Глава 5. Особенности поведения, дрессировки и применения среднеазиатской и кавказской овчарок
Вопрос об использовании в служебных целях собак отечественного происхождения ставился буквально с самого начала развития служебного собаководства в России.
Собак служебных пород не хватало, их приходилось покупать за рубежом. Поэтому еще в «Российском обществе поощрения и применения собак к полицейской службе», учрежденном в 1908 году, проводились опыты по дрессировке для розыскной службы курдской овчарки Гризли. Но собака была выбракована «по причине необыкновенной силы и ярости». Как писал И. Шидловский в книге «Собака-ищейка и розыск с ней» (Леноблохотсоюз, 1931), до 1925 года никаких новых опытов в отношении местных пород не производилось. С указанного года начали дрессировать с целью опыта собак из Туркестана. И далее: «Нам не известно, какие эти опыты дали результаты, но даже при условии очень хороших, нам еще рано делать выводы о пригодности этих пород. Так как всегда можно будет думать, что эти несколько испытанных экземпляров были исключительными по своим способностям, храбрости, выносливости и пр., почему надо их продолжать еще в более широком масштабе».
Большая необходимость в военной собаке требовала проведения научных работ.
Вот как пишет об этом Вс. Языков в книге «Теория и. техника дрессировки служебных собак» (Государственное военное издательство, М., 1932): «Конечно, чрезвычайно трудно выработать породу, одинаково пригодную для работы на наших северных окраинах, так и для работы в жарком климате. Тем не менее, в Советском Союзе с первых же лет развития военного собаководства мы столкнулись вплотную с вопросом о выведении специальной нашей породы и вот по каким соображениям. Пока шли подготовительные работы экспериментального характера, и все дело находилось в зачаточном состоянии, мы удовлетворяли наши потребности, обращаясь к германскому рынку — этому мировому рынку собак, выписывая оттуда широко распространенные породы: немецкую овчарку, доберман-пинчера и в единичных случаях эрдельтерьера. Сейчас же это нас ни в коем случае не может удовлетворить. Нам потребуется уже не десятки и сотни, а тысячи экземпляров, и мы бесспорно должны уйти от зависимости германского рынка.
Научно поставленные опыты выявят наиболее удобную для нас породу, но в настоящий момент мы, помимо вывозных собак, должны целиком ориентироваться на наших кавказских овчарок и северных лаек».
Дальнейший ход событий показал, что победила в этом конкурсе немецкая овчарка, ставшая у нас в стране, как и во всем мире, ведущей породой служебных собак. Однако сбрасывать со счета отечественные породы было бы несправедливо.
Пограничники в довоенное время высоко ценили среднеазиатских овчарок как караульных собак. А.П. Мазовер (1956) пишет: «В довоенное время среднеазиатские овчарки широко использовались различными ведомствами на караульной службе. В 1923 году были организованы Центральные курсы инструкторов, готовившие пограничников и собак для пограничной службы, позднее они были переименованы в Центральную школу служебного собаководства пограничных войск. Опытная работа Центральной школы служебного собаководства пограничных войск в 1939 году показала, что среднеазиатская овчарка обладает хорошим чутьем и способностью к дрессировке на розыскной и сторожевой службе. Всесоюзные состязания служебных собак 1939 года подтвердили высокие пользовательные качества этой породы по всем службам: победителями вышли среднеазиатские овчарки: Арчи — по розыскной службе, Пакет, сын Арчи, выращенный уже в питомнике, — по сторожевой и Кызыл — по караульной…
По существу, случайные собаки, подвергнувшиеся соответствующей дрессировке, побили представителей много раз апробированных импортных пород, заняв первые места по службам, которые строятся на чутье и активной форме оборонительной реакции… Наиболее отсталая в своей селекции, эта порода требует еще к себе значительного внимания со стороны специалистов и зоотехников».
