Протокол МЗ Украины оказания помощи при отеке легких / сердечной недостаточности /шоке
· Первичный осмотр (АВС) · Ингаляция кислорода · Быть готовым к проведению интубации трахеи · Начать ВВ введение изотонического раствора NaCI · ЭКГ- контроль · Жизненные признаки · Анамнез | ||||||||||||||||||||||
Универсальный протокол | ||||||||||||||||||||||
· УСТАНОВИТЬ ПРИЧИНУ | ||||||||||||||||||||||
ОБЪЕМ · Перераспределение жидкости · Низкое периферическое сопротивление сосудов | НАСОСНАЯ ФУНКЦИЯ · Низкий сердечный выброс · Перегрузка малого круга | ЧАСТОТА · Большая - см. протокол № 11 · Медленная - см. протокол № 15 | ||||||||||||||||||||
· Назначить 250 мл изотонического раствора NaCI, повторить еще 250 мл при отсутствии эффекта | · Назначить ДоФаминВВ капельно 2,5‑20 мкг/кг/мин, если АД < 70-100 мм рт. ст | |||||||||||||||||||||
Острый отек легких с норма - или повышенным давлением | ||||||||||||||||||||||
· Назначить ДоФамин ВВ капельно 2,5-20 мкг/кг/мин после адекватной инфузии изотонического раствора NaCI | · Фуросемид0,5-1,0 мг/кг ВВ, болюс · МОРФИН 10 мг ВВ медленно · НИТРОГЛИЦЕРИН 0,4 мг | |||||||||||||||||||||
Перечень вопросов для итогового контроля
1. | Виды острой недостаточности кровообращения. |
2. | Патогенез, клинические проявления и ИТ острой сердечной недостаточности. |
3. | Патогенез, клинические проявления и ИТ острой сосудистой недостаточности. |
4. | Патогенез, клинические проявления и ИТ острой гиповолемии. |
Рекомендуемая литература
1. Сафар П., Бичер Н.Дж. Сердечно-легочная и церебральная реанимация. // Пер. с англ. — М.: Медицина, 1997.
2. Неговский В.А., Гурвич А.М., Золотокрылина Е.С. Постреанимационная болезнь. — М.: Медицина, 1987.
3. Неговский В.А. Очерки по реаниматологии. — М.: Медицина, 1986.
4. Зильбер А.П. Этюды критической медицины. Т 1. — Петрозаводск, изд-во Петрозаводского ун-та, 1998.
5. Зильбер А.П. Кровопотеря и гемотрансфузия. — Петрозаводск, 1999.
6. Зильбер А.П. Клиническая физиология в анестезиологии и реаниматологии. — М.: Медицина, 1984.
7. Джонсон П. Периферическое кровообращение. — М.: Медицина, 1982.
8. Шустер Х.П., Шенборн Х., Лауэр Х. Шок. // Пер. с нем. — М.: Медицина, 1981.
9. Чернух А.М., Александров П.Н., Алексеев О.В. Микроциркуляция. — М.: Медицина, 1975.
10. Соловьев Г.М., Радзивил Г.Г. Микроциркуляция. — М.: Медицина, 1972.
11. Folkow B, Neil E. Circulation. London et al.: Univ. Press, 1971. [Имеется перевод: Фолков Б, Нил Е. Кровообращение.]
12. Физиология кровообращения: Регуляция кровообращения. — Л.: Наука, 1986.
13. Рашмер Р. Динамика сердечно-сосудистой системы. Пер. с англ. М.А. Безсоновой и Т.Е. Кузнецовой. П/р Г.И. Косицкого. М.: Медицина. 1981.
14. Невідкладна медична допомога. З/р Ф.С. Глумчера. — К.: Медицина, 2006.
15. Интенсивная терапия. // Пер. с англ. Marino P.L. The ICU book. П/р Мартынова А.И. — М.: Гэотар Медицина, 1998
16. Гуменюк Н.И., Киркилевский С.И. Инфузионная терапия. — К.: Книга плюс, 2004.
Алгоритм действий
1 этап. Обсуждение со студентами в учебной комнате клинической физиологии кровообращения, видов ОНК и методов ее интенсивной терапии.
2 этап. Самостоятельная работа студентов в отделении интенсивной терапии: осмотр пациентов, имеющих тот или иной вид ОНК и ту или иную степень ее выраженности, обсуждение метода инфузионной терапии с его обоснованием, контроль за проводимой терапией.
3 этап. Доклад осмотренных больных.
4 этап. Обоснование методов интенсивной терапии.
5 этап. Подведение итогов занятия (в учебной комнате). Тестирование конечного уровня знаний.
Тестовые задачи для контроля конечного уровня знаний
Задача № 1.
Укажите верное утверждение:
1) ударный объём левого желудочка больше ударного объёма правого желудочка;
2) ударный объём левого желудочка меньше ударного объёма правого желудочка;
3) соотношение ударных объёмов желудочков зависит от ЧСС;
4) ни одно утверждение не верно.
Задача № 2.
МОС у здорового человека:
1) равен 3 л/мин;
2) равен 7 л/мин;
3) равен 15 л/мин;
4) соответствует потребностям тканей в кислороде.
Задача № 3.
