О явлении злых духов и образе их явлений


К

ниги Ветхого и Нового Заветов и Церковная история пере-

дают также много опытов явления злых духов. Первое из-

вестнейшее и самое зловредное для человека явление диа-

вола, — это то, когда он под видом змия явился к Еве и искусил ее 1 .

С тех пор образ змия самый употребительный, чувственный образ

диавола. В Свящ. Писании диавол часто называется древним змием 2 ,

— говорится, что адский дракон будет сражаться с женою, под ви-

дом которой представляется церковь, и что он будет поражен Ар-

хангелом Михаилом и свержется им с высоты небесной 3 . Из книг

Ветхого завета известно, что в этом образе он был почитаем языч-

никами. В Вавилоне напр. воздавали божеское поклонение живо-

му дракону, которого Даниил умертвил, дав ему проглотить состав

из разных ядовитых веществ 4 . У язычников быль род гаданий пос-

редством змей, который назывался у них офиомантией.

Египтяне, Греки и Римляне почитали змей и смотрели на них, как

на что-то божественное. Воздавали гадам божеское почитание 5 . Бла-

женный Августин 6 передает, что Манихеи признавали змия за Хрис-

та и говорили, что это животное, подав известный совет Адаму и

Еве, чрез это самое открыло им глаза. По общепринятому мнению,

выражения Абраксас или Абрахадабра 7 , которые считались священ-

ными у древних еретиков Василидиан, которые, подобно Манихеям,

признавали два начала всех вещей, доброе и злое, — по своему на-

чертанию представляли образ змея. Абраксас с еврейского значит

злое начало, или отец зла, — Аб-ра-хад-аб-ра — означает также еди-

ный отец зла, или единое злое начало.

Блаженный Августин 8 замечает, что ни одно животное не употреб-

лялось так часто при волхованиях, как змея, как бы в наказание за то,



Быт. III, 1-23.

Апок. XII, 9.

Апок. XII, 7-9.

Дан. XIV, 23-26.

Aelian, Hist. animal.

Aug., Tom VIII, p. 28, 264.

Ab-racha – отец зла, или злой отец.

Aug. de Penes. ad lit. I, 2, c. 18.

Весь языческий мир в своих мифах о борьбе божественных героев со змием, или сата-

ною, единогласно указывает на неоспоримую истинность Моисеева повествования о яв-




лении демона Еве в образе змия. В сочинении доктора Зеппа: Das Heidenthum und dessen

Bedeutung für das Christenthum, III Thl. 8 J. —говорится относительно этого предмета так:

что змий-обольститель вначале внес в мир зло, от чего извращено в нем (мире) пер-




то, что она соблазнила первого человека. Впрочем, более обыкно-

венный вид, в каком демон являлся людям и искушал их, — это об-

вобытное совершенное состояние и возникла борьба между добром и злом с перевесом

этого последнего, и что этого древнего змия, по обетованию, имел победить и сокрушить

ему главу небесный герой, рожденный от девы, — эта религиозная идея были присуща

всем народам древности и у всех их выразилась в мифе о борьбе с драконом. Так, Зевс

побеждает змеевидных Титанов; Аполлон — Пифона; Геркулес побеждает Гесперндова

дракона, — хранившего прекраснейший сад с золотыми яблоками, принадлежавший трем, а

по другим, четырем сестрам, называвшимся Гесперидами, — побеждает также девяти-

головую Лернейскую гидру, у которой всякий раз, как только отсекалась у ней голова,

тотчас на место ее вырастала новая. между тем как враждебный герою рак щипал его за

пятки. Геркулес же убивает буйного Цербера, у которого было 3, а по Гесиоду (Theog.. V,

312) даже 50 голов. Озирис борется с Тифоном и Горус умерщвляет этого бога-дракона,

или Баал-Зефона, самое имя которого означает змия. Ормузд побеждает Аримана, кото-

рый под видом змея соблазнил праотцов, — и Феридун низвергает с неба князя драконов

Ацдегака, или Цогака. В Индии Вишну отрубает голову дракону Рагу, а Кришна воюет

против черного дракона Цеши с пятью головами и умерщвляет его, раздавив ему наконец

головы. У Иова (в III, 8; XXVI, 12, 13) и у Псалмопевца (I.XXIII, 14, LI, 9) образно пред-

ставляется Иегова поражающим змия Левиафана. Тибетяне представляют свою Дургу бо-

рющейся с Магаасурой, великим злым духом. Дурга — это восточная Минерва, потому

что и Минерва изображается также победительницей змея с копьем и чудовищем подле

нее (Pavsanias I, 24). В образе молодой девушки Дурга наступает ногой на голову змия и

отсекает ее от туловища; но когда на обезглавленном туловище вырастает верхняя часть

человеческого тела, она вонзает меч в сердце туловища. У Камчадалов этот миф имеет то