В послевоенное время собаки отечественных пород используются различными, ведомствами для караульной службы, но широкого применения все же не находят. Ведомства отдают предпочтение немецким овчаркам. Здесь необходимо уточнить различие между караульной и сторожевой службой.
В караульной службе собака, выставляемая для охраны объекта, находится на цепи, на блоке или же свободно передвигается по охраняемому огороженному участку. Во всех случаях собака работает самостоятельно, нападает на злоумышленников, лаем поднимает тревогу, вызывая охрану и своего проводника.
В сторожевой службе собака находится на посту вместе со своим проводником, молча предупреждает проводника о появившемся злоумышленнике и действует далее по команде проводника.
В клубах служебного собаководства ДОСААФ собаководы-любители дрессируют принадлежащих им собак по общему курсу дрессировки, защитно-караульной и караульной службам. Дрессировка овчарок азиатского происхождения по общему курсу дрессировки требует от дрессировщика большой выдержки и терпения. Вот как описывает работу со среднеазиатской овчаркой в питомнике Ленсовнархоза в 60-х годах известный в нашей стране инструктор по дрессировке собак Л.И. Острецова; «В питомнике, где я работала, были две среднеазиатские овчарки: белые с тремя черными точками глаз и носа, они напоминали белых медведей. Эти собаки были общими любимцами. Я раньше не имела дела с азиатами, поэтому горячо взялась за их дрессировку. Аргон и Айна были братом и сестрой, от всех собак держались отдельно, дружбы ни с кем не заводили, но и в драку тоже не лезли. Собаки их побаивались, чувствуя силу.
Предназначались Аргон и Айна для караульной службы. От караульных собак много дисциплины не требуется, нужно уметь ходить рядом у ноги на поводке, подходить на зов, знать запрещающую команду «Фу», вот и все. Чем злей собака, чем неугомоннее, тем лучше она несет службу.
Мне же очень хотелось попробовать отдрессировать азиатов, как немецких овчарок, по курсу послушания, а затем патрульной службе. Мне-то хотелось, но вот Аргону с Айной учеба была не по вкусу: они не хотели ходить по буму, лазать по лестнице, прыгать. Пришлось их таскать по снарядам втроем, и за полчаса такой работы люди были еле живы, а собаки — полны сил. Они не упрямились, не огрызались, а просто становились, как кули с картошкой, которые можно бросать куда угодно и сколько угодно. Дело не продвигалось. Когда же все потеряли надежду чего-нибудь добиться от них, в один из дней вдруг собаки неожиданно стали ходить по буму, прыгать, лазать по лестнице, и все это легко, без особых усилий. С приемами послушания было скверно: уставится на меня пара темных невинных глаз, мол, не понимаю, чего ты от меня хочешь. И так без конца.
Но случай показал, что команды они знали, со временем животные стали хорошими караульными собаками, идеально ходили рядом, а их прыгучесть приводила в восторг всех».
Помня неудачные попытки дрессировать азиатов курсу послушания, Л.И. Острецова начала заниматься воспитанием щенка среднеазиата Акбара с самого раннего детства. В итоге Акбар мгновенно реагировал на любую команду или жест Лидии Ивановны, был очень ловким, подвижным и невозмутимым, брал барьер высотой до 2,5 метра и легко преодолевал любые другие препятствия, хорошо ползал, ходил без поводка рядом, охранял вещи. Щенком Акбар был своевольным и упрямым, но работать с ним, как пишет Лидия Ивановна, было большой радостью.
С подобными трудностями дрессировки неизбежно встречается любой владелец кавказской и среднеазиатской овчарок. Особенно трудно приходится дрессировщику, когда необходимо заставить собаку что-то сделать против ее желания. И вроде бы мирно настроенный пес вдруг преображается, превращаясь в дикого зверя.
Совершенно недопустимо неправильное воспитание крупных и злобных пород. Совместное проживание таких собак под одной крышей с человеком становится невозможным.
