Вар. Основные этапы развития речи

Особенности развития речи Условия развития речи
Развитие понимания речи Развитие активной речи
Младенчество
Ребенок начинает фиксировать свой взгляд на предметах, тянется к игрушкам, прислушивается к голосу взрослого. К концу периода гуления у ребенка начинают развиваться задатки импрессивной стороны речи: он вслушивается в речь окружающих, узнает знакомые голоса, адекватно эмоционально реагирует на голос окружающих. К концу периода у ребенка формируется начальное понимание обращенной речи: может понимать отдельные инструкции и подчиняться им. Первые довербальные реакции: крик, сопение, пыхтение и др. 2-6 мес: звуковые реакции – крик, смех и гуление (гуле-ние свойственно всем детям: звуки гуления не являются речевыми звуками, ребенок произносит звуки близкие к гласным и редуцированным согласным) 5-6мес - 1год – период лепе-та (появ-cя только у детей с сохранным физическим слу-хом) – образование лепет-ных комплексов идет под контролем слуха, ребенок из множества звуков, который произносит его артикуля-ционный аппарат, начинает набирать и оставлять только те звуки, которые он слышит вокруг себя. Взрослый должен поддерживать эмоциональный контакт с ребенком, стимулировать произнесение речевых комплексов: ласково разговаривать с ребенком, наклоняться к нему, улыбаться, повторять за ним, стимулировать угуканье.
1 – 2 года
В речи окружающих ребенок преимущественно реагирует на эмоциональную окраску речи, меньше обращает внимания на смысловую сторону. Импрессивная речь развивается более быстрыми темпами чем экспрессивная. Понимает названия отдельных предметов. Показывает их на сюжетных картинках. Узнает их на картинках.   Этап появления первых слов (по А.Н.Гвоздеву): первые слова (1г – 1г6мес)похожи на лепетные комплексы, но уже имеют понятийную основу, приобретают предметн. соотнесенность. К полутора годам словарный запас возрастает с 20 до 50 слов, появляются предложения, слоговая структура стабилизируется. В этом возрасте ребенок в силу нехватки лексических и грамматических средств широко использует жестовую речь. В этот период нежелательны разлуки с матерью, большое количество новых людей, резкие изменения обстанов-ки, т.к. эти изменения формируют стойкое чувство страха, повышают нервную возбудимость, могут вы-звать отставание в развитие речи. Отсутствие предмет-но-действенного общения со взрослыми тоже может привести к речевому отставанию. В этом возрасте начинает формироваться регулятивная функция речи – поведение ребенка можно регулировать с помощью слов «можно», «нельзя».
2 – 3 года
Продолжает развиваться коммуникативная функция речи – период «Почемучек». Понимает обозначаемые на картинках действия, выполняет инструкции типа: Покажи, кто сидит, кто спит; Выполняет двухступенчатую инструкцию: Пойди в кухню и принеси чашку; понимает значение предлогов в привычной конкретной ситуации – На чем ты сидишь? Понимает прочитанные короткие рассказы и сказки (С опорой на картинку, а затем без нее)   Этап «усвоения грамматической структуры предложения» (по А.Н.Гвоздеву) – самое мощное накопление словарного запаса, при этом должна наблюдаться слоговая стабильность слов. К 3 годам должны быть усвоены все звуки, кроме шипящих (ж,ш,ч,щ), свистящих (ц), соноры (р, рь, л). Появление грам-матических средств: фраза из 2-3 слов, множ.число сущест. и глаголов, простые предлоги. Неусвоенными могут оставаться склонения, спряжения, сложные логико грамматические конструкции. В этот период активно развивается речевая конструктивная деят-сть, ребенок постоянно изобретает новые слова.   Нельзя ставить звуки не положенные по онтогенезу, т.к. еще не сформировалась требуемая моторика
3 – 4 года
Понимает сложноподчиненные предложения, значение предлогов вне конкретной привычной ситуации. Знает названия основных цветов. Слушает длинные сказки и рассказы. Выполняет двухступенчатую инструкцию типа: Пойди в кухню, принеси чашку. «Обиходная фразовая речь с пробелами лексико-грамматического и фонетического строя» (по А.Н. Гвоздеву): ребенок свободно подбирает слова и строит высказывание Необходим постоянный «диалог» ребенка со взрослым, при котором взрослый «обучает» ребенка: знакомит с окружающим миром, людьми, назначением предметов.
Средний дошкольный возраст
Выполняет словесные задания с предлогами: сзади, между, рядом, к и т.п. выполняет три последовательные команды, понимает условные предложения со словом если. Понимает грамматическую форму предложений типа: Картина была нарисована Машей. В этот период у ребенка появляется чувство звуковой нормы. К концу периода у ребенка складываются фонетические, лексические и грамматические нормы. К 5 годам язык усваивается как нормированная система. Ранняя диагностика речевых нарушений способствует своевременному воздействию, эффективности избранных мер и позволяет сгладить, скорректировать дефект сообразно компенсаторным возможностям ребенка
Старший дошкольный возраст
Ребенок понимает абстрактные сложные конструкции, все значения предлогов, т.е. понимает практически всю речь окружающих, за исключением отдельных сложных новых слов. Звуковая сторона речи усвоена полностью, дифференцируют на слух и в произношении. Дальнейшее развитие и обогащение словаря и средств грамматики, идет развитие письменной речи. Воспитывать у ребенка уверенность в собственных силах, успешность, желание использовать приобретенные навыки в повседневной жизни.
       

Наши рекомендации