Твердая мозговая оболочка сбоку при вертикальном черепном сечении

Утверждение, что черепные кости лишены движения, противоречит анатомо-физиологическим знаниям, признающим за жидкой составляющей кости такую эластичность, которая гарантирует несколько микрон подвижности.

Черепные структуры, несмотря на то, что в них может идти процесс сращения костей, всегда будут видны на радиографической пленке во всех фазах жизни - феномен, который не имеет места при зарастании щелей при переломе кости.

Существуют приемы, позволяющие разделить кости черепа на отдельные элементы для дилатации, даже когда череп находится в состоянии окаменелости. Хорошо знают, как можно изменить форму и расположение костей черепа врачи-ортодонты, действующие подобно боксерам, которым удается без переломов поглощать кинетическую энергию, сопровождающую страшные удары по лицу или по голове.

Если бы соответствовало действительности утверждение, что кости черепа не деформируются, что они неподвижны и тверды, у нашей жизни было бы мало шансов продлиться долго; силовые воздействия и травмы, которым подвергается наша голова, привели бы к целому ряду переломов.

Движения, мануально различаемые на уровне черепа, очень невелики; но они воспринимаются натренированной рукой. Можно уловить меняющиеся в зависимости от индивидуальной морфологии черепа направления движения.

Некоторое время назад мы прочли статью под любопытным названием: “Что скрывается за кривым лицом?” - И сегодня в качестве остеопатов мы можем дать такой ответ:

“За кривым лицом скрывается адаптация основания черепа, присутствующая уже с рождения, которая обуславливает силы, проявляемые соединениями мозговых оболочек, а впоследствии развитие и форму периферийных костей черепа, а следовательно, форму таких структур как нёбо, глазницы, рот, уши и сократительную работу черепных мышц.”

С выраженным подобным образом утверждением, кажется, сложно согласиться, но последующая правильная методология делает его вполне приемлемым. Если мы пойдем вперед по порядку, то должны будем с необходимостью признать некоторые сведения, касающиеся эмбриологии и фаз рождения, на основе которых легче понять, какие именно механизмы адаптации череп задействует при рождении и продолжает использовать в дальнейшем в целях выживания.

Знание остеопатической черепно-крестцовой методологии начинается с углубленного познания черепной остеологии и с формы сочленения каждой отдельной кости, составляющей череп (отсылаем читателя к специальным пособиям по анатомии).

Остеопатическое знание отталкивается от суставных черепных структур, интерпретируемых в своеобразном ключе: будем считать, что они обладают незначительной возможностью движения, большей в новорожденном и меньшей в старике, но все же присутствующей всегда и определяющей качество жизни. Эмбриологический матрикс, из которого эволюционирует форма черепа - это матрикс соединительной ткани, в отношении которой произойдут в дальнейшем физиологические дифференцировки.

Черепно-лицевой остеогенез должен учитывать увеличение объема мозга и развиваться самым гибким образом, чтобы препятствовать возможному сжатию содержимого. Череп с эмбриологической точки зрения разделяется на две части, имеющие различные цели: мозговой черепивисцеральный череп.

Мозговой череп состоит из собственно мозговой оболочки, вмещающей мозг, внутри закрытой коробки, наполненной жидкостями, которые служат самыми настоящими амортизаторами; они создают структуру, не сжимаемую механическим способом, основной функцией которой является защита мозговой массы.

В мозговом черепе выявляются два различных типа окостенения, потому что основных составляющих матрикса тоже две: мембранная, которая имеет значение для черепной коробки, окружающая мозговое вещество, и хрящевая, которая участвует в образовании основания черепа, составляя опору для мозга (низ основания черепа).

Кости черепа при рождении не сочленены между собой прямым образом; зазоры между одной костной долей и другой в точках перекрещивания различных костей черепной коробки образуют шесть перепончатыхпромежутков, присутствующих на уровне швов и называемых родничками; эти промежутки, окостенение которых запаздывает по сравнению с другими структурами, подвергнутся деформации в момент рождения. Они будут первыми точками, способными адаптировать внутричерепное давление, допуская физиологическую асимметрию костей черепной коробки.

Висцеральный череп состоит из костей, образующих скелет лица; его рост зависит от развития и формирования мозгового черепа, поскольку некоторые кости мозгового черепа прямо сочленяются с лицевыми костями (как в случае височной кости, клиновидной кости, решетчатой кости и др.), которые могут обуславливать форму лица, глазных впадин, неба и нижней челюсти индивидуума. Обусловленность может быть как прямой, так и косвенной, через посредство других структур.

Сочленение клиновидной кости и основной части затылочной кости(рис. 29) создает суставное отношение между затылочной и клиновидной костями и с рождения обладает подвижностью, позволяющей ему определенную степень движения.

Р и с у н о к 29

Наши рекомендации