Оценка психолого-педагогической зрелости
готовность к обучению в школе представляет собой некий комплекс психологических свойств и характеристик личности. На педагогический процесс влияет, Прежде всего, психологическая готовность к школьному обучению, в частности, отношение ребенка ко взрослому, сверстнику'и самому себе.
Специфической особенностью в общейии ребенка со взрослыми в школе
будет подчинение поведения и действий ребенка определенным нормам и пра
вилам. Ребенок будет опираться не только на данную ситуацию, но и на опреде
ленные, сознательно принятые задачи, правила. Общение становится внеситу
ативным. Для понимания учебной задачи как важнейшего компонента учебной
деятельности ребенку необходимо осознавать, логические, смысловые отноше
ния, уметь понимать взрослого и определенным образом строить с ним отно
шения. ' - ■''.
Для определения умения ребенка принимать учебную задачу можно использовать нижеизложенные задания.
Ребенку дают два карандаша различной длины, причем так, что меньший несколько выступает вперед. Ребенка просят показать больший карандаш. Или ребенку предлагают решить задачу: «Встретились большая-пребольшая мышь, самая огромная из всех мышей, и маленький-премаленький слоник, самый малюсенький из всех слонов. Кто больше, мышка или слоник?»
При решении данных заданий за ребенком нужно наблюдать: насколько он принял задачу как учебную; сколько времени затрачено им на обдумывание; как сосредоточен в выполнении задания; просил ли ребенок повторить условие задачи и пр. Способность устойчиво удерживать контекст общения, видеть условный план в вопросах взрослого — основная составляющая психологической готовности детей к школе.
Другой составляющей готовности является взаимодействие и общение со сверстниками. Соответствующий уровень развития общения ребенка со сверстниками позволяет ему адекватно действовать в условиях коллективной учебной Деятельности.
Для выявления способности детей к сотрудничеству и содержательному общению друг с другом в совместной деятельности и со взрослыми можно предложить детям поиграть в лабиринт и задать им косвенные и прямые вопросы.
Игра в лабиринт: на прямоугольной доске изображен лабиринт, в противоположных его углах — два гаража с несколькими игрушечными машинками, окрашенными в соответствующие гаражам цвета. Перед началом игры машинки стоят в «чужом» гараже. Двум детям предлагается провести машинки по лабиринту так, Чтобы каждая из них оказалась в гараже соответствующего цвета.
Это задание может быть выполнено при условии умения детей согласовывав свои действия на основе партнерства. Необходимо наблюдать, насколько:
■ обращено внимание ребенка на партнера (а не только на машинки);
■ ребенок ставит цель — поставить машину в гараж (а не только манипулируй машинами);
■ взаимодействие с партнером носит постоянный (не эпизодический) характер.
■ игра имеет характер планирования последовательности своих действий, пред. видения результатов;
■ развит кооперативно-соревновательный (не соревновательно-сопернический) уровень общения со сверстниками.
Показателем уровня общения ребенка со сверстниками является умение решать косвенные и прямые задачи. Детям предлагаются три прямые и три косвенные задачи.
Прямые задачи:
1. На ветке сидели две птички. Прилетели еще три. Сколько стало на ветке птичек?
2. Около школы росло шесть деревьев. Три дерева пересадили. Сколько деревьев оказалось около школы?
3. У мальчика было четыре конфеты. Его угостили еще одной конфетой. Сколько конфет стало у мальчика?
Косвенные задачи:
1. На ветке сидели птички. К ним прилетели еще две птички, всего стало 5 птичек. Сколько вначале было птичек на дереве?
2. Около школы росли деревья. Когда выкопали три дерева и пересадили их на другое место, то осталось четыре дерева. Сколько изначально росло деревьев около школы?
3. У мальчика были конфеты. Когда его угостили еще одной конфетой, у него их стало пять. Сколько вначале было конфет у мальчика?
Дети, легко справившиеся с обоими типами задач, имеют довольно высокий уровень общения со сверстниками. Дети, которые не справились ни с прямыми, ни с косвенными задачами, как правило, просто не владеют необходимыми для общения умениями, арифметическими навыками (сложением и вычитанием). Дети, справившиеся с прямыми и не справившиеся с косвенными задачами (решают косвенные задачи как прямые) имеют низкий уровень общения и взаимодействия со сверстниками. Такие дети не видят ситуацию «другими глазами», не могут согласиться с точкой зрения партнера.
Третья составляющая психологической готовности к школе — самосознание личности. В дошкольном возрасте происходят изменения в отношении ребенка к самому себе, он становится переживающим субъектом, у него формируется самооценка. Самооценка дошкольников, как правило, завышена. У ребенка появляется также способность к обоснованию своих оценок. Данное новообразование
аясно в психическом развитии ребенка для формирования такого компонента е5но*й деятельности, как самоконтроль и самооценка.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Подходы к определению готовности детей к обучению в школе.
2. Понятие школьной зрелости и методы ее определения.
3. Методы ориентировочной оценки школьной зрелости.
4. Оценка физического развития детей. v;'■
5. Методы углубленной оценки сформированное™ школьно-необходимых качеств.
6. Критерии готовности детей к обучению в школе.
18 Возрастная анатомия
Глава 11
БИОЛОГИЧЕСКИЕ РИТМЫ ОРГАНИЗМА