Каждый, кто захочет завести собаку, должен иметь представление об основных чертах ее поведения, знать, что можно требовать от животного, а какие требования недопустимы, как не соответствующие главнейшим физиологическим потребностям собаки.
У животных всегда существуют мотивы и причины, вызвавшие определенное поведение. Поэтому, анализируя поведение собаки, нужно учитывать ее внутреннее состояние, действия окружающих собаку людей, окружающую обстановку. Собаке свойственны желания, потребности, возникающие на основе инстинктов, каких-то воспоминаний.
Как часто, выйдя из дома на прогулку с собакой и предоставив ей самой выбрать путь, изумленный владелец наблюдает ее колебание: куда идти, направо или налево. Утром на прогулку ходили направо, днем собака выбирает дорогу налево. А вот она целенаправленно повела к дому, где живет знакомый. Подвела хозяина к двери и виляет хвостом, вопросительно глядя на закрытую дверь парадной. А вот, будто ее осенило, собака уверенно подвела к железнодорожной насыпи, к крысиным ходам и норам и с видимым удовольствием начала разбираться в запахах.
Находясь дома, лежа в одиночестве на подстилке, собака далеко не всегда спит. Ее органы чувств неустанно работают, получая большую информацию извне. Человек даже не представляет себе, какое количество информации, недоступной ему, перерабатывает мозг собаки. Вот по улице пробежал пес из соседнего подъезда, а вот в подвале мяукают котята, а в кухне на пятом этаже жарят вкусные котлеты. Приближается время прихода хозяина с работы и пора готовиться к прогулке, собака встает и идет к двери. Очень возможно, что в сознании животного вспыхивают и беспрестанно заменяют друг друга различные запаховые, слуховые, зрительные образы, вызывающие разнообразные желания, эмоции и формы поведения. В общем, собака — это живое существо со своим внутренним миром, причем далеко не бедным и не являющимся примитивной копией внутреннего мира человека. Миры эти как бы лежат в разных измерениях, лишь частично перекрывая друг друга.
Наблюдая собаку, можно обнаружить у нее три основных типа поведения : инстинктивное поведение, поведение, сформированное на основе обучения, и элементарную рассудочную деятельность.
Инстинкты — это сложные врожденные формы поведения, свойственные животным данного вида. Такие формы поведения являются результатом изменений, происходящих в нервной и гормональной системах организма животных, и управляются глубинным отделом мозга — гипоталамусом. Можно выделить инстинкты, обеспечивающие физическое выживание животного. Сюда входит, прежде всего, инстинкт самосохранения. Любое живое существо стремится избежать опасности, сохранить состояние комфортности. Собаки отечественных пород не любят, когда их заставляют по неизвестной им причине перемещаться с удобного для них места. Им не нравится, когда посторонние дотрагиваются до них, гладят, когда чужие люди или собаки подходят ближе допустимого предельного расстояния. В ответ на нежелание человека учитывать эти факторы собака может ответить агрессией. На основе инстинкта самосохранения образуется ориентировочный инстинкт: животное долго изучает новую для него обстановку, опасается незнакомых предметов до тех пор, пока не убедится в собственной безопасности. Инстинкт самосохранения более выражен у сук, чем у кобелей. На основе инстинкта самосохранения образуется особый инстинкт экономии сил.
