Электролиты плазмы, кислотно-щелочное равновесие

Содержание натрия, калия и кальция в плазме быстрее и надежнее всего определяется методом пламенной фотомет­рии. Определение параметров кислотно-щелочного состояния приведено в 1.3.4.

На основании этих результатов можно составить ионограмму плазмы (рис. 137).

рСО2х0,03
    Na +     Действительный гидрокарбонат
С1
К + Остаток анионов    
Са2+
2Mg2+ Протеин

Рис. 137.Данные лабораторных исследова­ний, представленные в форме ионограммы. Остаток анионов = Na++K++Ca2++2Mg+ — (действительный бикарбонат+хлорид+протеин); протеин = г/100мл х 2,41. Увеличение остатка анионов при повышении фосфата, сульфата и/или органических кислотных радикалов.

Для точного представления об электролитном обмене все­го организма служит измерение натрия, калия и других эле­ментов, участвующих в обмене, с помощью изотопов.

Для получения информации о состоянии внутриклеточного пространства часто используют эритроциты, так как они лег­ко подвергаются химическому анализу. Однако при этом нужно помнить, что отдельные виды клеток организма имеют другой электролитный состав и его динамику. Ввиду специ­фических функций в отдельных типах клеток несколько меняется как обмен веществ, так и содержание электролитов.

Различная динамика внутриклеточного натрия и калия установлена в печени и мышцах, например при странгуляци-онной непроходимости (Staib) и при дефиците калия (Losert). Несмотря на это, определение внутриклеточного со­держания электролитов в эритроцитах и биоптатах мышц считается допустимым.

Другим важным методом исследования является опреде­ление осмоляльности плазмы (более подробно см. 1.2.2).

Исследование крови

Определение гемоглобина, гематокрита, числа красных и бе­лых кровяных телец/мкл и лейкоцитарной формулы является обычными методами (при этом нужно помнить о влиянии де- и гипергидратации; см. табл. 10 и пояснения 2.1). На осно­вании полученных данных можно дополнительно определить следующее:

— Средний объем эритроцитов:

Гематокрит (в %) Х 10

———————————— = 85(78—92) мкм3.

Число эритроцитов (вмлн/мкл)

Это позволяет составить представление о внутриклеточном содержании воды: при гипертонической де- и гипергидрата­ции средний объем эритроцитов падает (содержание воды в эритроцитах), при гипотонической де- и гипергидратации средний объем эритроцитов увеличивается (содержание во­ды в эритроцитах).

— Средняя концентрация гемоглобина в эритроцитах/дл объема эритроцитов:

Гемоглобин (в г/дл) X 100

———————————— = 33,5 (31,5-35,5) г/дл.

Гематокрит (в %)

Средняя концентрация гемоглобина в эритроцитах исклю­чает влияние изотонической де- и гипергидратации на содер­жание гемоглобина. При гипертонических и гипотонических нарушениях изменяется средняя концентрация гемоглобина (см. табл. 10).

Прочие исследования: общий белок, концентрация альбу­мина в плазме, состояние свертывающей системы крови, са­хар крови (иногда толерантность к глюкозе), газовый анализ крови.

Измерение объема крови перед, во время и после операции (см. 3.5.1).

С помощью простой методики получается дополнительная информация, представляющая ценность особенно при острых кровопотерях, при которых гемоглобин вначале остается еще нормальным, а также при хронических анемиях, кото­рые посредством исследования только гемоглобина и гемато­крита диагностируются плохо. Объем крови определяют так­же для предупреждения избыточных трансфузий, особенно у больных, имеющих какие-либо повреждения органов, а так­же у стариков (Wasmuth, Hale).

Измерение центрального венозного давления

Центральное венозное давление является динамическим по­казателем объема циркулирующей крови и связано с сокра­тительной силой правого желудочка (см. также 3.1.5). Из­мерение центрального венозного давления — очень ценный метод контроля инфузионной терапии. Он указывает на де­фицит объема крови, позволяет провести точное замещение крови при кровопотерях, свидетельствует о границах функ­циональной возможности правого желудочка и защищает та­ким образом больного от избыточных инфузий или трансфу­зий (табл. 63). Так как техника его проста и не требует дорогостоящей аппаратуры, измерение центрального венозного давления должно чаще применяться при проведении инфузионной терапии.

