Исследование произвольности психических процессов
Важными показателями эмоционально-волевого развития являются произвольность психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления), уме-ние преодолевать затруднения, анализировать и оценивать свою работу, правильно реагировать на оценку ее взрослыми. Определить произвольность психических процессов можно с помощью графических диктантов.
Для диктантов нужно подготовить необходимое количество тетрадей, на первых страницах привести образец, с помощью которого объяснить детям характер задания. На следующих страницах тетрадей должны быть изображения, с которыми дети будут работать самостоятельно. Знакомя детей с заданиями, воспитатель должен строго придерживаться инструкции.
Диагностика произвольности психических процессов проводится в отдельном, хорошо освещенном помещении. Одновременно проверяют 6-10 детей. Их усаживают за отдельные или общие столы на таком расстоянии друг от друга, чтобы исключить возможность копирования решений и подражания. Столы расставлены так, чтобы проверяющему воспитателю была хорошо видна работа каждого ребенка.
Перед началом работы детям раздают карандаши и тетради с заданиями. У воспитателя также должны быть тетради для объяснения предлагаемой детям работы. Детей предупреждают о том, что работать они должны самостоятельно, не советуясь с друзьями, в случае затруднений или непонимания задачи им нужно обратиться к взрослому. Если ребенок не справляется с общим темпом работы или отказывается ее выполнять, рекомендуется индивидуальная проверка.
Тетрадь состоит из 4 страниц. На каждой странице изображен ряд мелких геометрических фигур. Верхний ряд состоит из треугольников, средний — кружков, нижний — квадратов. Фигурки верхнего и нижнего рядов располагаются друг против друга, фигурки среднего ряда — в промежутках между ними. На 1 странице тетради кроме длинной полоски из фигур изображена более короткая. Она располагается в центре верхней части листа. На короткой полоске дан образец узора (рис. 10.5), который детям предстоит вычерчивать под диктовку после объяснения правил работы. На нижней полоске дети учатся делать это самостоятельно. На трех следующих страницах дается изображение только одной длинной полоски.
Инструкция к графическим диктантам: «Дети, сегодня мы будем учиться рисовать узор. У вас на листочках нарисованы ряды треугольников, квадратов и кружочков. Мы будем соединять треугольники и квадраты так, чтобы получился узор. Нужно внимательно слушать и следовать инструкциям. У нас будут три правила: 1) два треугольника, два квадрата или квадрат с треугольником можно соединять только через кружок; 2) линия узора должна идти только вперед; 3) каждое новое соединение нужно начинать с фигурки, на которой остановилась линия, тогда линия будет непрерывной и без промежутков. Посмот-
Задания для графических диктантов:
i /Ула/*\° ° ° ° ° °
DQQOOOOaQQQOQa
образец узора
v v v v v v v yptv v v v v v
о о о о о о о о о о о о о oaaaaoaaooaaao
бланк для рисования
Ключи к заданиям:
a a a a о |
v v v v v v v v v v о о о о о о о о о
DDDODDDDD
V V |
V V |
вводная серия
о о aotftfatfaatfoaaa
третья серия Рис. 10.5. Диагностика произвольности психических процессов
рите на листочке, как можно соединить треугольники и квадраты». Затем дети учатся самостоятельно рисовать узор, инструкция проверяющего: «Посмотрите на нижнюю полоску. Соедините два квадрата, квадрат с треугольником, два треугольника, треуголь-ник с квадратом». Проверяющий следит за тем, как каждый ребенок выполняет задание, и в случае необходимости исправляет ошибки и объясняет ребенку, в чем он ошибся. В процессе обучения дети делают 4 соединения.
Всего детям нужно выполнить три серии графических диктантов. Серии отличаются друг от друга только характером воспроизводимого под диктовку узора. Правила выполнения работы остаются те же.
Перед первой серией диктанта проверяющий инструктирует: «Теперь мы будем рисовать на другом листочке. Вы должны внимательно слушать и соединять те фигуры, которые будут названы, но не забывайте, что их можно соединять только через кружок и линия узора должна идти все время вперед и быть непрерывной, т. е. начинать каждое новое соединение надо с той фигурки, на которой кончилась линия. Если вы ошиблись, то не исправляйте ошибку, а начинайте со следующей фигурки».
Диктовать следует медленно, так, чтобы все успевали прочертить очередное соединение. Повторять одно и то же дважды нельзя, так как некоторые дети могут прочертить лишние соединения.
Диктант первой серии: «Соедините треугольник с квадратом, квадрат с треугольником, два треугольника, треугольник с квадратом, два квадрата, квадрат с треугольником, два треугольника, треугольник с квадратом».
Диктант второй серии: «Соедините квадрат с треугольником, два треугольника, треугольник с квадратом, два квадрата, еще раз два квадрата, квадрат с треугольником, два треугольника, треугольник с квадратом, квадрат с треугольником, треугольник с квадратом, два квадрата и квадрат с треугольником».
Диктант третьей серии. «Соедините два квадрата, квадрат с треугольником, два треугольника, треугольник с квадратом, два квадрата, квадрат с треугольником, треугольник с квадратом, квадрат с треугольником, два треугольника, треугольник с квадратом, квадрат с треугольником, два треугольника».
Во время выполнения диктантов проверяющий не должен помогать детям. После окончания работы тетради собираются.
За каждое правильное соединение засчитывается 2 очка. Правильными являются соединения, соответствующие диктанту (ключу). На рис. 10.5 представлены ключи к сериям графических диктантов. По одному штрафному очку начисляют: за лишние соединения, не предусмотренные диктантом; разрывы — пропуски «зон» соединения — между правильными соединениями. Все остальные возможные виды ошибок не учитываются, так как их наличие автоматически снижает количество начисляемых очков. Максимально возможное количество очков в каждой серии — 24. Максимально возможное количество очков за выполнение всего диктанта — 72.