Другие примеры привидений
П
лутарх, человек известный своим трезвым, серьезным умом, ча-
сто рассказывает о привидениях и призраках. Так, напр., он
рассказывает, что во время Марафонского сражения многие вои-
ны видели призрак Тезея, который вместе с Греками сражался про-
тив Персов. Он же в биографии Силлы рассказывает, что этот пол-
ководец видел во сне богиню, которую чтили Римляне по примеру
Каппадокиан, усвоивших особенное, высшее значение огню; богиня
эта называется или Беллоной, или Минервой или Луной. Явившись
Силле, она вложила ему в руки молнию для того, чтобы он метал ее
на своих врагов, которых она при этом назвала и перечислила, для
того, чтобы они, поражаемые молнией, падали пред ним и умирали.
Очевидно, эта богиня была Минерва, которой язычники так же, как
и Юпитеру, усвоили силу и право метать м0лнию.
Македонский полководец Павзаний 1 ненамеренно убил девушку
из одного лучшего византийского семейства, по имени Клеонику, и
потом день и ночь был преследуем тенью убитой. Тень постоянно
произносила пред ним следующие слова: «Предай себя суду правды,
которая карает злодеяния и ожидает тебя, гордость всегда пагубна
для смертных». Измученный наконец неотступно преследовавшим
его привидением, он отправился в вифинский город, Гераклию, где
был храм, жрецами которого были маги, называвшиеся психагога-
ми, т. е. заклинателями душ умерших. Когда Павзаний внес в храм
установленное пожертвование, жрецы стали вызывать душу Клео-
ники и заклинали ее прекратить свою вражду. Клеоника наконец
явилась и сказала Павзанию: «Скоро я явлюсь в Спарту и избавлю
ее от ее зла». Этими двусмысленными словами она, вероятно, ука-
зывала на его скорую смерть в Спарте.
Существование у Греков этого обычая — заклинать мертвых, до-
казывает, по крайней мере, то, что они верили в подобные вещи. Но
если Клеоника и действительно являлась к Павзанию и предсказала
ему близкую смерть, надо полагать, что тут предсказывала не сама
Клеоника, а по всей вероятности это был обман со стороны жрецов,
как это доказывается самой двусмысленностью данного Павзанию
ответа.
Историк Павзаний передает 2 , что, спустя уже четыреста лет пос-
ле Марафонского сражения, с того места, где оно происходило, каж-
дую ночь слышно было ржание лошадей и крик такого рода, как
Plutarch. in Cimone.
Pavsanias, Lib, I, c. 324.
будто там происходила самая жаркая битва. Плутарх рассказывает,
что в общественных банях его отечественного города Херонеи, в ко-
торых было убито много граждан из этого города, являлись приви-
дения и слышался страшный вой, вследствие чего принуждены бы-
ли закрыть эти бани. Но и после этого все-таки продолжал слышать-
ся из них шум и по временам в окружности этих бань бродили при-
видения.
Однажды философ Дион, ученик Платона и сиракузский полко-
водец, сидя под вечер в галерее своего дома, вдруг услышал боль-
шой шум и вслед за тем увидел привидение в образе женщины не-
обыкновенно громадного роста и похожей на фурий, как их обыкно-
венно изображали в трагедиях. Было еще довольно видно. Приви-
дение начало подметать в доме. Испуганный Дион пригласил к себе
своих друзей и упросил их остаться с ним ночевать; но призрак
больше уже не являлся. Вскоре после этого происшествия сын Ди-
она убился с крыши дома и сам Дион был убит заговорщиками.
Марк Брут, один из убийц Юлия Цезаря, однажды ночью увидел,
что в его палатку вошла какая-то мощная страшная фигура. Брут
спросил: «Кто ты? человек или Бог? и зачем ты сюда пришел?»
Призрак отвечал: «Я твой злой дух; ты увидишь меня в Филиппах».