Для нормальной работы системы кровообращения необходимо;
1) нормальная сократительная способность миокарда;
2) нормальное АД;
3) нормальное ЦВД и нормальное пульсовое давление;
4) нормальный ОЦК;
5) нормальная сократительная способность миокарда, достаточный венозный возврат.
Задача № 4.
Объём сосудистого русла зависит от работы;
1) сосудов высокого давления;
2) артериальных сосудов сопротивления;
3) сосудов-ёмкостей;
4) венозных сосудов сопротивления.
Задача № 5.
Общее периферическое сосудистое сопротивление зависит от работы;
1) сосудов высокого давления;
2) артериальных сосудов сопротивления;
3) сосудов-ёмкостей;
4) венозных сосудов сопротивления.
Задача № 6
Давление столба физиологического раствора в аппарате Вальдмана зависит от:
1) диаметра столба;
2) высоты и диаметра столба;
3) объёма физиологического раствора ;
4) высоты столба;
5) высоты и площади поперечного сечения столба.
Задача № 7.
Главная функция системы кровообращения:
1) транспорт тепла как звено процесса терморегуляции;
2) транспорт энергетических и пластических веществ;
3) транспорт кислорода;
4) транспорт метаболитов к органам выделения.
Задача № 8.
Давление крови в левом желудочке в норме равно:
1) 120/70 мм рт. ст.;
2) 140/70 мм рт. ст.;
3) 120/0 мм рт. ст.;
4) 160/90 мм рт. ст..
Задача № 9
При гипоксемии:
1) снижается АД и увеличивается ЧСС;
2) снижается АД и уменьшается ЧСС;
3) повышается АД и увеличивается ЧСС;
4) повышается АД и уменьшается ЧСС.
Задача № 10.
Если у больного АД = 120/90 мм рт.ст., МОС = 5 л/мин, УО = 50 мл, то (САД — среднее АД, ПАД — пульсовое АД):
1) САД = 110 мм рт. ст.;
2) ПАД = 30 мм рт. ст., ЧСС = 100 мин-1;
3) САД = 105 мм рт. ст., ЧСС = 100 мин-1.
Задача № 11.
При острой сердечной недостаточности:
1) ЦВД всегда повышено;
2) ЦВД всегда понижено;
3) ЦВД может быть нормальным или пониженным.
Задача № 12.
При гиповолемии:
1) ЦВД всегда повышено;
2) ЦВД всегда понижено;
3) ЦВД может быть нормальным или повышенным.
Задача № 13.
Обморок — это:
1) следствие гиповолемии;
2) результат снижения АД;
3) внезапная кратковременная потеря сознания.
Задача № 14.
При снижении ОПСС:
1) снижается диастолическое АД, увеличивается ПАД;
2) повышается ЦВД, снижается АД;
3) уменьшается ПАД.
Задача № 15.
Ганглиоблокаторы:
1) действуют на м-холинореактивные рецепторы;
2) увеличивают венозный возврат;
3) повышают сократительную способность миокарда;
4) увеличивают объём сосудистого русла.
Задача № 16.
Сердечный индекс измеряется в:
1) мл/кг;
2) л/кг;
3) л/мин/кг;
4) л/мин/м2;
5) все ответы не верны.
Задача №17.
Ударный индекс измеряется в:
1) мл/кг;
2) мл/м2;
3) л/мин/м2;
4) дин·см·с-5;
5) все ответы не верны.
Задача №18.
Общее периферическое сосудистое сопротивление (ОПСС) измеряется в:
1) мл/м2;
2) мл/кг;
3) л/мин/м2;
4) л/кг;
5) все ответы не верны.
Задача № 19.
Артериальное давление — это показатель, характеризующий:
1) адекватность сердечного выброса;
2) степень компенсации системы кровообращения;
3) величину ОПСС;
4) ОЦК;
5) все ответы не верны.
Задача № 20.
Раскрытию прекапиллярных сфинктеров способствует:
1) развитие местного тканевого ацидоза;
2) развитие местного тканевого алкалоза;
3) холинергическая импульсация;
4) все ответы не верны.
Задача № 21.
Повышению венозного возврата способствуют:
1) спазм артериол, инфузия 5% глюкозы;
2) увеличение сократительной способности миокарда;
3) спазм венул, инфузия декстранов;
4) все ответы не верны.
Задача № 22.
Выберите неправильное утверждение:
1) при отеке легких из-за накопления в них крови резко снижается ЦВД
2) в венозном русле находится в пять раз больше крови, чем в артериальном
3) тонус артериол влияет на величину АД
4) ЦВД в норме – 60-120 мм вод. ст.
5) серотонин имеет вазоконстрикторные свойства
Технологическая карта проведения практического занятия
№ п/п | Этапы | Время (час) | Учебные пособия | Место проведения | |
Средства обучения | Оснащение | ||||
1. | Обсуждение основных вопросов по теме занятия. | Опрос. | Учебная комната. | ||
2. | Самостоятельный осмотр больных с ОНК в ОИТ | 1,5 | Больные ОИТ | Истории болезни с результатами дополнительных методов исследования. | ОИТ |
3. | Доклад студентами осмотренных больных. | Больные ОИТ | ОИТ | ||
4. | Обоснование методов интенсивной терапии | Больные ОИТ | Истории болезни с результатами дополнительных методов исследования. | ОИТ | |
5. | Подведение итогов, тестирование | 0,5 | Комплект тестов по теме занятия | Учебная комната |