Таблица 63. Соотношения между центральным венозным и артериальным давлением (модифицировано по Feurstein)

Центральное ве­нозное давление Артериальное давление Место нарушения Причина нарушения
Объем крови Гиповолемия,
Объем крови Гиповолемия, централизация
Объем крови Гиперволемия
Терминальный отдел сосудистого русла Вазопрессоры
Сердечная мышца Сердечная недостаточность, тампонада сердца
Терминальный отдел сосудистого русла Расширение сосудов

Уровень центрального венозного давления позволяет су­дить об объеме так называемой системы низкого давления (венозная система, правое предсердие, легочное кровеное русло, левое предсердие). Система низкого давления пред­ставляет собой 80% всего объема крови, и центральное ве­нозное давление можно использовать как индикатор общего объема циркулирующей крови, если изменение объема крови не превышает 20—30% (Feuerstein) и сердце имеет нор­мальную сократительную силу.

При кровопускании и трансфузиях крови в системе низко­го давления происходят однозначные изменения венозного Давления. При трансфузии крови до 1000 мл артериальная система высокого давления принимает только 5 мл, осталь­ное распределяется в системе низкого давления, особенно в ее интраторакальном отрезке (Feuerstein). Можно предпо­ложить, что между изменениями венозного давления и объемом крови в определенных границах существует линейная зависимость.

Измерение центрального венозного давления и объема крови не исключают, а дополняют друг друга по информативности.

Электролиты плазмы, кислотно-щелочное равновесие - student2.ru

Рис. 138. Техника измерения центрального венозного давления (объясне­ния в тексте).

Техника измерения

Больной должен лежать на плоской поверхности совершенно спокойно (в течение 30 мин до измерения). Психическое воз­буждение нужно устранить. На центральное венозное дав­ление влияет также изменение внутригрудного давления.

Так как на периферическое венозное давление влияет ряд факторов, например венозные клапаны, давление тканей, положение руки и головы, только центральное венозное дав­ление дает удовлетворяющую информацию. При измерении центрального венозного давления конец синтетического зон­да вводят в полую вену, например в верхнюю полую вену (техника см. 6.4). Наполненный жидкостью (инфузионным раствором) синтетический катетер подводят к мерной линей­ке, укрепленной на штативе. Нулевая точка этой измери­тельной линейки находится строго на уровне правого пред­сердия. Жидкость течет в вену до тех пор, пока давление крови не сравняется с высотой водяного столба над нулевой точкой шкалы.

Для определения уровня предсердия исходят из того, что правое предсердие находится несколько выше середины диа­метра грудной клетки (рис. 138). Определить эту точку мож­но очень просто при помощи исследования верхушечного толчка. Он разделяет диаметр грудной клетки на 2/53/5 расстояния (подробности см. в работе Burri). Соответствен­но надежная контрольная точка: 6,6 см дорсально от angulus sterni (Debrimner, Buhler).

Измерительная система соединена с инфузионной системой по принципу сообщающихся сосудов (см. рис. 139). Путем закрытия клеммы А можно заполнить измерительную систе­му, путем открытия А и закрытия клеммы В можно прово­дить измерение.

Нужно помнить, что просвет искусственного катетера не так уж мал. Хотя диаметр зонда не влияет на точность опре­деления, малая эластичность трубки может играть роль.

Имеют значение свободное расположение канюли, устра­нение завихрений, например, вследствие сильного отведения плеча. Зонд при измерении должен быть несколько напряжен, так как при отрицательном давлении возникает опасность воздушной эмболии.

В настоящее время венозное давление можно определить и при помощи специального контактного прибора, который в части случаев можно ввести в сосуд.

Нормальные значения

В среднем центральное венозное давление должно состав­лять 8 см вод. ст.; нижняя граница — 3 см, а верхняя 10 (Burri, Allgower); у младенцев и маленьких детей 2—5 см (Stoeckel).

При введении больших количеств инфузионных растворов его нужно измерять после каждых 1000 мл. Инфузию пре­кращают, еслш центральное давление превысит 12—15 см вод. ст., особенно у больных с поражением сердца. В этих случаях необходимо обеспечить поддержку деятельности сердца (см. 3.1.6).

ТЕРАПИЯ

ОБЩИЕ ДАННЫЕ

Электролиты плазмы, кислотно-щелочное равновесие - student2.ru

Рис. 139.Модель проведения инфузионной терапии.

Из рис. 139 следует:

— Предпосылкой рациональной терапии является правильное доскональное распознавание нарушений в их последовательности (диагноз). Для этого используют 4 пути информации: анамнез, клинические данные, результаты измерений и патофизиологические представления, все в комплек­се (приблизительны только лабораторные значения).

— Терапия основывается на диагнозе и патофизиологиче­ских представлениях.

— Терапия проводится под тщательным наблюдением за больным с учетом эффективности, а также развития других; нарушений: она изменяется, дополняется или отменяется. Для терапии также оказывается правомочным механизм об­ратной связи.

Как обстоит дело с точностью нашей информации?

