Задача № 2. Для какого периода развития прикуса характерны перечисленные морфологические признаки?
ТВЕРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯАКАДЕМИЯ
КАФЕДРА СТОМАТОЛОГИИ ДЕТСКОГО ВОЗРАСТА
ПРОФИЛАКТИКА
ЗУБОЧЕЛЮСТНЫХ
АНОМАЛИЙ
(Методические указания для студентов
К практическим занятиям по курсу
Профилактики стоматологических
Заболеваний)
ТВЕРЬ
Методические указания разработаны сотрудниками кафедры стоматологии
детского возраста с курсом детской стоматологии ФПДО, ПК и ППС Тверского государственного ордена Дружбы народов медицинского института доцентами Лавриковым В. Г., Чумаковым А. Н., ассистентом к. м. н. Д.В. Бобровым
Под редакцией член - корреспондента РАМН, заслуженного деятеля науки РФ д.м.н., профессора Б. Н. Давыдова
ПРЕДИСЛОВИЕ
Настоящие методические указания для студентов 3 курса стоматологического
факультета разработаны в соответствии с учебной программой на основе закономерностей современной теории усвоения: поэтапного формирования умственных действий и понятий с заранее заданными свойствами.
Методические указания не заменяют собой ни одного из рекомендованных учебников. Их основное назначение - обеспечить обучающемуся полную ориентировочную основу действия в изучении предмета: профилактика зубочелюстных аномалий.
При самостоятельной подготовке к практическому занятию необходимо;
1. Изучить материал темы по рекомендованным литературным источникам.
2. Уточнить полученные знания, пользуясь логико-дидактической структурой темы.
3. Проверить степень усвоения изучаемого материала решением контрольных задач для проверки исходных знаний.
В процессе практического занятия студент решает задачи трех видов: контрольные, учебные и клинические (ситуационные). Оценивая правильность решения контрольных задач, преподаватель определяет степень подготовленности студента к занятию, учебных — уровень усвоения материала темы, клинических (ситуационных) — возможность перенесения полученных знаний в практику.
Авторы методических указаний будут признательны за замечания и практические предложения.
СТРУКТУРА ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ
№ Этапы занятия | Оснащение | Место | Время | |
оборудование и инструментарий | учебные пособия и средства контроля | |||
1. Проверка уровня исходных знаний | контрольные задачи для проверки исходных знаний | Учебная комната | 30 мин | |
2. Коррективы исходных знаний | Альбомы тематические, контрольно-диагностические модели, наборы миогимнастические. | Учебная комната | 25 мин | |
3. Решение учебных задач | Контрольно-диагностические модели | Учебные задачи | Учебная комната | 45 мин |
5. Контроль результатов усвоения | Ситуационные (клинические) задачи | Учебная комната | 30 мин | |
6. Подведение итогов занятия. Задание к следующему занятию | Учебная комната | 10 мин |
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Григорьева Л. П. Профилактика зубочелюстных аномалий у учащихся начальных классов, живущих в районах с высоким содержанием фтора в питьевой воде (методическое письмо). К., 2004.
2. Еловикова Л. Н. Корригирующая гимнастика в комплексной терапии и профилактики зубочелюстных аномалий. Пермь, 2002.
3. Зубкова Л.П. Хорошилкина Ф.Я. Лечебно профилактические мероприятия в ортодонтии – Киев: Здоровье, 2003.
4. Колесов А. А. Стоматология детского возраста. М., 1985.
5. Окушко В. П. Аномалии зубочелюстной системы, связанные с вредными привычками и их лечение. М., 2005.
6. Сахаутдинов В. Г., Татаринов В. Ф. Профилактика и лечение зубочелюстных аномалий в раннем детском возрасте. Уфа, 2003.
7. Сахаутдинов В. Г., Татаринов В. Ф. Предупреждение зубочелюстных аномалий у детей дошкольного возраста. (Информационное письмо). Уфа, 2003.
8. Хорошилкина Ф. Я. Ортодонтия, книга IV. М., 2005.
- Материалы лекций.
ТЕМА:
МОРФОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕРИОДОВ РАЗВИТИЯ ПРИКУСА РЕБЕНКА
Цель занятия: Научиться различать морфологические признаки, характеризующие относительную норму на этапах развития прикуса
I. КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ ДЛЯ ПРОВЕРКИ ИСХОДНЫХ ЗНАНИЙ
Задача № 1. Какому возрасту плода или ребенка соответствуют перечисленные периоды развития прикуса?
Периоды развития прикуса человека | От 6 мес. до 3,5 лет | До рождения | От 0 до 6 мес. | От 3,5 до 6 лет | После 12-13 лет | От 6 до 12-13 лет |
1. Внутриутробный. | ||||||
2. Беззубый рот новорожденного. | ||||||
3. Формирование молочного. | ||||||
4. Сформированный молочный. | ||||||
5. Сменный. | ||||||
6. Постоянный. |
Задача № 2. Для какого периода развития прикуса характерны перечисленные морфологические признаки?
Морфологические признаки, характеризующие относительную норму | Периоды развития прикуса | ||
внутриутробный | беззубый рот новорожденного | формирование молочного | |
1. Оформлен суставной бугорок и суставной диск, суставная головка приобретает некоторую кривизну. | |||
2. Закладка молочных зубов. | |||
3. Межчелюстная высота удерживается десневыми валиками | |||
4. К концу периода коронки молочных зубов и центральных постоянных резцов минерализованы полностью, клыков на 3/4, моляров на или 1/3. | |||
5. Прогеническое соотношение челюстей. | |||
6. Последовательность, парность и симметричность прорезывания молочных зубов в соответствующие сроки. | |||
7. Окончание формирования корней молочных центральных боковых резцов. | |||
8. К моменту рождения младенческая ретрогения: челюсти развиты соразмерно, но нижняя смещена кзади по отношению к верхней. |
Задача № 3. Для какого периода развития прикуса характерны перечисленные морфологические признаки?
Морфологические признаки, характеризующие относительную норму | Периоды развития прикуса | ||
внутриутробный | беззубый рот новорожденного | формирование молочного | |
1. К окончанию периода начало минерализации коронок вторых премоляров и моляров. | |||
2. С прорезыванием первых молочных моляров – первое физиологическое повышение прикуса. | |||
3. Слияние верхнечелюстных отростков и образование верхней челюсти. | |||
4. В положении центральной окклюзии: линии между центральными резцами совпадают на обеих челюстях. | |||
5. Форма десневых валиков благоприятная, не препятствует переднезадним ритмическим движениям нижней челюсти. | |||
6. Закладка постоянных центральных и боковых резцов. | |||
7. К окончанию периода полукруглая форма зубных дуг: верхняя зубная дуга шире, передний отдел нижнего зубного ряда упрощен. | |||
8. Закладка первого постоянного моляра |