отличие, что богиня раздавливает голову змия. В честь этой богини — победительницы

змей у язычников было два годовых праздника, с которыми по времени совпадают хри-

стианские празднества св. Георгия и Михаила: один из них праздновался весной, другой

осенью. Победу над змием приписывали Финикияне Кадму. который будто бы победил

Пифона при Исмейском источнике у Киферона, — Греки и другие восточные народы Пер-

сею, Арамейцы — Араму. В северной Германии Тор побеждает народного змея Иормун-

гарда, Фрейр исполина Бели; Зигфрид, Отнит и Вольфдитрих по примеру богов сра-

жаются с крылатым змием. У Богемских и Польских Славян есть рассказ о чудовище

Турисе, которое было побеждено Кроком; Русские называют св. Владимира победителем

змей. Еще национальнее в этом отношении их победитель змей Журило. Никто не мог

победить ужасного Линта, но Журило, обладая необыкновенной силой, сламывает дерево

и убивает им страшилище. Это борьба вола со змеем. Подобно Тезею, Журило получает

от Яги-Бабы клубок ниток, который, постепенно разматываясь, указывает ему путь к вол-

шебному замку князя Зимы Кощея, похитившего удивительно прекрасную Милолику, ко-

торую Журило теперь и освобождает увозит на своем чудном коне. У Ацтеков змей в

свите бога войны представляет многознаменательный символ; изображение борьбы со

змием высшего божества и умерщвление его этим последним как воплощенной разруши-

тельной силы, встречается также на Мексиканских картинах; Тетцкатлипока представ-

ляется убивающим большого змия (Cortes, I. с. 211). По понятию Китайцев, солнечные и

лунные затмения происходят от того, что змий тьмы заслоняет собой сияние солнца и лу-

ны, но при этом Илиос (бог света) всегда остается победителем .

Все эти мифы получают, конечно, полный свой смысл и истинное значение только при

свете христианства, — при свете той истины, что Сын Благословенной в женах Девы Ма-

рии, Христос, побеждает древнего змия — диавола в охраняет свою непорочную невесту

— церковь от его козней. В средневековой храмовой символике Спаситель изображается

в виде победителя львов и змей с победной хоругвью, — смысл такой: в виде победителя

львов Он изображается, как победитель грубой силы древнего язычества, а в виде победи-

теля змей как победитель тонкой хитрой силы современного язычества и современных

врагов церкви Христовой. Примеч. Немецкого переводчика.

25 О явлении злых духов и образе их явлений - student2.ru



раз человеческий: вероятно, в таком виде явился он Иисусу в пус-

тыне (Матф. IV) и искушал его. Почти во всех тех явлениях диаво-

ла, которые в таком бесчисленном множестве передаются нам жития-

ми Святых, он имел человеческий образ. Для того, чтобы предста-

вить фактические доказательства действительности явлений диаво-

ла и несколько примеров на то, в каком именно виде и зачем яв-

лялся он, представляем несколько фактов его явления, заимство-

ванных из жизнеописаний Святых.

Незадолго до нашествия Персов на Греческую империю, во второй

Киликийской епархии в городе Адане, с экономом соборной церк-

ви этого города Теофилом случилось такое происшествие.

