Другие примеры привидений


П

лутарх, человек известный своим трезвым, серьезным умом, ча-

сто рассказывает о привидениях и призраках. Так, напр., он

рассказывает, что во время Марафонского сражения многие вои-

ны видели призрак Тезея, который вместе с Греками сражался про-

тив Персов. Он же в биографии Силлы рассказывает, что этот пол-

ководец видел во сне богиню, которую чтили Римляне по примеру

Каппадокиан, усвоивших особенное, высшее значение огню; богиня

эта называется или Беллоной, или Минервой или Луной. Явившись

Силле, она вложила ему в руки молнию для того, чтобы он метал ее

на своих врагов, которых она при этом назвала и перечислила, для

того, чтобы они, поражаемые молнией, падали пред ним и умирали.

Очевидно, эта богиня была Минерва, которой язычники так же, как

и Юпитеру, усвоили силу и право метать м0лнию.

Македонский полководец Павзаний 1 ненамеренно убил девушку

из одного лучшего византийского семейства, по имени Клеонику, и

потом день и ночь был преследуем тенью убитой. Тень постоянно

произносила пред ним следующие слова: «Предай себя суду правды,

которая карает злодеяния и ожидает тебя, гордость всегда пагубна

для смертных». Измученный наконец неотступно преследовавшим

его привидением, он отправился в вифинский город, Гераклию, где

был храм, жрецами которого были маги, называвшиеся психагога-

ми, т. е. заклинателями душ умерших. Когда Павзаний внес в храм

установленное пожертвование, жрецы стали вызывать душу Клео-

ники и заклинали ее прекратить свою вражду. Клеоника наконец

явилась и сказала Павзанию: «Скоро я явлюсь в Спарту и избавлю

ее от ее зла». Этими двусмысленными словами она, вероятно, ука-

зывала на его скорую смерть в Спарте.

Существование у Греков этого обычая — заклинать мертвых, до-

казывает, по крайней мере, то, что они верили в подобные вещи. Но

если Клеоника и действительно являлась к Павзанию и предсказала

ему близкую смерть, надо полагать, что тут предсказывала не сама

Клеоника, а по всей вероятности это был обман со стороны жрецов,




как это доказывается самой двусмысленностью данного Павзанию

ответа.

Историк Павзаний передает 2 , что, спустя уже четыреста лет пос-

ле Марафонского сражения, с того места, где оно происходило, каж-

дую ночь слышно было ржание лошадей и крик такого рода, как



Plutarch. in Cimone.

Pavsanias, Lib, I, c. 324.



будто там происходила самая жаркая битва. Плутарх рассказывает,

что в общественных банях его отечественного города Херонеи, в ко-

торых было убито много граждан из этого города, являлись приви-

дения и слышался страшный вой, вследствие чего принуждены бы-

ли закрыть эти бани. Но и после этого все-таки продолжал слышать-

ся из них шум и по временам в окружности этих бань бродили при-

видения.

Однажды философ Дион, ученик Платона и сиракузский полко-

водец, сидя под вечер в галерее своего дома, вдруг услышал боль-

шой шум и вслед за тем увидел привидение в образе женщины не-

обыкновенно громадного роста и похожей на фурий, как их обыкно-

венно изображали в трагедиях. Было еще довольно видно. Приви-

дение начало подметать в доме. Испуганный Дион пригласил к себе

своих друзей и упросил их остаться с ним ночевать; но призрак

больше уже не являлся. Вскоре после этого происшествия сын Ди-

она убился с крыши дома и сам Дион был убит заговорщиками.

Марк Брут, один из убийц Юлия Цезаря, однажды ночью увидел,

что в его палатку вошла какая-то мощная страшная фигура. Брут

спросил: «Кто ты? человек или Бог? и зачем ты сюда пришел?»

Призрак отвечал: «Я твой злой дух; ты увидишь меня в Филиппах».

