход событий, а выносливость — это осведомленность о том, что жизни свойственно меняться и что изменения — двигатель прогресса и личностного развития. Было обнаружено, что решительность снижает риск заболевания, способствует понижению артериального давления и содержания триглицерида, а также уменьшает психологический дистресс, усиливает удовлетворенность семейной жизнью и работой, повышает адаптивность.
ГЛАВА 8 Духовность и стресс
Однажды поздним апрельским вечером я ехал из Феникса, штат Аризона, на север, к Флагстаффу, и к заходу солнца подъехал к каньону Оак Крик. Стены каньона — результат творения веков — окружали реку. У меня перехватило дух. Все, что я мог подумать: «Боже мой, какое чудо!» Позже, когда я возвращался в Феникс, кристально чистое небо было усыпано тысячами звезд. Каждый, кто бывал в этой части Соединенных Штатов в это время суток, знает: звезды светят так близко, что кажется, будто до них можно дотронуться руками. Я не мог просто так проехать дальше — это было не в моих силах. Поэтому я остановил машину на обочине и вышел из нее, чтобы полюбоваться мерцающими в небе звездами.
Этот день нельзя было испортить ничем. Я находился под сильным впечатлением от увиденного, и потому все неприятности, которые навалились на меня перед отъездом из Феникса, казались чем-то несущественным. Как можно волноваться из-за пустяков перед лицом великих творений жизни?
К сожалению, мы слишком редко относимся к чудесам, которыми богата наша жизнь, с должным почтением. Родители требуют от своих детей ярких успехов вместо того, чтобы просто восхищаться их уникальностью. Студенты не обращают внимания на ту красоту, которая окружает их на территории студенческого городка. Они практически не используют возможность отдохнуть в тени деревьев с томиком Платона, Хемингуэя или Уодсворта. Профессора же совсем не ценят предоставленную возможность и честь посвятить себя науке. Необыкновенное таинство мироздания зачастую теряется в нашем суетливом обществе с его быстрой едой, диетами для быстрого похудания и электронными приборами, позволяющими наращивать мускулатуру практически не двигаясь. Легче, раньше, быстрее — и так мало времени остается для того, чтобы посвятить его духовному развитию и своему духовному здоровью.
Духовное здоровье
Существует несколько определений духовного здоровья. В соответствии с некоторыми из них понятие духовности соотносится с существованием некоего Высшего Существа, тогда как в других духовность связана с межличностными отношениями и поиском своего места в мире. Например, согласно одному из определений, духовность — это приверженность определенной религии. Чем сильнее эта приверженность, тем крепче духовное здоровье. С другой точки зрения, духовное здоровье заключается в умении распознать и выполнить жизненную задачу, умении нести любовь, радость и мир, помочь себе и другим полностью реализовать себя [1].
Согласно мнению ведущего специалиста по ишемической болезни сердца, инициатора проекта «Жизненный стиль и сердце», доктора Дина Орниша, дефицит эмоционального и духовного здоровья — основная причина сердечных болезней, потому что возникающий в результате этого стресс способствует развитию негативных паттернов поведения, что ведет к развитию болезни сердца. Поэтому в программу доктора Орниша включены упражнения, помогающие понять себя, улучшить отношения с другими и укрепить союз с высшими силами [2].
В клинике стресса, открытой Джоном Кабат-Цинном, также признается важность духовного здоровья при взаимодействии со стрессом и для укрепления общего здоровья. С помощью медитации пациенты учатся жить настоящим моментом, четко осознавать чувства, мысли и ощущения. Результат — ослабление хронических болей [3], снижение тревожности, стресса и депрессии [4].
Существует мнение, что «полезно рассматривать такие техники, как медитация, визуализация и групповая поддержка, в качестве средств укрепления духовного здоровья, а именно: самоосознания, отношений с другими, поисков цели и смысла жизни. Это гораздо полезнее, чем рассматривать их просто как техники управления стрессом, которые помогают людям «расслабиться» или «уйти от проблем» [5].
