Исследование произвольности психических процессов

Важными показателями эмоционально-волевого развития являются произволь­ность психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления), уме-ние преодолевать затруднения, анализировать и оценивать свою работу, правиль­но реагировать на оценку ее взрослыми. Определить произвольность психичес­ких процессов можно с помощью графических диктантов.

Для диктантов нужно подготовить необходимое количество тетрадей, на пер­вых страницах привести образец, с помощью которого объяснить детям характер задания. На следующих страницах тетрадей должны быть изображения, с которы­ми дети будут работать самостоятельно. Знакомя детей с заданиями, воспитатель должен строго придерживаться инструкции.

Диагностика произвольности психических процессов проводится в отдельном, хорошо освещенном помещении. Одновременно проверяют 6-10 детей. Их уса­живают за отдельные или общие столы на таком расстоянии друг от друга, чтобы исключить возможность копирования решений и подражания. Столы расставле­ны так, чтобы проверяющему воспитателю была хорошо видна работа каждого ре­бенка.

Перед началом работы детям раздают карандаши и тетради с заданиями. У воспитателя также должны быть тетради для объяснения предлагаемой детям работы. Детей предупреждают о том, что работать они должны самостоятельно, не советуясь с друзьями, в случае затруднений или непонимания задачи им нужно обратиться к взрослому. Если ребенок не справляется с общим темпом работы или отказывается ее выполнять, рекомендуется индивидуальная проверка.

Тетрадь состоит из 4 страниц. На каждой странице изображен ряд мелких геометрических фигур. Верхний ряд состоит из треугольников, средний — круж­ков, нижний — квадратов. Фигурки верхнего и нижнего рядов располагаются друг против друга, фигурки среднего ряда — в промежутках между ними. На 1 страни­це тетради кроме длинной полоски из фигур изображена более короткая. Она рас­полагается в центре верхней части листа. На короткой полоске дан образец узора (рис. 10.5), который детям предстоит вычерчивать под диктовку после объясне­ния правил работы. На нижней полоске дети учатся делать это самостоятельно. На трех следующих страницах дается изображение только одной длинной полоски.

Инструкция к графическим диктантам: «Дети, сегодня мы будем учиться рисо­вать узор. У вас на листочках нарисованы ряды треугольников, квадратов и кружочков. Мы будем соединять треугольники и квадраты так, чтобы получился узор. Нужно внимательно слушать и следовать инструкциям. У нас будут три правила: 1) два треугольника, два квад­рата или квадрат с треугольником можно соединять только через кружок; 2) линия узора должна идти только вперед; 3) каждое новое соединение нужно начинать с фигурки, на которой остановилась линия, тогда линия будет непрерывной и без промежутков. Посмот-

Задания для графических диктантов:

i /Ула/*\° ° ° ° ° °

DQQOOOOaQQQOQa

образец узора

v v v v v v v yptv v v v v v

о о о о о о о о о о о о о oaaaaoaaooaaao

бланк для рисования

Ключи к заданиям:

a a a a о

v v v v v v v v v v о о о о о о о о о

DDDODDDDD

V V

V V

Исследование произвольности психических процессов - student2.ru вводная серия

Исследование произвольности психических процессов - student2.ru

Исследование произвольности психических процессов - student2.ru

о о aotftfatfaatfoaaa

третья серия Рис. 10.5. Диагностика произвольности психических процессов





Исследование произвольности психических процессов - student2.ru Исследование произвольности психических процессов - student2.ru Исследование произвольности психических процессов - student2.ru рите на листочке, как можно соединить треугольники и квадраты». Затем дети учатся са­мостоятельно рисовать узор, инструкция проверяющего: «Посмотрите на нижнюю полоску. Соедините два квадрата, квадрат с треугольником, два треугольника, треуголь-ник с квадратом». Проверяющий следит за тем, как каждый ребенок выполняет за­дание, и в случае необходимости исправляет ошибки и объясняет ребенку, в чем он ошибся. В процессе обучения дети делают 4 соединения.

Всего детям нужно выполнить три серии графических диктантов. Серии от­личаются друг от друга только характером воспроизводимого под диктовку узо­ра. Правила выполнения работы остаются те же.

Перед первой серией диктанта проверяющий инструктирует: «Теперь мы бу­дем рисовать на другом листочке. Вы должны внимательно слушать и соединять те фигу­ры, которые будут названы, но не забывайте, что их можно соединять только через кружок и линия узора должна идти все время вперед и быть непрерывной, т. е. начинать каждое новое соединение надо с той фигурки, на которой кончилась линия. Если вы ошиблись, то не исправляйте ошибку, а начинайте со следующей фигурки».

Диктовать следует медленно, так, чтобы все успевали прочертить очередное соединение. Повторять одно и то же дважды нельзя, так как некоторые дети могут прочертить лишние соединения.

Диктант первой серии: «Соедините треугольник с квадратом, квадрат с треугольни­ком, два треугольника, треугольник с квадратом, два квадрата, квадрат с треугольником, два треугольника, треугольник с квадратом».

Диктант второй серии: «Соедините квадрат с треугольником, два треугольника, тре­угольник с квадратом, два квадрата, еще раз два квадрата, квадрат с треугольником, два треугольника, треугольник с квадратом, квадрат с треугольником, треугольник с квадратом, два квадрата и квадрат с треугольником».

Диктант третьей серии. «Соедините два квадрата, квадрат с треугольником, два тре­угольника, треугольник с квадратом, два квадрата, квадрат с треугольником, треугольник с квадратом, квадрат с треугольником, два треугольника, треугольник с квадратом, квадрат с треугольником, два треугольника».

Во время выполнения диктантов проверяющий не должен помогать детям. После окончания работы тетради собираются.

За каждое правильное соединение засчитывается 2 очка. Правильными явля­ются соединения, соответствующие диктанту (ключу). На рис. 10.5 представлены ключи к сериям графических диктантов. По одному штрафному очку начисляют: за лишние соединения, не предусмотренные диктантом; разрывы — пропуски «зон» соединения — между правильными соединениями. Все остальные возможные виды ошибок не учитываются, так как их наличие автоматически снижает количество на­числяемых очков. Максимально возможное количество очков в каждой серии — 24. Максимально возможное количество очков за выполнение всего диктанта — 72.

Наши рекомендации