Теофил отличался и всем известен был безукоризненно-честным

и в высшей степени деятельным выполнением своих обязанностей

по должности и своими христианскими добродетелями. Он был гла-

зом и десницею своего епископа. Он был отцом для сирот, питате-

лем для вдов, щедрым подателем для нищих, заступником для оби-

жаемых, помощником для беспомощных, и потому пользовался все-

общею любовью и уважением. И когда епископ Аданы умер, то все

единодушно желали, чтобы епископом был сделан Теофил, и обра-

тились об этом с просьбою к киликийскому первопрестольному ар-

хиерею. Архиерей разделил общее желание. Но Теофил, по чувству

христианского смирения и по слишком высокому уважению к епи-

скопскому сану, решительно отказался от принятия на себя этого

сана. Напрасны были все просьбы к нему об этом со стороны всего

народа, клира и первопрестольного архиерея. Теофил остался при

своем решении. Принуждены были сделать епископом другого, а

Теофил остался при прежней экономской должности. Несмотря на

безукоризненно-честную жизнь Теофила, нашлись люди, которые

по внушению духа злобы и зависти начали клеветать на Теофила

пред епископом и обвинять его в самых непотребных вещах. Епис-

коп, сам хорошо зная Теофила, как человека в высшей степени бла-

гочестивого и добродетельного, сначала долго не давал никакой ве-

ры этим клеветам и обвинениям. Но так как они не прекращались, а

все более и боле усиливались, то епископ мало-помалу стал верить

им и решился наконец удалить Теофила от экономской должности

под тем предлогом, чтобы дать ему покой от продолжительных тя-

желых трудов. Теофил беспрекословно повиновался. Теперь зависть

и злоба демона приняли другое направление. Прежде он действовал

чрез других людей, теперь он начал всеми силами действовать на

душу самого Теофила. Демон стал возбуждать и развивать в нем та-

кую мысль, что он подвержен от епископа совершенно несправед-

ливому унижению, что за его труды и добродетели ему заплатили

оскорблением и пренебрежением. Мало-помалу эта мысль разви-

лась в Теофиле до такой степени, что он наконец вообразил, что он

всеми в высшей степени унижен, оскорблен, поруган, и в связи с

этим скоро его душою овладело непреодолимое желание как можно




более возвыситься между людьми. Он сильно возжелал теперь на

первых порах, по крайней мере, получить свою прежнюю долж-

ность. Властолюбие до того овладело Теофилом, что он решился на-

конец, для выполнения своих честолюбивых желаний, искать помо-

щи у волшебства и бесовской силы. И вот он отправляется к извест-

нейшему в то время волхву и чародею, открывает ему свои желания

и со слезами просит у него помощи, обещая должное вознаграж-

дение. Волхв с радостью соглашается помочь несчастному и, обна-

дежив его, велит ему прийти к себе в следующую ночь. Теофил ушел

обрадованный, и в следующую полночь опять является к чародею.

Волхв ведет его на ипподром, т. е. на место конских ристалищ, и

говорит ему: если ты увидишь какое-нибудь видение, или услы-

шишь какой-нибудь голос, не пугайся и не совершай крестного зна-

мения. Теофил соглашался на все и тотчас пред их глазами воз-

никло такое привидение: они увидели множество странных лиц,

разодетых в разные светлые платья и со свечами в руках. Это был

сонм демонов; они славословили своего князя-сатану, который с

гордостью и надменностью восседал среди них. Волхв взял Теофила

за руку, ввел его в сборище и предстал с ним пред князем демонов.

Сатана спросил волхва: «Зачем ты привел к нам этого человека?»

Волхв отвечал: «Я привел к тебе его, господин мой, потому, что он

очень много обижен своим епископом и просит твоей помощи». Са-

тана сказал на это: «Как я помогу человеку, который есть раб Своего

Бога? Если же согласен сделаться моим рабом и поступить в число

моих слуг, в таком случае я ему так помогу, что он получит власть

большую той, какую он имел прежде и даже той, какую имеет епис-

коп». «Слышишь, что говорит князь», сказал волхв Теофилу. «Слы-

шу», отвечал Теофил, «и сделаю все, что только прикажет он мне»,

— и с этими словами он повергся к ногам бесовского князя и начал

лобызать его ноги. Тогда диавол сказал, обращаясь к Теофилу: «Пусть

этот человек отречется от Сына Марии и от нее самой, потому что я

их глубоко ненавижу. И пусть это отречение он напишет своею соб-

ственною рукою и отдаст эту рукопись мне; и тогда пусть требует от

меня всего, чего ему угодно; я все исполню». «Я согласен сделать

все, что бы ты ни повелел», сказать Теофил, «лишь бы я получил то,

чего желаю». Услышавши это, сатана простер свои бесовские руки и

начал обнимать и лобызать Теофила, говоря при этом: «Радуйся, мой

искренний, верный друг!» — Потом Теофил произнес отречение от

Христа и его Пречистой Матери, написал это отречение на заранее

приготовленной для этого волхвом бумаге, запечатал ее и отдал кня-

зю тьмы. И дружески обнявшись и облобызавшись, новые друзья

расстались. Сатана с своею свитой сделался невидим. А Теофил и

волхв с радостью отправились домой.

На другой день после этого происшествия, епископ, нужно по-

лагать, по внушению от Бога, а не от диавола, раскаялся в том, что

он отставил от экономской должности Теофила, призвал его к себе




и снова возвел его на эту должность и при этом вручил ему власть

во всех церковных делах вдвое большую той, какою он владел преж-

де. Епископ потом даже публично пред целым клиром и народом

просил у Теофила прощения за сделанное ему им оскорбление. И

весь почет и уважение от всех, какими пользовался Теофил прежде,

не только опять возвратились к нему, но сделались еще несравнен-

но больше прежнего. Честолюбие Теофила было удовлетворено: он

был успокоен. Но недолго продолжалось это гибельное спокойст-

вие. Милосердный Господь не дал погибнуть грешнику до конца.

Скоро он возбудил в его сердце раскаяние. Скоро Теофил ясно соз-

нал и глубоко почувствовал все несчастие своего положения. Рас-

каяние его было слишком глубоко и искренне; день и ночь прово-

дил он в слезах о своем беспредельном оскорблении Господа и Пре-

чистой Его Матери, о своем глубочайшем падении. И как ни велика

была его виновность пред Богом, мысль о беспредельном милосер-

дии Божием, не хотящем, да кто погибнет, но да вси в покаяние

приидут, — внушала ему надежду на помилование и дерзновение

обратиться к Премилосердому с молитвою о прощении и спасении.

