V. Экологические правила

-Давайте составим правила поведения в природе, в которых отразим заботу о сохранении раннецветущих растений и перелёт­ных птиц.

- Почему людям необходимо заботиться о птицах и охранять их?

• Для учителя.

Вот некоторые примеры о количестве насекомых, которых пти­цы съедают сами и приносят птенцам. Большая синица уничтожает в течение дня до 6000 насекомых, грачи уничтожают до 8000 вред­ных червей и гусениц. Ласточка за лето ловит до 1 000 000 мошек и комаров. Таким образом, птицы охраняют посевы и посадки и при­носят большую пользу человеку.

VI. Итог урока.

- Почему весна - время пробуждения природы?

VII.Домашнее задание: учебник, с. 86-89; рабочая тетрадь, с. 38-39, задания 6-7.

Урок 59. ПУТЕШЕСТВИЕ ПО РОДНОЙ СТРАНЕ

Цели: дать представление о географическом положении России; учить определять водные и сухопутные границы России, ориентироваться по карте России.

Оборудование: карта полушарий, карта России, атласы.

Ход урока

I.Введение в тему.

-Наша родина Россия в древности называлась Русью. Слави­лась Русь своими реками и озёрами, где было много рыбы, своими лесами, где водилось много пушных зверей. Но больше всего сла­вилась Русь своими зодчими, строившими белокаменные города, своими кузнецами, гончарами, пахарями.

- А как велика наша родина Россия?

- Можно ли её увидеть всю сразу?

- Видел ли её так кто-нибудь? (Космонавты.)

- А где мы можем увидеть всю территорию России? (На карте.)

П. Работа с картой.

- Подумайте, на каком материке находится Россия. Учитель называет материки и показывает их на карте.

- Почему материк называется Евразия?

Территория России включает в себя восточную половину Евро­пы и северную треть Азии. Условная граница Европы и Азии нахо­дится в районе Уральских гор.

- Найдите Северный полюс и Южный полюс, щ - К какому из них ближе расположена Россия?

- Какие обозначения помогут нам определить территорию на­шей страны и не спутать с другими странами? (Граница.)

- Давайте определим границы России.

Учитель показывает границы государства, начиная с Северного полю­са и называя моря и участки суши, по которым они проходят.

- Покажите границы России в атласе соседу по парте.

Работа в парах.

Протяжённость страны с запада на восток так велика, что когда на одном её краю наступает ночь, на другом 1 уже началось утро. Чтобы проехать поездом с востока нашей страны на запад, понадо­бится двенадцать дней.

- Какие океаны и моря омывают нашу страну с севера, юга, за­пада, востока? Покажите на карте.

- Воды каких морей являются территорией России?

Две трети наших границ - морские, а одна треть - сухопутные.

Ш. Практическая работа.

Детям предлагаются различные задания. Для их выполнения надо сначала поработать в атласах, затем показать на классной физической карте России.

Примерные задания:

1. Назвать по порадку с запада на восток шесть морей Северно­го Ледовитого океана и показать на карте.

2. То же, но в обратном порядке.

3. Назвать и показать на карте с севера на юг три моря Тихого океана.

4. То же с юга на север.

Назвать и показать одно море на западной и два моря на юж­ной границе России.

5. Назвать и показать полуостров, разделяющий Охотское й Бе­рингово моря.

6. Назвать и показать полуостров в Баренцевом море.

7. Назвать и показать столицу России.

8. Показать на карте города, в которых вы бывали.

10. Показать на карте реку Волгу, начиная с истока.

11. Назвать и показать крупную сибирскую реку.

Выполните задание на с. 92-93.

IV. Итог урока.

- Что интересно было для вас на уроке?

Домашнее задание: приготовить для одноклассников задания -загадки по карте; рабочая тетрадь, с. 41, задание 5.

Урок 60. РОССИЯ НА КАРТЕ

Цели:показать основные условные обозначения физической карты; изучить правила работы с картой; учить работать с картой; развивать умения рассуждать, делать выводы.

Оборудование: атласы, физическая карта России.

Ход урока

I. Работа по карте.

Вопросы и задания учащимся. -Что такое карта?

- Как об этом Сказано в учебнике (с. 93)?

- Назовите и покажите самую северную точку земного шара.

- Определите на карте остальные стороны горизонта.

- Какие моря омывают территорию России с севера, запада, юга, востока?

- Что обозначают на карте зелёный и коричневый цвета?

