Результаты исследования и их обсуждение

Практическое исследование проходило на базе «Одесская общеобразовательная школа І-ІІІ ступеней №122».

Согласно цели исследования, - теоретическом обосновании и эмпирическом исследовании психолого-педагогических условий развития влияния самочувствия на показатели умственной работоспособности младших школьников в условиях школы - в исследовании фигурирует две выборки: контрольная и экспериментальная.

Нами было обследовано

Перейдем к описанию данных, полученных нами в процессе констатирующего этапа исследования.

Анкета «Расскажи о школе», которая для учащихся 1 класса заполнялась родителями по ответам ребёнка

Для возможности дифференцировки детей по уровню школьной мотивации была разработана система бальных отметок:

- ответ ребенка, свидетельствующий о его положительном отношении к школе и предпочтении им учебных ситуаций оценивается в 3 балла;

- нейтральный ответ (не знаю, бывает, по-разному и т.п.) оценивается в 1 балл;

- ответ, позволяющий судить об отрицательном отношении ребенка к той или иной школьной ситуации оценивается в 0 баллов.

- Оценки в 2 балла не были включены, т.к. математический анализ показал, что при оценках в 3, 1 и 0 баллов возможно более жесткое и надежное разделение детей на группы с высокой, средней и низкой мотивацией:

Результаты анкеты «Расскажи о школе» Таблица 2.1

№ вопроса Учащиеся 1-А Кол-во ответов Учащиеся 1-Б Кол-во ответов

Анализируя данную методику учащихся 1-А класса можем сказать, что:

- Положительное отношение к школе наблюдается у 15 учащихся;

- Нейтральный ответ дали 23 учащихся;

- Ответ, позволяющий судить об отрицательном отношении ребенка к той или иной школьной ситуации – 10 учащихся.

Ответы учащихся 1-Б показали нам такие результаты:

- Положительное отношение к школе наблюдается у 21 учащегося;

- Нейтральный ответ дали 18 учащихся;

- Ответ, позволяющий судить об отрицательном отношении ребенка к той или иной школьной ситуации – 9 учащихся.

Полученные данные говорят нам о том, у испытуемых обоих классов преобладает положительное отношение к школе и высокая мотивация. Это может говорить о том, что для первоклассников мотивация учебной деятельности стоит сейчас на первом месте в уроне познавательных интересов.

Определение адаптоспособности и биоритмического состояния

Определение длительности индивидуальной минуты
Длительность индивидуальной минуты (ИМ) является одним из критериев эндогенной организации биологических ритмов.

У здоровых людей ИМ является относительно стойким показателем, характеризующим эндогенную организацию времени и адаптационные способности организма.

У лиц с высокими способностями к адаптации ИМ превышает минуту физического времени.

У лиц с невысокими способностями к адаптации ИМ равна в среднем 47,0 - 46,2с.

У хорошо адаптирующихся - 62,90 - 69,71с

Критерии индивидуальной минуты по классам Таблица 2.2

  Учащиеся 1-А Учащиеся 1-Б
Высокие с-ти к адаптации
Невысокие с-ти к адаптации
Хорошо адаптирующиеся

Из представленных результатов данного исследования мы видим, что у учащихся 1-А класса высокие показатели склонности к адаптации имеют 10 учеников, невысокие склонности к адаптации – 15 учеников, хорошо адаптирующиеся-23учеников.

Исследование по 1-А классу говорит нам о том, что адаптация к обучению в классе находиться на среднем уровне.

Результаты по 1-Б – высокие показатели у 22 испытуемых, это большинство группы что говорит о высокой адаптации индивидуальной минуты. Данные исследования говорят нам о том, что адаптация индивидуальной минуты находиться на высоком уровне.

«Умственная работоспособность по Крепелину»

При наблюдении и опросе мы уточнили реакцию на монотонность работы, степень усталости и необходимую степень волевого усилия.

Учитывалось, что мешало работе.

Количественным показателем продуктивности работы является общее число сложенных пар и число ошибок.

Сравнение продуктивности за второй и последний 15-секундный интервал позволяет судить о степени утомляемости или упражняемости внимания, а суммарные показатели дают общую оценку работоспособности и выявляют установку исследуемого на скорость или точность работы.