Брут, нисколько не испугавшись, возразил: «Нет, я тебя не увижу

там». Потом он пошел и рассказал о случившемся Кассию. Кассий,

как эпикуреец, не верил в привидения и потому убеждал Брута, что

это было не более, как действие воображения. Таких духов и гениев,

говорил Кассий, которые бы могли являться людям, нет. Духи не

могут иметь ни человеческого образа, ни человеческого голоса и по-

тому не могут ничего нам делать. Слова Кассия несколько успокои-

ли Брута, но все-таки он никак не мог освободиться от невольного

беспокойства. Между тем, вскоре после этого, во время сражения в

равнине Филиппийской, сам Кассий увидел, что прямо на него едет

с опущенными поводами Юлий Цезарь (который в это время был

уже убит и в убийстве которого участвовал Кассий). Это так поразило

Кассия, что он тут же сам себя заколол своим собственным мечом.

Кассию Пармскому (не тому, о котором сейчас была речь) являл-

ся также в палатке злой дух и предсказал ему близкую смерть.

Друз, в царствование Августа, победивши Германцев, хотел рас-

положиться на Эльбе с намерением проникнуть далее в страну; но

был удержан от выполнения этого намерения явившимся ему в об-

разе необыкновенного роста женщины привидением, которое сказа-

ло ему: «Куда ты едешь, Друз? надежды твои никогда не осущест-

вятся; твой конец близок: воротись!» Друз воротился и умер на до-

роге, не дошедши и до Рейна, через который ему нужно было воз-

вращаться.

После того, как совершилось в Антиохии известное народное воз-

мущение, на следующую ночь какое-то существо, вроде фурий, быст-

ро пролетело через город, махая кнутом так, как погоняют лошадей.




Иоанн, епископ Атрийский, живший в VI веке, передает, что во вре-

мя величайшей чумы, свирепствовавшей при императоре Юстиниа-

не, о которой говорят все писатели того времени, видели, что по мо-

рю ездили какие-то черные люди без голов, на медных лодках и

везде, куда только они причаливали, тотчас начинала свирепство-

вать чума. Один египетский город был до того опустошен чумой,

что в нем осталось в живых только семь человек взрослых и один

десятилетний мальчик; эти люди, набравши множество золота, хо-

тели было бежать из города, но тотчас попадали мертвыми. Маль-

чик хотел было уйти, не взяв с собой ничего, но у городских ворот

был задержан привидением, которое насильно оттащило его в тот

дом, где лежали недавно умершие семь человек. Спустя несколько

времени, в город приехал приказчик одной богатой особы со слуга-

ми; мальчик убеждал его скорее бежать из города; но управитель

тотчас помер. Слуги его поспешили бежать и известили о всем слу-

чившемся своего господина.

Смерть Карлштадта, по рассказам базельских духовных, его сос-

луживцев, сопровождалась страшными явлениями. Они передают:

в то время, как Карлштадт произносил свою последнюю проповедь

в базельской церкви, он увидел, что подле консула стоит какой-то

огромный черный человек, — и от этого сильно смутился и испугал-

ся. Сошедши с кафедры, Карлштадт осведомился, кто такой этот не-

знакомец, который стоит возле консула; ему отвечали, что там вовсе

нет такого человека, какого он видит. Когда Карлштадт пришел до-

мой, ему пришлось ближе познакомиться с привидением. Черный

человек пришел к нему в дом и, как только вошел, тотчас схватил за

волосы самого младшего сына Карлштадта, которого он особенно

любил, поднял мальчика на воздух и сделал такую мину, как будто

хотел бросить мальчика на землю так, чтобы раздробить ему голову;

но он этого не сделал, а только велел дитяти сказать своему отцу,

что через три дня он опять придет к нему и что он должен гото-

виться к встрече с ним. Мальчик передал об этом отцу. Карлштад-

том овладел сильный страх и через три дня он умер 1 . Подобные

явления, по признанию самого Лютера, случались нередко в жизни

первых реформаторов.

Подобных примеров привидений можно бы привести бесчислен-

ное множество. Но при точном исследовании дела, едва ли во всех

их можно найти что-нибудь, что имело бы фактическую верность и

выдерживало критику здравого смысла. В доказательство этой мыс-

ли, я расскажу одно происшествие, которое тоже, по-видимому, име-

ло характер большой необычайности, а потом на самом деле ока-

залось только неверно понятым естественным, обыкновенным явле-

нием.



Moshovius, p. 22. Другие примеры привидений - student2.ru



ГЛАВА IX

Наши рекомендации