- Что означает голубой цвет?

- Почему каждый цвет имеет разные оттенки?

- Найдите на карте равнины, низменности.

- Назовите их.

- Найдите и назовите возвышенности.

- Найдите горы.

- Прочитайте названия самых высоких точек.

- Были вы в горах? Расскажите.

- Найдите и назовите самые крупные реки России. I

- Подумаете, почему люди понимают карту, умеют её читать?

- Какие условные обозначения вы нашли на физической карте?

- Будут ли одинаковыми условные обозначения карты полез­ных ископаемых и почвенной карты? Объясните.

- Назовите и покажите крупные города России.

II. Работа по учебнику, с. 94-95.

III. Как показывать на стенной карте.

IV. Итог урока.

- Что такое карта?

Домашнее задание: учебник, с. 93-97; рабочая тетрадь, с. 41-43.

Уроки 61,63,64

ГОРОД НА НЕВЕ. ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ОКЕ

Цели: рассказать о достопримечательностях Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода; учить узнавать известные исто­рические объекты этих городов.

Ход уроков

Эти уроки носят информационный характер. Возможно, что некото­рые учащиеся побывали в этих городах и смогут описать отдельные их достопримечательности. Видеофильмы, фотографии, слайды помогут бо­лее полному представлению учащихся об изучаемых городах.

• Для учителя.

Нет, пожалуй, на земле человека, который бы не знал города со звучным именем - Москва.

Много веков назад Москва стала центром, вокруг которого объединились русские земли, формировалось национальное рус­ское государство.

Москва - столица России, центр многонационального государ­ства.

Промышленность современной Москвы - это производство стали, машин, приборов, точнейших механизмов. Заводы столицы выпускают автомобили и мостовые краны, часы и электрические моторы, холодильники и станки-автоматы, электролампы —.от кр|р хотных, размером с горошину, для хирургических приборов, До громадных ламп, горящих на морских маяках, и другую продук­цию.

Москва - крупный транспортный узел страны, где сходятся на­земные, водные и воздушные магистрали. По железной дороге в столицу ежесуточно прибывают и отправляются из неё тысячи по­ездов с миллионами пассажиров. После постройки новых каналов и реконструкции старых водных путей столица стала портом пяти морей: Белого, Балтийского, Каспийского, Азовского и Чёрного.

Москва — крупный научный центр России. Здесь работают тысячи учёных. От их деятельности зависят темпы и уровень развития страны.

В Москве тысячи библиотек. Десятки наименований газет, журналов, огромное множество книг выпускают московские ре­дакции и издательства. Голос нашей столицы звучит в эфире. В 1967 году началась трансляция передач из общесоюзного телевизи­онного центра. Останкинская телебашня вознеслась на высоту 536 метров.

О московских музеях можно написать увлекательную книгу. Их вместе с филиалами более 60 - исторических, научных, военных, художественных, литературных. Больше всего посетителей пере­ступает порог Государственной Третьяковской галереи — сокро­вищницы изобразительного искусства.

А кто не знает московских театров? Кто не стремился попасть в Большой, Малый или МХАТ, «Современник» или Театр оперетты? В 2001 году Большому театру исполнилось 225 лет. Его славная история - это летопись русского Налета и русской оперы. Не в оби­де и маленькие любители искусств: для них открыты двери Цен­трального детского театра, Государственного театра кукол, Мос­ковского детского музыкального театра и др.

Второй после Москвы по численности населения город -Санкт-Петербург. Основанный в 1703 году на берегу Финского за­ за­лива в дельте Невы, Петербург развивался одновременно как круп­ный морской и речной порт, как промышленный и научно-техни­ческий центр. Город расположен на 42 островах Невской дельты; длина берегов Большой Невы, её притоков и каналов достигает 300 км. Улицы и площади, проспекты и набережные его - живые страницы летописи славных событий истории нашей Родины.

Санкт-Петербург - город с высокоразвитой промышленностью. Здесь изготовляются самые разнообразные приборы, телевизоры, радиоприёмники, строятся грузовые и промысловые суда, плавучие рыбоперерабатывающие фабрики, выпускаются шины, пластмассы и другие изделия.

В Санкт-Петербурге 47 музеев: Эрмитаж и Русский музей, сла­вящиеся бесценными художественными сокровищами, Музей Арк­тики и Антарктики, старейший в нашей стране Центральный воен­но-морской музей (основан в 1709 году).

Наши рекомендации