Мы объединили участников в группы, и дети работали «все как один», то есть при изучении работоспособности мы тренировали командообразование у учащихся начальной школы.

Результаты ответов

А

Во время наблюдения и опроса было выявлено, что реакция на монотонность работы, довольно спокойная. Усталость не проявлялась, волевое усилие понадобилось на минимуме.

Ошибок испытуемые не допустили, все отработано точно, без осложнений. Во время сигнала «Черта» испытуемые (большинство) иногда терялись, но с помощью минимального волевого усилия, приводили в порядок мысли.

Сравним продуктивность за второй и последний 15 секундный интервал. Во втором 15 секундном интервале, испытуемые решили 7 примеров, а в последнем 12. Можно сказать, что во время работы она набирала темп, хотя он иногда обрывался. Возможно, это можно объяснить, растерянности при каждом сигнале о «черте».

Работоспособность у испытуемых довольно высокая, правда немного не собранная, установка испытуемых была, как и на скорость, так и на точность работы.

Б

Во время наблюдения и опроса было выявлено, что реакция на монотонность была не совсем спокойной, но испытуемые понимали необходимость проведения эксперимента.

Но по ходу работы, испытуемые уже без усилия работали над экспериментом. Ошибку испытуемые совершил одну, число пар составляемых в 15 секунд, было незначительно, в связи с этим можно предположить, что испытуемые дали установку себе на точность работы. Во время самой работы, испытуемые, помогали себе в решении, проговаривая в слух числа и результат своего решения.

Сравнение испытуемых 2-х классов:

У 1-А ни одной ошибки, скорость решения высокая, и поэтому выявлена высокая работоспособность. А у 1-Б присутствует ошибка (скорее всего от не внимательности), низкая скорость решения, и поэтому можно сказать (в связи с тем, что только одна ошибка) у детей 1-Б средняя степень работоспособности. Возможно, это связано с разницей в возрасте у детей 1-1,5 года.

Результатом нашего исследования будет то, что влияние самочувствия детей на показатели умственной работоспособности имеют непосредственное значение.

Данная возрастная категория характеризуется тем, что имеет высокую мотивационную направленность на обучение в школе, в результате этого, энергии тратиться много на все школьные процессы, и детский организм может дать сбой. В свою очередь, когда это происходит, ребенок становиться не трудоспособным.

Исследование показало то, что выборка наших детей 1-А и 1-Б классы имели полный состав, то есть была высокая работоспособность, в результате этого были получены результаты, которые описаны выше.

ВЫВОДЫ

В результате изучения самочувствия как одного из показателей умственной работоспособности было установлено что резкая утомляемость организма может проявляться неправильным чередованием в течении дня учебной и трудовой деятельности.

Оптимальное состояние работоспособности в утренние часы, спад работоспособности во вторую половину дня характерны для большинства здоровых успевающих учащихся всех классов. За время бодрствования (с 7 до 21—22 ч) кривые периодики работоспособности и физиологических функций в 80% представляют двухвершинный или одновершинный тип колебаний.

Работоспособность зависит и от уровня мотивации, поставленной цели, адекватной возможностям личности.

В каждый момент жизни человека работоспособность определяется воздействием разнообразных внешних и внутренних факторов не только по отдельности, но и в их сочетании.

Частое употребление стимуляторов снижает эффективность их воздействия по причине привыкания к ним организма. В результате работоспособность не повышается, а человек обрастает вредными привычками.

Анализируя вышесказанное, мы можем сказать, что теоретическая часть курсовой работы была изучена и описана в полном объеме, были выявлены факторы и показатели умственной работоспособности.

Были охарактеризованы условия эффективной умственной работоспособности.

Проведенное нами исследование говорит о том, что данная возрастная категория имеет высокую мотивационную направленность на обучение в школе, в результате этого, энергии тратиться много на все школьные процессы, и детский организм может дать сбой. В свою очередь, когда это происходит, ребенок становиться не трудоспособным.

Исследование показало то, что выборка наших детей 1-А и 1-Б классы имели полный состав, то есть была высокая работоспособность, в результате этого были получены результаты, которые описаны выше.

Делая вывод можно сказать что поставленная цель и намеченные результаты были выполнены в полном объеме.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Наши рекомендации