Для того чтобы обрести духовное здоровье, потребуется ответить на такие вопросы, как: «Кто я?>>, «Зачем я здесь?» и «Куда я иду?». Эти вопросы заставляют задуматься над самим фактом своего существования и смыслом жизни. Ответы на них могут успокоить вас и укрепить уверенность в том, что вы двигаетесь именно в том направлении, в каком хотите. Но, с другой стороны, эти ответы могут и встревожить. Возможно, раньше вы не задумывались о своих отношениях с другими людьми, с высшими силами, с природой, не размышляли о том, что было до нас и что будет после нас. Если это так, используйте возникший диссонанс, чтобы изменить свою жизнь и прийти к большей духовности. Радуйтесь любимым людям, восхищайтесь чудесами природы, найдите занятие по душе и внесите свой вклад в мировую гармонию. Оставьте все предрассудки, просто радуйтесь тому, что вы есть, и помогите другим почувствовать то же самое. Все это уменьшит вашу подверженность стрессу, повысит удовлетворенность своей жизнью, а также поможет эффективнее взаимодействовать с окружающей средой и дорогими вам людьми. Остановимся на этом более подробно.
Читая о духовности и духовном здоровье, вы непременно заметите, что информация, помещенная в блоках «Позаботьтесь о своем окружении», напрямую связана с духовным развитием. Эти блоки включены в книгу специально для того, чтобы вы обратили внимание на свое духовное начало, стали его развивать и таким образом смогли защититься от стресса.
Религия и духовность
Совершенно очевидно, что религиозность и духовность влияют на здоровье [6, 7, 8, 9]. Но еще не до конца ясно, в чем сходство и различие этих двух понятий — религии и духовности. Духовность предполагает определенную «ориентацию личности или переживание трансцендентного, связанное, например, со смыслом жизни, иногда — поиски священного в жизни» [10]. Религия — это «внешняя демонстрация духовного существования, при которой люди объединяются в организованные сообщества, имеют общие убеждения и занимаются определенными практиками» [11]. Можно быть духовным человеком, но не религиозным или даже антирелигиозным. Иногда же люди используют духовные практики, например молитву, в качестве способа медитации, а не в качестве обращения к Высшему Существу.
Духовность и здоровье
Духовность и религия связываются с разными параметрами состояния здоровья (например, с артериальным давлением). Ученые пытались использовать религию и духовность в качестве средств, которые улучшают самочувствие и уменьшают влияния стресса. Многие попытки носили научный характер, другие были несколько «экзотическими». Рассказывая об исследовании взаимосвязи молитвы и здоровья, Ларри Доссн описывает удивительный эксперимент, проведенный в рамках своей программы [13]. Группу пациентов, имеющих одно и то же заболевание, разделили на две подгруппы. Группа людей, считавшая себя религиозной, молилась за другую группу. Однако группа пациентов, за которую молились, не знала об этом, а молящиеся также не знали, за кого молятся. Тем не менее, здоровье пациентов той группы, за которую молились, заметно улучшилось. Этот эксперимент называется двойным слепым экспериментом — одно из удивительнейших изобретений ученых, о котором более подробно мы расскажем позже. Досси объясняет свои открытия с духовной и с научной точек зрения: «Я воспринимал эти события как не связанные между собой, потому что влияние отдельных действий друг на друга, доказанное учеными на уровне мельчайших частиц, кажется мистическим. Получается, что частицы, разделенные большим расстоянием, взаимосвязаны. Изменение одной из них сказывается на остальных, Это во многом сходно с воздействием молитвы на расстоянии. Однако никто не знает, есть ли связь между поведением отдельных частиц или между молитвой и желанием» [14]. Досси также подчеркивает тот факт, что молитвы разных религий одинаково эффективны. Он приводит этот довод для утверждения религиозной толерантности.
Существует много других исследований, подтверждающих связь духовности и здоровья. Например, ученые обнаружили, что религиозность и духовность снижают влияние психологического стресса [15, 16], риск физического недуга [17], изменяют моральные установки [18]. Также исследователи пришли к выводу, что религиозность и духовность способствуют усвоению более здоровых паттернов поведения. В целом религиозные и духовные люди более здоровы, чем неверующие.
Как заметил один ученый, «определенная степень религиозности больше влияет на здоровье в целом, чем на отдельные показатели (такие, как самооценка, локус контроля, присоединение, чувство целостности)» [19]. Духовное здоровье влияет и на способность управлять стрессом [20].