И вот Теофил оставляет все свои занятия по службе и решается все

свои силы и все время употребить на исходатайствование себе про-

щения у Господа; — для этой цели он заключается в одной Церкви

Божией Матери и здесь, пред иконою Пресвятой Девы, целых сорок

дней и сорок ночей проводит в постоянном, глубоком сокрушении о

своей греховности, в строжайшем посте и постоянной слезной мо-

литве о своем помиловании. Наконец, по прошествии сорока дней, в

полночь, когда Теофил по обыкновению молился, является к нему

Божия Матерь и говорит ему: «Зачем же ты так бесстыдно обра-

щаешься, взываешь и молишься ко Мне, чтобы я помогла тебе? ведь

ты же отрекся от Сына Моего и от Меня! Как же я стану молиться за

тебя к Сыну и Богу Моему, когда ты отдался диаволу и дал ему в

этом рукописание, — когда ты раб диавола? И я Сама не могу тер-

петь оскорблений Сыну Моему и Богу. Я могу простить тебя в том, в

чем ты согрешил против Меня, — но озлоблений и оскорблений,

которые вы делаете Сыну Моему, вторично распиная Его таким об-

разом, я не могу видеть и слышать. От совершивших такие озлоб-

ления и оскорбления потребны многие подвиги и глубокое сердеч-

ное сокрушение для того, чтобы они были помилованы Господом,

поелику Он хотя премилосерд, но вместе есть и Судия праведный,

воздающий каждому по делам его». Теофил, ободренный явлением

Богоматери, выразил пред ней все свое глубочайшее сокрушение,

все свое искреннейшее раскаяние, и принес к ней пламенную, слез-

ную молитву о заступлении за него пред Господом и исходатай-

ствовании ему помилования. — Увидев искреннее и глубокое рас-

каяние Теофила, Матерь Божия повелела ему произнесть право-

славное исповедание веры. Теофил с искренним чувством исполнил

это повеление. После этого Богородица обещала ему помолиться за




него пред Господом и скрылась. Теофил по-прежнему продолжал

непрестанно сокрушаться и молиться. Чрез три дня опять является

к нему Матерь Божия с радостным лицом и светлыми очами — и

возвещает ему, что его раскаяние благоугодно Господу, что молитва

его услышана, и что ему даруется Богом помилование под тем толь-

ко условием, чтобы он впредь до конца своей жизни оставался вер-

ным Богу. Теофил высказал искреннейшее благодарение к Преми-

лосердному Господу и к Его Пречистой Матери и искреннейшее же-

лание и готовность во все дни живота своего быть преданным Гос-

поду, и молил Матерь Божию о том, чтобы ему было возвращено

данное им демону рукописание. — Богородица сделалась невидима.

Чрез три дня, в продолжение которых Теофил по-прежнему пре-

бывал в посте и непрестанной молитве, когда он наконец, уже

слишком удрученный подвигом покаяния, уснул, он в сонном виде-

нии увидел, что Матерь Божия несет к нему это рукописание. От

радости он проснулся и действительно увидел, что рукописание это

лежало на его груди. После этого Теофил частью от перенесенных

им духовных трудов, частью от необыкновенной радости впал в ка-

кое-то полумертвое состояние. Пришедши в сознание, он принес до-

стодолжное благодарение Богу и премилосердой Заступнице рода

христианского, и потом для большего очищения себя пожелал со-

вершить публичную исповедь. Для этой цели он во время Бого-

служения явился к Архиерею, рассказал ему всю историю своего па-

дения и спасения и просил его огласить эту историю во всеуслыша-

ние, для общего назидания. Просьба его была исполнена. Вся исто-

рия была оглашена пред всем народом и епископ потом произнес

приличную случаю речь. В продолжение всего этого Теофил лежал

у ног епископа и плакал. Потом Теофил был приобщен Святых Тайн

и весь народ принес хвалу и благодарение Господу Богу. — Осталь-

ное краткое время своей жизни Теофил провел в подвигах молитвы

и воздержания1 .

Святой Священномученик Киприан2 , который до своего обраще-

ния в христианство был волшебником и имел непосредственные

сношения с демонами, сам рассказывает о себе следующее: «По-

верьте мне, говорит он, я видел самого диавола, свидание с ним я вы-

молил у него многими жертвоприношениями; встретившись с ним,

я обнимал и лобызал его и наслаждался беседами его и почетней-

ших его служителей».



Чет. Мин. месяца июня 23 день.

Там же, октябрь месяц, 2-й день.



ГЛАВА VI

Наши рекомендации