На основе полученной информации строится программа инфузионной терапии. Таким образом, вначале пытаются тера­певтические методы увязать с имеющейся информацией. Правда, составление плана терапии не укладывается в рам­ки математическою уравнения. С одной стороны, нужно предусматривать патофизиологические нарушения, а с дру­гой — не все показатели являются достаточно информатив­ными и точными.

— Лабораторные результаты при исследовании ионов плазмы хотя и точны, однако представляют собой моменталь­ную фотографию мельчайшего жидкостного пространства организма. Они отражают не только нарушения, но и изме­нения вследствие регуляторных и компенсаторных механиз­мов, а также процессов обмена с внутриклеточным простран­ством. Таким образом, они рассматриваются как условно информативные показатели.

— Потери воды и электролитов с мочой и выводимыми секретами измеряются точно. Напротив, выведение воды че­рез кожу и легкие нельзя точно определить, как и количество воды, получаемой при сгорании тканей тела или питатель­ных веществ.

— Проблематично также точное определение дефицита воды всего тела.

Достаточно ли для составления плана терапевтических мероприятий точности полученной информации?

Когда видишь, какие широкие границы существуют между минимальной потребностью и максимальной толерантностью, удивляешься, какими совершенными являются регуляторные механизмы организма (табл. 64). Это объясняет, почему воз­можен успех, несмотря на разнообразие применяемых ме­тодов.

Таблица 64. Минимальная физиологическая потребность и максимальная толерантность по Fleischer, Frohlich (данные только для лиц с нормальной функцией почек и нормальным механизмом регуляции, но не для обезвоженных больных и не для форсированного диуреза)

Вещество Средняя потреб­ность (м2/24 ч) Минимальная фи­зиологическая по­требность (м2/24 ч) Максимальная толерантность (м2/24 ч)
Вода 1500 мл 700 мл 2700 мл
Натрий 50—70 мэкв 10 мэкв 250 мэкв
Калий 50—70 мэкв 10 мэкв 150 мэкв

Тяжелый дефицит воды или, например, калия не требует не­медленной полной компенсации. Часто более целесообразной бывает консервативная тактика.

В зависимости от обстоятельства организм нужно обеспе­чить достаточным, но не избыточным количеством жидкости с соответствующим содержанием электролитов.

Гораздо труднее ситуация тогда, когда процессы регуляции нарушены, ограничены или изменены по своему действию, например при заболеваниях почек. В этих случаях нужно особенно тщательно обеспечить контроль за инфузионной терапией. Нужно учитывать баланс общего количества жидкости и электролитов.

Практические рекомендации

Мы разработали план инфузионной терапии, который осно­ван на практике клинической инфузионной терапии. Особую ценность мы видим в том, что он дает врачу, призванному проводить инфузионную терапию, абстрактную модель для размышления. Эта модель должна отражать принципы ин­фузионной терапии. Однако план лечебных мероприятий не избавляет от необходимости иметь основательные знания в области патофизиологии. Особенно нужно учитывать специ­альные терапевтические рекомендации, приводимые в гла­ве 3.

Умственная переработка всей предлагаемой информации под углом зрения основ патофизиологии является первым исходным пунктом для плана лечебных мероприятий.

Вначале врач получает информацию об объеме и направ­лении лечения. Дальнейший динамический контроль показы­вает, правильно ли выбрано количество инфузионных сред, вводятся ли они слишком медленно, быстро или в оптималь­ном темпе, правильно ли выбран раствор для инфузии или необходима его коррекция. Динамический контроль включа­ет, например, измерение артериального давления, пульса, центрального венозного давления, выведения мочи, клини­ческую картину и данные лабораторных исследований.

При резких нарушениях необходим контроль через корот­кие интервалы времени, при незначительных нарушениях или при инфузиях в размерах физиологической потребности до­статочно осуществлять контроль каждые 24 ч.

Постоянное наблюдение за больным позволяет провести коррекцию дозы, темпа и состава сред инфузионной прог­раммы.

В заключение нужно сказать следующее. Перед врачом стоит задача:

— точной диагностики нарушения;

— определения дозы и направленности лечения;

— коррекции программы терапии после динамического контроля.

При разработке программы инфузионной терапии нужно обратить внимание на комплексный подход к устранению всех нарушений обмена веществ (водного, электролитного, кислотно-щелочного и энергетического баланса).

Из этого следует, что количественные и качественные па­раметры инфузионной терапии практически нужно увязывать с функцией всех систем организма, особенно сердца, легких, почек, печени и эндокринной системы, с последующей коррекцией их нарушений (сердечной недостаточности, эм­физемы, острой почечной недостаточности и т. д.) [Linden-schmidt, 1964].

Наши рекомендации