Дидактические средства для организации самостоятельной работы студентов

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОМЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра общей и клинической фармакологии

С курсом анестезиологии и реаниматологии

Утверждено на заседании кафедры

Протокол № ____ от «___» __________ 2008

Заведующая кафедрой к.м.н. Михайлова Е.И.

ТЕМА:«СРЕДСТВА, ПРИМЕНЯЕМЫЕ ПРИ ИШЕМИЧЕСКОЙ БОЛЕЗНИ СЕРДЦА

И ДРУГИХ НАРУШЕНИЯХ ЛОКАЛЬНОГО КРОВОТОКА.

ПРОТИВОАТЕРОСКЛЕРОТИЧЕСКИЕ (ГИПОЛИПИДЕМИЧЕСКИЕ) СРЕДСТВА.

АНТИГИПЕРТЕНЗИВНЫЕ (ГИПОТЕНЗИВНЫЕ) СРЕДСТВА»

Учебно-методическая разработка для студентов 3 курса

лечебного факультета

Автор: аспирант Сатырова Т.В.

Гомель 2008

Методическая разработка предназначена для самостоятельной работы студентов. В ней представлены:

1. Актуальность темы.

2. Цель занятия (умение и знание).

3. Базисные разделы.

4. Рекомендуемая литература.

5. Вопросы для самоподготовки.

6. Графическая структура темы занятия.

7. Самостоятельная работа студентов.

8. Клинические задачи и тестовый контроль

Актуальность темы

Самой частой причиной обращаемости взрослых в медицинские учреждения из всех болезней системы кровообращения является ишемическая болезнь сердца (ИБС) и артериальная гипертензия (АГ). Причем наиболее распространенной формой ИБС является стенокардия. Согласно данным Европейского общества кардиологов в странах с высоким уровнем ИБС количество больных со стенокардией составляет 30 000 – 40 000 на 1 миллион населения.

Интерпретируя эти данные применительно к Республике Беларусь, следует считать, что в Беларуси примерно 350 000 больных стенокардией. Хронически протекающая стабильная стенокардия часто трансформируется в острые формы ИБС: нестабильную стенокардию, инфаркт миокарда, внезапную коронарную смерть. Вследствие этого ежегодная смертность среди больных стенокардией составляет примерно 2%.

По данным большинства исследований, АГ встречается у 25 -30% населения. На фоне данного заболевания часто развивается опасное для жизни осложнение – мозговой инсульт.

Из приведенных данных видно, что ИБС и АГ являются важной социально экономической проблемой, своевременное выявление их и лечение представляет одну из важнейших задач здравоохранения.

2. Цель занятия:

Научиться определять возможности применения вышеуказанных групп лекарственных средств, учитывая их фармакокинетические и фармакодинамические особенности. Уметь выписывать в форме врачебных рецептов препараты данных групп.

Студент должен знать:

● этиопатогенез ИБС и АГ;

● классификацию лекарственных средств выше указанных групп;

● особенности их фармакокинетики и фармакодинамики.

Студент должен уметь:

● обосновать выбор препаратов, учитывая их фармакологическую характеристику и форму заболевания;

● определить дозу и кратность приема препарата с учетом сопутствующей патологии и индивидуальных особенностей пациента;

● выписать в форме врачебных рецептов лекарственные средства из выше указанных групп.

Разделы, изученные ранее и необходимые для данного занятия (базисные знания)

● анатомия и физиология сердечно-сосудистой системы;

● этиопатогенез формирования атеросклеротической бляшки;

● патогенез эссенциальной (первичной) АГ (функционирование ренин-ангиотензин-альдосте-роновой системы и симпатической нервной системы);

● этиопатогенез вторичной АГ (болезни почек, ряд гормональных опухолей и др.);

● патогенез нарушения локального кровотока.

Рекомендуемая литература

Учебники по анатомии, нормальной и патологической физиологии для студентов медицинских ВУЗов.

4. Рекомендуемая литература по теме занятия

Основная литература

1. Материалы лекций.

2. Д.А. Харкевич. Фармакология. М., 2004. С. 306-347, 399-406, 482-497.

3. М.Д. Машковский. Лекарственные средства. М., 2002. С. 375-388, 393-395, 411-417,421-436, 445-454, 466-469.

Дополнительная литература

1. В.П. Вдовиченко. Фармакология и фармакотерапия. Мн., 2006. С. 270-321.

2. Г.Г. Воронов, Д.А. Рожденственский. Общая фармакология: вопросы, ответы, тесты. Мн., 2003. С. 84-93.

Вопросы для самоподготовки

Вопросы по базисным знаниям

1. Определение, этиология, патогенез ишемической болезни сердца.

2. Этиопатогенез артериальной гипертензии.

3. Гипертонические кризы и их осложнения.

4. Острая и хроническая цереброваскулярная недостаточность и её причины.

5. Заболевания кровеносных сосудов, приводящие к нарушению периферического кровообращения.

6. Патогенез атеросклероза.

Вопросы по изучаемой теме

1. Основные принципы лечения ишемической болезни сердца.

2. Классификация средств, применяемых при ишемической болезни сердца.

3. Фармакологическая характеристика нитратов. Купирование ангинальных приступов. Профилактика толерантности к нитратам.

4. Применение бета-адреноблокаторов в фармакотерапии ИБС.

5. Фармакология средств блокирующих кальциевые каналы (антагонисты кальция).

6. Комплексное применение антиангинальных средств.

7. Принципы лечения инфаркта миокарда.

8. Принципы фармакотерапии АГ.

9. Классификация гипотензивных средств по механизму действия.

10. Особенности действия гипотензивных средств, уменьшающих стимулирующее влияние адренергической иннервации на сердечно-сосудистую систему (нейротропные средства). Средства, влияющие на ренин-ангиотензиновую систему. Фармакология сосудорасширяющих препаратов прямого миотропного действия. Средства, влияющие на водно-солевой обмен (диуретики).

11. Комплексное применение гипотензивных средств.

12. Помощь при гипертонических кризах.

13. Классификация и фармакологическая характеристика средств, используемых для нормализации локального кровотока.

14. Лечение хронических нарушений мозгового кровообращения. Фармакотерапия мигрени.

15. Фармакология средств, применяемых при нарушениях периферического кровообращения.

16. Классификация гиполипидемических средств.

17. Принципы фармакотерапии гиперлипопротеидемий.

Темы УИРС:

1. Профилактика ишемической болезни сердца.

2. Лечебное питание при атеросклерозе.

Дидактические средства для организации самостоятельной работы студентов

1. Компьютерная база данных.

2. Стенды: антиангинальные, гипотензивные, гиполипидемические средства.

3. Задачи, тестовый контроль.

4. Задания для самостоятельной работы студентов.

Учебный материал

Ишемическая болезнь сердца – острое или хроническое заболевание сердца, вызванное уменьшением доставки крови к миокарду в связи с атеросклеротическим процессом в коронарных артериях.

Наши рекомендации