Брут, нисколько не испугавшись, возразил: «Нет, я тебя не увижу
там». Потом он пошел и рассказал о случившемся Кассию. Кассий,
как эпикуреец, не верил в привидения и потому убеждал Брута, что
это было не более, как действие воображения. Таких духов и гениев,
говорил Кассий, которые бы могли являться людям, нет. Духи не
могут иметь ни человеческого образа, ни человеческого голоса и по-
тому не могут ничего нам делать. Слова Кассия несколько успокои-
ли Брута, но все-таки он никак не мог освободиться от невольного
беспокойства. Между тем, вскоре после этого, во время сражения в
равнине Филиппийской, сам Кассий увидел, что прямо на него едет
с опущенными поводами Юлий Цезарь (который в это время был
уже убит и в убийстве которого участвовал Кассий). Это так поразило
Кассия, что он тут же сам себя заколол своим собственным мечом.
Кассию Пармскому (не тому, о котором сейчас была речь) являл-
ся также в палатке злой дух и предсказал ему близкую смерть.
Друз, в царствование Августа, победивши Германцев, хотел рас-
положиться на Эльбе с намерением проникнуть далее в страну; но
был удержан от выполнения этого намерения явившимся ему в об-
разе необыкновенного роста женщины привидением, которое сказа-
ло ему: «Куда ты едешь, Друз? надежды твои никогда не осущест-
вятся; твой конец близок: воротись!» Друз воротился и умер на до-
роге, не дошедши и до Рейна, через который ему нужно было воз-
вращаться.
После того, как совершилось в Антиохии известное народное воз-
мущение, на следующую ночь какое-то существо, вроде фурий, быст-
ро пролетело через город, махая кнутом так, как погоняют лошадей.
Иоанн, епископ Атрийский, живший в VI веке, передает, что во вре-
мя величайшей чумы, свирепствовавшей при императоре Юстиниа-
не, о которой говорят все писатели того времени, видели, что по мо-
рю ездили какие-то черные люди без голов, на медных лодках и
везде, куда только они причаливали, тотчас начинала свирепство-
вать чума. Один египетский город был до того опустошен чумой,
что в нем осталось в живых только семь человек взрослых и один
десятилетний мальчик; эти люди, набравши множество золота, хо-
тели было бежать из города, но тотчас попадали мертвыми. Маль-
чик хотел было уйти, не взяв с собой ничего, но у городских ворот
был задержан привидением, которое насильно оттащило его в тот
дом, где лежали недавно умершие семь человек. Спустя несколько
времени, в город приехал приказчик одной богатой особы со слуга-
ми; мальчик убеждал его скорее бежать из города; но управитель
тотчас помер. Слуги его поспешили бежать и известили о всем слу-
чившемся своего господина.
Смерть Карлштадта, по рассказам базельских духовных, его сос-
луживцев, сопровождалась страшными явлениями. Они передают:
в то время, как Карлштадт произносил свою последнюю проповедь
в базельской церкви, он увидел, что подле консула стоит какой-то
огромный черный человек, — и от этого сильно смутился и испугал-
ся. Сошедши с кафедры, Карлштадт осведомился, кто такой этот не-
знакомец, который стоит возле консула; ему отвечали, что там вовсе
нет такого человека, какого он видит. Когда Карлштадт пришел до-
мой, ему пришлось ближе познакомиться с привидением. Черный
человек пришел к нему в дом и, как только вошел, тотчас схватил за
волосы самого младшего сына Карлштадта, которого он особенно
любил, поднял мальчика на воздух и сделал такую мину, как будто
хотел бросить мальчика на землю так, чтобы раздробить ему голову;
но он этого не сделал, а только велел дитяти сказать своему отцу,
что через три дня он опять придет к нему и что он должен гото-
виться к встрече с ним. Мальчик передал об этом отцу. Карлштад-
том овладел сильный страх и через три дня он умер 1 . Подобные
явления, по признанию самого Лютера, случались нередко в жизни
первых реформаторов.
Подобных примеров привидений можно бы привести бесчислен-
ное множество. Но при точном исследовании дела, едва ли во всех
их можно найти что-нибудь, что имело бы фактическую верность и
выдерживало критику здравого смысла. В доказательство этой мыс-
ли, я расскажу одно происшествие, которое тоже, по-видимому, име-
ло характер большой необычайности, а потом на самом деле ока-
залось только неверно понятым естественным, обыкновенным явле-
нием.
Moshovius, p. 22.
ГЛАВА IX