V. Экологические правила
-Давайте составим правила поведения в природе, в которых отразим заботу о сохранении раннецветущих растений и перелётных птиц.
- Почему людям необходимо заботиться о птицах и охранять их?
• Для учителя.
Вот некоторые примеры о количестве насекомых, которых птицы съедают сами и приносят птенцам. Большая синица уничтожает в течение дня до 6000 насекомых, грачи уничтожают до 8000 вредных червей и гусениц. Ласточка за лето ловит до 1 000 000 мошек и комаров. Таким образом, птицы охраняют посевы и посадки и приносят большую пользу человеку.
VI. Итог урока.
- Почему весна - время пробуждения природы?
VII.Домашнее задание: учебник, с. 86-89; рабочая тетрадь, с. 38-39, задания 6-7.
Урок 59. ПУТЕШЕСТВИЕ ПО РОДНОЙ СТРАНЕ
Цели: дать представление о географическом положении России; учить определять водные и сухопутные границы России, ориентироваться по карте России.
Оборудование: карта полушарий, карта России, атласы.
Ход урока
I.Введение в тему.
-Наша родина Россия в древности называлась Русью. Славилась Русь своими реками и озёрами, где было много рыбы, своими лесами, где водилось много пушных зверей. Но больше всего славилась Русь своими зодчими, строившими белокаменные города, своими кузнецами, гончарами, пахарями.
- А как велика наша родина Россия?
- Можно ли её увидеть всю сразу?
- Видел ли её так кто-нибудь? (Космонавты.)
- А где мы можем увидеть всю территорию России? (На карте.)
П. Работа с картой.
- Подумайте, на каком материке находится Россия. Учитель называет материки и показывает их на карте.
- Почему материк называется Евразия?
Территория России включает в себя восточную половину Европы и северную треть Азии. Условная граница Европы и Азии находится в районе Уральских гор.
- Найдите Северный полюс и Южный полюс, щ - К какому из них ближе расположена Россия?
- Какие обозначения помогут нам определить территорию нашей страны и не спутать с другими странами? (Граница.)
- Давайте определим границы России.
Учитель показывает границы государства, начиная с Северного полюса и называя моря и участки суши, по которым они проходят.
- Покажите границы России в атласе соседу по парте.
Работа в парах.
Протяжённость страны с запада на восток так велика, что когда на одном её краю наступает ночь, на другом 1 уже началось утро. Чтобы проехать поездом с востока нашей страны на запад, понадобится двенадцать дней.
- Какие океаны и моря омывают нашу страну с севера, юга, запада, востока? Покажите на карте.
- Воды каких морей являются территорией России?
Две трети наших границ - морские, а одна треть - сухопутные.
Ш. Практическая работа.
Детям предлагаются различные задания. Для их выполнения надо сначала поработать в атласах, затем показать на классной физической карте России.
Примерные задания:
1. Назвать по порадку с запада на восток шесть морей Северного Ледовитого океана и показать на карте.
2. То же, но в обратном порядке.
3. Назвать и показать на карте с севера на юг три моря Тихого океана.
4. То же с юга на север.
Назвать и показать одно море на западной и два моря на южной границе России.
5. Назвать и показать полуостров, разделяющий Охотское й Берингово моря.
6. Назвать и показать полуостров в Баренцевом море.
7. Назвать и показать столицу России.
8. Показать на карте города, в которых вы бывали.
10. Показать на карте реку Волгу, начиная с истока.
11. Назвать и показать крупную сибирскую реку.
Выполните задание на с. 92-93.
IV. Итог урока.
- Что интересно было для вас на уроке?
Домашнее задание: приготовить для одноклассников задания -загадки по карте; рабочая тетрадь, с. 41, задание 5.
Урок 60. РОССИЯ НА КАРТЕ
Цели:показать основные условные обозначения физической карты; изучить правила работы с картой; учить работать с картой; развивать умения рассуждать, делать выводы.
Оборудование: атласы, физическая карта России.
Ход урока
I. Работа по карте.
Вопросы и задания учащимся. -Что такое карта?
- Как об этом Сказано в учебнике (с. 93)?
- Назовите и покажите самую северную точку земного шара.
- Определите на карте остальные стороны горизонта.
- Какие моря омывают территорию России с севера, запада, юга, востока?
