Трактовка результатов исследования уровня глюкозы в крови
Взятие крови натощак (не менее чем через 6–8 ч после последнего приема пищи). Желательно брать кровь в утренние часы. Исключить перед исследованием повышенные психоэмоциональные и физические нагрузки. Необходимо использовать пробирки с ингибиторами гликолиза или сразу отделить плазму (сыворотку) крови от контакта с клетками путем центрифугирования. При несоблюдении этих условий могут наблюдаться ложно заниженные результаты.
Концентрация глюкозы в крови определяется соотношением процессов ее образования и утилизации, которые регулируются различными гормонами. Инсулин — основной гипогликемический фактор — стимулирует транспорт глюкозы внутрь клеток, снижая ее уровень в крови. Другие гормоны — глюкагон, кортизол, адреналин, гормоны щитовидной железы, соматотропин, тиреотропин — посредством разных механизмов стимуляции образования глюкозы вызывают повышение ее уровня в крови, проявляя тем самым гипергликемическое действие.
В результате действия регуляторных механизмов содержание глюкозы в крови в норме колеблется в узком диапазоне значений.
Студент должен знать: основные жалобы больных при заболеваниях кроветворной системы и эндокринной системы, диагностическое значение осмотра и пальпации лимфоузлов и селезенки, диагностическое значение физикальных методов исследования кроветворной и эндокринной системы, диагностическое значение общего анализа крови, биохимического анализа крови.
Студент должен уметь: провести расспрос и сбор жалоб у больных с заболеваниями кроветворной системы и эндокринной системы, провести осмотр больного с патологией кроветворной и эндокринной системы, методически правильно провести пальпацию периферических лимфоузлов и селезенки, провести пальпацию щитовидной железы и оценить глазные симптомы при заболеваниях щитовидной железы.
Базисные знания:
• анатомия
• физиология
• патофизиология
• патанатомия
- Из предшествующих курсов студент должен знать: анатомию и топографию, нормальную физиологию кроветворной системы, эндокринной системы.
Учебная карта занятия:
Вопросы для подготовки к занятию
1. Показатели общего анализа крови у здорового человека и изменения в общем анализе крови при патологии.
2. Назовите основные группы периферических лимфатических узлов. Пальпация периферических лимфоузлов. Методика, план описания данных.
3. Какие лимфоузлы могут пальпироваться в норме, описание данных у здорового человека. Какие лимфоузлы увеличиваются только при патологии? Как отличить воспалительные и опухолевые поражения лимфоузлов (по данным пальпации)?
4. Пальпация селезенки: методика, данные в норме.
5. Методика осмотра и пальпации щитовидной железы, план описания данных, результаты обследования в норме.
6. Методика определения «глазных» симптомов (Грефе, Мебиуса), данные в норме. О чем свидетельствуют положительные симптомы Грефе и Мебиуса? Что такое симптом Мари?
7. Понятие о методах исследования функции щитовидной железы (определение поглощения железой радиоактивного йода, уровень белковосвязанного йода, тироксина, трийодтиронина в крови), диагностическое значение этих методов.
8. Нормальный уровень глюкозы крови. Причины гипергликемии и гипогликемии.
Тесты для контроля уровня исходных знаний
1. Максимальное количество железа, усваиваемое организмом из пищи составляет:
1. 1 мг
2. 2,5 мг
3. 5 мг
4. 10 мг
5. 1 г
2. Основным местом всасывания железа является:
1. желудок
2. двенадцатиперстная кишка
3. тощая кишка
4. подвздошная кишка
5. слепая кишка
3. Соединением, не содержащим железо, является:
1. гемоглобин
2. миоглобин
3. цитохромы
4. пероксидаза
5. аденилатциклаза
4. Всасывание железа улучшается при наличии:
1. желчи
2. кислой среды
3. аскорбиновой кислоты
4. гастромукопротеина
5. трипсина
5. Для всасывания витамина В12 в кишечнике необходимо наличие:
1. аскорбиновой кислоты
2. кислой среды
3. желчи
4. гастромукопротеина
5. трипсина
6. Для мегалобластического типа кроветворения не характерно:
1. замедление инволюции ядра
2. большие размеры клеток миелоидного ряда
3. тромбоцитоз
4. неэффективный эритропоэз
5. гиперхромия эритроцитов
7. Островковый аппарат поджелудочной железы не продуцирует:
1. глюкагон
2. гастрин
3. инсулин
4. панкреатический полипептид
5. пролактин
8. Укажите, что не характерно для инсулина:
1. стимуляция выработки контринсулярных гормонов
2. торможение выработки контринсулярных гормонов
3. снижение синтеза белка в клетке
4. уменьшение синтеза гликогена в клетке
5. усиление транспорта глюкозы внутрь клетки
9. Укажите гормон, продуцируемый щитовидной железой:
1. тестостерон
2. прогестерон
3. тироксин
4. соматотропин
5. глюкагон
Какой гормон регулирует функцию щитовидной железы?
1. тиреотропный
2. соматотропный
3. адренокортикотропный
4. лактикотропный
5. гонадотропный
Эталон ответов:
1. 2
2. 2
3. 5
4. 3
5. 4
6. 3
7. 5
8. 2
9. 3
10. 1