Объем дисциплины и виды учебной работы. ОСНОВЫ НЕЙРОФИЗИОЛОГИИ И ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ

ОСНОВЫ НЕЙРОФИЗИОЛОГИИ И ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Учебно-методический комплекс курса

Специальности 050715 – «Специальная дошкольная педагогика и психология»,

050517.65 – «Логопедия»

Пермь

пгпу

Рецензент:

канд. биол. наук, доцент кафедры анатомии, физиологии и валеологии ПГПУ И. В. Батенкова

Автор-составитель: канд.биол. наук, доцент кафедры анатомии, физиологии и валеологии ПГПУ В.В. Горбунова

Учебно-методический комплекс «Основы нейрофизиологии и высшей нервной деятельности» составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальностям: «Специальная дошкольная педагогика и психология», «Логопедия». Дисциплина входит в федеральный компонент цикла общепрофессиональных дисциплин и является обязательной для изучения.

СОДЕРЖАНИЕ

I РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ.. 4

1.Цели и задачи изучения дисциплины.. 4

2.Требования к уровню освоения дисциплины.. 4

3.Объем дисциплины, формы текущего и промежуточного контроля. 5

3.1.Объем дисциплины и виды учебной работы.. 5

3.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы.. 6

4. Содержание курса. 8

5. Темы практических и семинарских занятий. 20

6. Лабораторные работы (лабораторный практикум) 27

7. Тематика рефератов. 29

8. Учебно-методическое обеспечение дисциплины.. 29

8.1. Список литературы.. 29

8.2. Материально-техническое и информационное обеспечение дисциплины.. 30

8.3. Методические указания студентам. 30

8.4. Методические рекомендации для преподавателя. 31

II. МАТЕРИАЛЫ, УСТАНАВЛИВАЮЩИЕ СОДЕРЖАНИЕ И ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНЫХ И ИТОГОВЫХ АТТЕСТАЦИЙ.. 31

Вопросы к экзамену на дневном отделении. 31

Вопросы к экзамену на заочном отделении. 34

I РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Цели и задачи изучения дисциплины

Нервная система человека представляет собой, по сравнению с нервной системой животных, более высокоорганизованное образование, с четкой иерархией между выше и ниже расположенными отделами и занимает центральное место в регуляции взаимодействий как внутри организма, так и организма с внешней средой. Все дошкольное детство проходит с опережающим развитием нервной системы в целом и высшей нервной деятельности, в частности. Именно этот факт позволяет рассматривать данную дисциплину в качестве одной из центральных при подготовке специалистов, работающих с детьми. Особенно важно знание основных закономерностей деятельности нервной системы для дефектологов и логопедов, так как именно пограничные состояния и выход за границы нормы в протекании нервных процессов лежат в основе нарушений в развитии ребенка. С другой стороны пластичность нервной системы в детском возрасте столь велика, что правильный подход к организации развития детей может существенно снизить или полностью устранить данные нарушения.

Цели изучения курса. Получить целостное представление о структуре и деятельности нервной системы и формировании высшей нервной деятельности.

Задачи изучения курса. Изучить:

· основные нервные процессы и взаимодействие отделов нервной системы друг с другом;

· роль разных отделов мозга и периферических образований в организации деятельности организма;

· основные свойства нервной системы и процессы высшей нервной деятельности.

Требования к уровню освоения дисциплины

Дисциплина имеет тесные связи со всеми разделами психологии и дефектологии, позволяет осознанно подходить к разработке программ работы с детьми, имеющими те или иные отклонения в формировании высшей нервной деятельности.

В результате изучения дисциплины специалист должен:

иметь представление:

· о структуре и взаимодействии отделов нервной системы, процессах синаптизации и миелинизации;

· общей и частной физиологии нервной системы;

· формировании свойств нервной системы, их сочетаниях;

· формировании условнорефлекторной деятельности;

· нейрофизиологических механизмах памяти, эмоций, внимания, речи;

· интегративной деятельности нервной системы;

знать:

· названия и функции отделов нервной системы;

· основные термины и понятия, связанные с работой нервной системы;

· значение возбуждения и торможения в нервной системе, виды их взаимодействия;

· законы проведения возбуждения, механизмы и значение синаптической передачи сигналов;

· возрастные особенности высшей нервной деятельности;

уметь:

· определять свойства нервной системы;

· определять межполушарную асимметрию;

приобрести навыки:

· оценивать уровень развития ребенка через призму деятельности нервной системы.

Объем дисциплины, формы текущего и промежуточного контроля

Объем дисциплины и виды учебной работы

Форма обучения очная

Вид учебной работы   050715 – Специальная дошкольная педагогика и психология 050517 – Логопедия
№ семестра
Аудиторные занятия:
лекции
практические и семинарские занятия
Самостоятельная работа
ВСЕГО ЧАСОВ НА ДИСЦИПЛИНУ    
Текущий контроль   Контр. раб. по теме занятий Контр. раб. по теме занятий
Виды промежуточного контроля   Экзамен - 4 Экзамен - 2

Форма обучения заочная

Наши рекомендации