- Что обозначают на карте зелёный и коричневый цвета?
- Что означает голубой цвет?
- Почему каждый цвет имеет разные оттенки?
- Найдите на карте равнины, низменности.
- Назовите их.
- Найдите и назовите возвышенности.
- Найдите горы.
- Прочитайте названия самых высоких точек.
- Были вы в горах? Расскажите.
- Найдите и назовите самые крупные реки России. I
- Подумаете, почему люди понимают карту, умеют её читать?
- Какие условные обозначения вы нашли на физической карте?
- Будут ли одинаковыми условные обозначения карты полезных ископаемых и почвенной карты? Объясните.
- Назовите и покажите крупные города России.
II. Работа по учебнику, с. 94-95.
III. Как показывать на стенной карте.
IV. Итог урока.
- Что такое карта?
Домашнее задание: учебник, с. 93-97; рабочая тетрадь, с. 41-43.
Уроки 61,63,64
ГОРОД НА НЕВЕ. ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ОКЕ
Цели: рассказать о достопримечательностях Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода; учить узнавать известные исторические объекты этих городов.
Ход уроков
Эти уроки носят информационный характер. Возможно, что некоторые учащиеся побывали в этих городах и смогут описать отдельные их достопримечательности. Видеофильмы, фотографии, слайды помогут более полному представлению учащихся об изучаемых городах.
• Для учителя.
Нет, пожалуй, на земле человека, который бы не знал города со звучным именем - Москва.
Много веков назад Москва стала центром, вокруг которого объединились русские земли, формировалось национальное русское государство.
Москва - столица России, центр многонационального государства.
Промышленность современной Москвы - это производство стали, машин, приборов, точнейших механизмов. Заводы столицы выпускают автомобили и мостовые краны, часы и электрические моторы, холодильники и станки-автоматы, электролампы —.от кр|р хотных, размером с горошину, для хирургических приборов, До громадных ламп, горящих на морских маяках, и другую продукцию.
Москва - крупный транспортный узел страны, где сходятся наземные, водные и воздушные магистрали. По железной дороге в столицу ежесуточно прибывают и отправляются из неё тысячи поездов с миллионами пассажиров. После постройки новых каналов и реконструкции старых водных путей столица стала портом пяти морей: Белого, Балтийского, Каспийского, Азовского и Чёрного.
Москва — крупный научный центр России. Здесь работают тысячи учёных. От их деятельности зависят темпы и уровень развития страны.
В Москве тысячи библиотек. Десятки наименований газет, журналов, огромное множество книг выпускают московские редакции и издательства. Голос нашей столицы звучит в эфире. В 1967 году началась трансляция передач из общесоюзного телевизионного центра. Останкинская телебашня вознеслась на высоту 536 метров.
О московских музеях можно написать увлекательную книгу. Их вместе с филиалами более 60 - исторических, научных, военных, художественных, литературных. Больше всего посетителей переступает порог Государственной Третьяковской галереи — сокровищницы изобразительного искусства.
А кто не знает московских театров? Кто не стремился попасть в Большой, Малый или МХАТ, «Современник» или Театр оперетты? В 2001 году Большому театру исполнилось 225 лет. Его славная история - это летопись русского Налета и русской оперы. Не в обиде и маленькие любители искусств: для них открыты двери Центрального детского театра, Государственного театра кукол, Московского детского музыкального театра и др.
Второй после Москвы по численности населения город -Санкт-Петербург. Основанный в 1703 году на берегу Финского за залива в дельте Невы, Петербург развивался одновременно как крупный морской и речной порт, как промышленный и научно-технический центр. Город расположен на 42 островах Невской дельты; длина берегов Большой Невы, её притоков и каналов достигает 300 км. Улицы и площади, проспекты и набережные его - живые страницы летописи славных событий истории нашей Родины.
Санкт-Петербург - город с высокоразвитой промышленностью. Здесь изготовляются самые разнообразные приборы, телевизоры, радиоприёмники, строятся грузовые и промысловые суда, плавучие рыбоперерабатывающие фабрики, выпускаются шины, пластмассы и другие изделия.
В Санкт-Петербурге 47 музеев: Эрмитаж и Русский музей, славящиеся бесценными художественными сокровищами, Музей Арктики и Антарктики, старейший в нашей стране Центральный военно-морской музей (основан в 1709 году).