Тема 7 Умирание и смерть
1. Мысли о смерти и стадии приспособления к умиранию.
2. Смерть как финальная стадия человеческого развития.
1.В индивидуальной жизни человека – в его онтогенезе – встреча с феноменом смерти связана с появлением в картине мира важнейшего её качества – Времени. Мертвый человек, жук, цветок останавливают для ребенка время. Единица измерения жизни является – смерть, обозначающая начало и конец. Ребенок в возрасте от 3 до 5 лет занят поисками начала и конца жизни. «Кто родил маму первого человека?» (3г. 2 м.), «Что было, когда ничего не было» (4,3г), «Кто придумал смерть?» (4,2г.)
Эти вопросы задает нормально развивающийся ребенок. Вопросы и их направленность у 3-5 летнего ребенка – показатель уже достаточно долгого онтогонестического пути, на котором встречи с феноменом жизни и смерти были не раз. Итак, смерть присутствует в жизни человека.
Филипп Арьес, французский историк, антрополог, философ писал в своей книге «Человек перед лицом смерти», что …существует связь между отношением человека к смерти и его самосознанием, его индивидуальностью. (Эту гипотезу предложил ранее Эдгар Морен) я оглядываю разом целое тысячелетие и это огромное пространство кажеться мне упорядоченным благодаря простым вариациям четырех психологических элементов:
· Самосознание
· Защита общества от дикой природы
· Вера в продолжения существования после смерти
· Вера в существование зла.
Ариес описывает, как на проятижении тысячелетия формировались и последовательно сменялись разные модели смерти, содержание которых объясняется вариациями этих параметров. Он называет эти модели:
1. «прирученная смерть»
2. «смерть своя»
3. «смерть далекая и близкая»
4. «смерть твоя»
5. «смерть перевернутая»
В первой модели «прирученная смерть» представлены все четыре параметра: смерть не является актом только индивидуальным (жизнь тоже), смерть заставляет общество сплотиться в борьбе с силами дикой природы, конец жизни не совпадает с физической смертью человека, смерть как ритуал, который говорит о неотделимости зла от сущности человека.
Начиная с 11 века эта модель смещается в сторону второй модели - «смерть своя».То есть представления о продолжении существования после смерти проникнуто этой страстью быть собой, человек стал ощущать несоответствия своей души и тела. Идея бессмертной души появилась в научных направлениях с 11 по 18 века. Даже слова «смерть» и «умер» заменяются другими: «Бог его душу взял», «отдал Богу душу».
Но уже с 16 века складываются предпосылки для появления модели «смерть перевернутая». Это выражается в страхе смерти, боязни быть похороненным заживо.
В 19 веке определяющим в модели смерти становится изменение индивидуального самосознания – до сих пор его составляющим было чувство общности с другими («все будем умирать») и чувство собственной специфической индивидуальности («смерть своя»). В 19 веке и то и другое ослабевает уступая место третьему чувству – «чувству другого, но близкого человека». Отсюда модель «смерть твоя», за которой революция идей, политическая, индустриальная или демографическая революция. «Страх умереть самому сменяется страхом разлуки с «другими»» с теми, кого любишь.
Сегодняшняя модель смерти определяться очень сильно выраженным чувством ее индивидуальной принадлежности. «Сейчас массовое общество восстало против смерти. Точнее оно стыдиться смерти, больше стыдиться, чем страшиться, оно ведет себя так, как будто смерти не существует». Смерть должна только стать выходом, скромным, но достойным человека умиротворенного, за пределы общества, которое уже не терзает и не потрясает слишком сильно идея биологического перехода, без какого-либо значения, без боли, страдания, наконец без тревоги. Есть множество способов осознания и овладения собственными мыслями, чувствами, поведением. Существует упражнения, кот-ые помогают отнестись к смерти как к реальности, к своей реальности, и попытаться преодолеть тот страх, который позволил в свое время Эпиктету сказать о том, что вовсе не смерть – источник всех зол, но скорее страх смерти.
Что такое смерть?
Смерть- это последнее критическое событие в жизни человека. На физиологическом уровне смерть представляет собой необратимое прекращение всех жизненных функций. На психологическом уровне она имеет личную значимость и личное значение для самого умирающего и его родных. Тема смерти до настоящего времени избегалась психологами, только последние 30 лет стали активно изучать состояние смерти. В обществе существует такая позиция как отрицание смерти или избежание мыслей о ней. Отрицание является нормальным механизмом совладения со стрессом. Но отрицание может мешать активному совладению. Активно противостоять смерти значит проявлять разумную предосторожность в отношении опасностей жизни.
Когда люди становятся старше или заболевают, они начинают осознавать, что смерть становиться не так уж и далека. И мысль о её неизбежности приходит в голову. Как люди реагируют на эти мысли?