Что такое психическое. Современные взгляды
Вопросы к зачету по «Психофизиологии», препод. М.К. Паренко
(первые 15 вопросов предназначены также для обсуждения семинаре)
1. Психофизиология восприятия (любого на выбор: зрительного, слухового, вкусового и т.д.).
2. Психофизиология движения.
3. Психофизиология бодрствования.
4. Психофизиология сна.
5. Психофизиология внимания.
6. Психофизиология неосознаваемых процессов.
7. Психофизиология эмоций.
8. Психофизиология мышления.
9. Психофизиология памяти.
10. Психофизиология речи.
11. Психофизиология наркомании.
12. Психофизиология алкоголизма.
13. Психофизиологические методы исследования. Регистрация активности структур головного мозга (ВП, ЭЭГ).
14. Психофизиологические методы исследования. Регистрация активности структур головного мозга (различные томографические методы).
15. Психофизиологические методы исследования. Регистрация активности структур головного мозга (электромиография, электроокулография).
16. «Что такое психофизиология» (психологическая физиология).
17. Покажите, что физиологические механизмы любого психического явления (состояния) развертываются на базе всего организма, а не только мозга (1-2 примерах).
18. Что такое физиологическая психология. В чем ее отличия от психофизиологии, нейропсихологии.
19. Что такое психофизика. В чем ее отличия от психофизиологии.
20. Что изучает психиатрия и психоневрология. Что понимается в психоневрологии под «пограничным состояние».
Что такое психическое. Современные взгляды.
22. Что такое сознание. Современные взгляды.
23. Что такое субъективное и идеальное. Современные взгляды.
24. На каком уровне развития живой материи она обогащается субъективным.
25. На каком уровне развития живой материи она обогащается психическим?
26. Какие факты позволяют утверждать первичность материи и вторичность психики и сознания. Прокомментируйте слова И.П. Павлов: «Я не отрицаю психологии, как познания внутреннего (субъективного) мира человека. Тем не менее, я склонен отрицать что-либо из глубочайших влечений человеческого духа».
27. Что такое материя.
28. Что такое живые, высокоорганизованные тела и чем принципиально они отличаются от неживых тел.
29. Что такое способность или свойство отражения.
30. Прокомментируйте мысль Т. Павлова о том, что сущность отражения на всех уровнях его развития сводится к изменению отражающего объекта под воздействием объекта отражаемого.
31. Проанализируйте причины возникновения представления о том, что между живой и неживой материей существует резкая грань. Приведите доказательства, подтверждающие, что живая материя результат эволюции неживой материи.
32. Покажите, что психика приобретается живой материей на определенных этапах эволюции и является, таким образом, результатом этой эволюции.
33. Покажите, как по мере эволюции материи усложняются формы ее отражения.
34. Дайте характеристику взаимодействия в неживой природе, как предшественника физической формы отражения и покажите, как оно эволюционировало в физико-химическую форму отражения.
35. Дайте характеристику физико-химической формы отражения.
36. Дайте характеристику физиологической формы отражения.
37. Что такое раздражимость. Расскажите об основных отличительных чертах этой формы отражения живой материи.
38. Дайте характеристику психической форме отражения в виде эмоций, ощущений, образов, представлений и т.д.
39. Прокомментируйте слова А.Н. Леонтьева о том, что психика это раздражимость «второго рода».
40. Прокомментируйте мысль о том, что «психику в контексте эволюции материи можно отнести к одной из высших форм отражения материи».
41. Что такое возбудимость. Проследите, как в эволюции живой материи появились возбудимые образования (мышечная, нервная ткани).
42. Что такое возбуждение.
43. Прокомментируйте слова о том, что «возбудимость как одна из форм физиологического отражения, обеспечивает гораздо более совершенное приспособление организмов к внешним условиям существования, вооружась ей, организмы способны осваивать и обживать более сложную и более изменчивую среду.
44. Прокомментируйте появление в процессе эволюции возбудимости свойства тормозимости и процесса торможения. Значение для живых организмов процесса торможения.
45. Прокомментируйте мысль о том, что «…торможение всегда должно быть сложнее, точнее, быстрее, лабильнее, а в случае необходимости, и мощнее процесса возбуждения. Только при таком положении он выполнит эволюционное предназначение регулятора возбудительного процесса»
46. Охарактеризуйте появление специфической возбудимости - второго критического уровня развития возбудимости, как физиологической формы отражения. В чем значение специфической возбудимости для живых высокоорганизованных организмов.
47. Охарактеризуйте появление специализированная возбудимость – третьего критического уровня развития возбудимости, как физиологической формы отражения.
48. Перечислите уровни развития физиологической формы отражения.
49. Опишите молекулярно-структурное строение мембраны возбудимых тканей, на которых развертываются возбудительные и тормозные отражательные процессы.
50. Работа Na-K насоса.
51. Строение Натриевых и калиевых каналов.
52. Природа потенциала покоя и потенциала действия.
53. Что такое нервный импульс.
54. Раскройте следующие понятия: местный потенциал, пик или спайк, реверсией мембранного потенциала, пороговый раздражитель, надпороговый раздражитель, пороговый потенциал, следовая деполяризация, следовая гиперполяризация., латентный период, принцип «все или ничего», реполяризация
55. Генерация возбуждения в рецепторах