Благодаря нему животное стремится не расходовать силы до конца, а сберегать их. Инстинкт экономии сил особенно свойственен диким хищникам, у которых случаются длительные периоды голодовок, и для удовлетворения потребности в еде часто необходимы многокилометровые переходы. У собак отечественных пород инстинкт экономии сил резко бросается в глаза. Так, кавказские и среднеазиатские овчарки обычно лежат, спокойно наблюдая за происходящим, лишь в минуты опасности проявляют большую активность. В группах собак всегда выделяются менее и более экономные особи («работники» и «лентяи»). Собаки отечественных пород по внешнему впечатлению чаще всего относятся ко вторым. Отлично приспособленные для жизни в неблагоприятных климатических условиях, они умело расходуют тепло, образующееся в результате жизнедеятельности. Как известно, нормальной температурой тела собаки считается 37,5-39,0°C Собака всячески старается сохранить эту температуру. Достигает она этого либо усилением образования тепла и уменьшением его отдачи в холодное время, либо уменьшением образования тепла и усилением его отдачи в жаркое время. Летом, когда температура окружающего воздуха больше температуры ее тела, собака старается поменьше двигаться, лежит, распластавшись, чтобы терять больше, теплоты, высовывает язык изо рта и часто дышит, чтобы испарением жидкости с языка немного охладить свое тело. Зимой же, когда температура окружающего воздуха ниже температуры ее тела, собака больше двигается и у нее повышается потребность в пище, покрывается подшерстком. Если собака в это время лежит, она старается занять, возможно, меньше места: изгибает спину, подбирает под себя ноги, морду помещает между задними ногами — делает все это для того, чтобы терять меньше тепла и не дать охладиться своему телу.
Инстинкт бережного расходования тепла и сохранения внутренней температуры тела является отличительной чертой отечественных овчарок. В жаркую погоду собаки стремятся использовать любую тень, очень мало и экономно передвигаются, еще более усиливая. этим впечатление малоподвижности и лени.
К группе инстинктов, обеспечивающих физическое выживание животного, относятся охотничьи, пищевые, оборонительные инстинкты.
Вторая большая группа инстинктов — это зоосоциальные инстинкты, благодаря которым животное становится членом группы себе подобных. Эти инстинкты могут удовлетворяться только путем взаимодействия с другими животными своего вида. В процессе взаимодействия в группе животное, прежде всего, оказывается на положении детеныша. Тогда включается в действие механизм так называемого импринтинга (запечатления). Импринтинг — это врожденный инстинкт, в результате действия которого детеныш очень быстро, почти мгновенно запоминает образ матери, вводится в естественную обстановку общения с ней и затем направляет на животных одного с матерью вида все свое зоосоциальное и половое поведение.
Взрослое животное оказывается в группе в роли полового партнера, родителя — со всей присущей виду гаммой родительских инстинктов, хозяина территории или чужака, — когда срабатывают инстинкты территориальности, лидера группы или подчиненного ее члена, — соблюдая запрограммированную инстинктом иерархию.
И наконец, третья группа инстинктов объединяет инстинкты, обращенные к будущему. Главным здесь будет инстинкт свободы и ориентировочно-исследовательский инстинкт, потребность движения, действия, новизны впечатлений, потребность овладения навыками, которые могут понадобиться в будущем.
Эти инстинкты удовлетворяются животными при помощи игр, подражания, имитации действий взрослых животных. Играя, молодые животные приобретают навыки, необходимые в дальнейшей жизни, оттачивают их и тренируют. Для развития этой группы инстинктов необходимы компаньоны, сверстники. Если таковых у щенка не оказывается, компаньоном для игры становится человек. И владелец, взявший щенка, должен быть психологически готов к этой роли.
Инстинкты у животных одного вида строго постоянны. Они изменяются чрезвычайно медленно, в течение жизни сотен поколений, постепенно и с большим трудом приспосабливаясь к изменению окружающей среды, претерпевая медленную эволюцию.
Однако животные не рождаются сразу с высокоразвитыми инстинктами. Для развития инстинкта, как и для всякого врожденного безусловного рефлекса, характерны определенные стадии: созревания, упрочения и исчезновения. Так, вся группа инстинктов, обращенных к будущему, свойственна, прежде всего, молодым животным. У старых эти инстинкты приглушены. Инстинкты тесно связаны с деятельностью желез внутренней секреции и проявляются под ее влиянием. А так как активность желез внутренней секреции индивидуальна у каждого животного, то весьма индивидуально и проявление инстинктов.