Протокол МЗ Украины оказания помощи при отеке легких / сердечной недостаточности /шоке

      · Первичный осмотр (АВС) · Ингаляция кислорода · Быть готовым к проведению интубации трахеи · Начать ВВ введение изотонического раствора NaCI · ЭКГ- контроль · Жизненные признаки · Анамнез    
Универсальный протокол    
       
     
           
      · УСТАНОВИТЬ ПРИЧИНУ    
           
             
ОБЪЕМ · Перераспределение жидкости · Низкое периферическое сопротивление сосудов   НАСОСНАЯ ФУНКЦИЯ · Низкий сердечный выброс · Перегрузка малого круга   ЧАСТОТА · Большая - см. протокол № 11 · Медленная - см. протокол № 15        
       
               
· Назначить 250 мл изотонического раствора NaCI, повторить еще 250 мл при отсутствии эффекта   · Назначить ДоФаминВВ капельно 2,5‑20 мкг/кг/мин, если АД < 70-100 мм рт. ст      
        Острый отек легких с норма - или повышенным давлением    
· Назначить ДоФамин ВВ капельно 2,5-20 мкг/кг/мин после адекватной инфузии изотонического раствора NaCI     · Фуросемид0,5-1,0 мг/кг ВВ, болюс · МОРФИН 10 мг ВВ медленно · НИТРОГЛИЦЕРИН 0,4 мг      
                                             

Перечень вопросов для итогового контроля

1. Виды острой недостаточности кровообращения.
2. Патогенез, клинические проявления и ИТ острой сердечной недостаточности.
3. Патогенез, клинические проявления и ИТ острой сосудистой недостаточности.
4. Патогенез, клинические проявления и ИТ острой гиповолемии.

Рекомендуемая литература

1. Сафар П., Бичер Н.Дж. Сердечно-легочная и церебральная реанимация. // Пер. с англ. — М.: Медицина, 1997.

2. Неговский В.А., Гурвич А.М., Золотокрылина Е.С. Постреанимационная болезнь. — М.: Медицина, 1987.

3. Неговский В.А. Очерки по реаниматологии. — М.: Медицина, 1986.

4. Зильбер А.П. Этюды критической медицины. Т 1. — Петрозаводск, изд-во Петрозаводского ун-та, 1998.

5. Зильбер А.П. Кровопотеря и гемотрансфузия. — Петрозаводск, 1999.

6. Зильбер А.П. Клиническая физиология в анестезиологии и реаниматологии. — М.: Медицина, 1984.

7. Джонсон П. Периферическое кровообращение. — М.: Медицина, 1982.

8. Шустер Х.П., Шенборн Х., Лауэр Х. Шок. // Пер. с нем. — М.: Медицина, 1981.

9. Чернух А.М., Александров П.Н., Алексеев О.В. Микроциркуляция. — М.: Медицина, 1975.

10. Соловьев Г.М., Радзивил Г.Г. Микроциркуляция. — М.: Медицина, 1972.

11. Folkow B, Neil E. Circulation. London et al.: Univ. Press, 1971. [Имеется перевод: Фолков Б, Нил Е. Кровообращение.]

12. Физиология кровообращения: Регуляция кровообращения. — Л.: Наука, 1986.

13. Рашмер Р. Динамика сердечно-сосудистой системы. Пер. с англ. М.А. Безсоновой и Т.Е. Кузнецовой. П/р Г.И. Косицкого. М.: Медицина. 1981.

14. Невідкладна медична допомога. З/р Ф.С. Глумчера. — К.: Медицина, 2006.

15. Интенсивная терапия. // Пер. с англ. Marino P.L. The ICU book. П/р Мартынова А.И. — М.: Гэотар Медицина, 1998

16. Гуменюк Н.И., Киркилевский С.И. Инфузионная терапия. — К.: Книга плюс, 2004.

Алгоритм действий

1 этап. Обсуждение со студентами в учебной комнате клинической физиологии кровообращения, видов ОНК и методов ее интенсивной терапии.

2 этап. Самостоятельная работа студентов в отделении интенсивной терапии: осмотр пациентов, имеющих тот или иной вид ОНК и ту или иную степень ее выраженности, обсуждение метода инфузионной терапии с его обоснованием, контроль за проводимой терапией.

3 этап. Доклад осмотренных больных.

4 этап. Обоснование методов интенсивной терапии.

5 этап. Подведение итогов занятия (в учебной комнате). Тестирование конечного уровня знаний.

Тестовые задачи для контроля конечного уровня знаний

Задача № 1.

Укажите верное утверждение:

1) ударный объём левого желудочка больше ударного объёма правого желудочка;

2) ударный объём левого желудочка меньше ударного объёма правого желудочка;

3) соотношение ударных объёмов желудочков зависит от ЧСС;

4) ни одно утверждение не верно.

Задача № 2.

МОС у здорового человека:

1) равен 3 л/мин;

2) равен 7 л/мин;

3) равен 15 л/мин;

4) соответствует потребностям тканей в кислороде.

Задача № 3.

Для нормальной работы системы кровообращения необходимо;

1) нормальная сократительная способность миокарда;

2) нормальное АД;

3) нормальное ЦВД и нормальное пульсовое давление;

4) нормальный ОЦК;

5) нормальная сократительная способность миокарда, достаточный венозный возврат.

Задача № 4.

Объём сосудистого русла зависит от работы;

1) сосудов высокого давления;

2) артериальных сосудов сопротивления;

3) сосудов-ёмкостей;

4) венозных сосудов сопротивления.

Задача № 5.

Общее периферическое сосудистое сопротивление зависит от работы;

1) сосудов высокого давления;

2) артериальных сосудов сопротивления;

3) сосудов-ёмкостей;

4) венозных сосудов сопротивления.

Задача № 6

Давление столба физиологического раствора в аппарате Вальдмана зависит от:

1) диаметра столба;

2) высоты и диаметра столба;

3) объёма физиологического раствора ;

4) высоты столба;

5) высоты и площади поперечного сечения столба.

Задача № 7.

Главная функция системы кровообращения:

1) транспорт тепла как звено процесса терморегуляции;

2) транспорт энергетических и пластических веществ;

3) транспорт кислорода;

4) транспорт метаболитов к органам выделения.

Задача № 8.

Давление крови в левом желудочке в норме равно:

1) 120/70 мм рт. ст.;

2) 140/70 мм рт. ст.;

3) 120/0 мм рт. ст.;

4) 160/90 мм рт. ст..

Задача № 9

При гипоксемии:

1) снижается АД и увеличивается ЧСС;

2) снижается АД и уменьшается ЧСС;

3) повышается АД и увеличивается ЧСС;

4) повышается АД и уменьшается ЧСС.

Задача № 10.

Если у больного АД = 120/90 мм рт.ст., МОС = 5 л/мин, УО = 50 мл, то (САД — среднее АД, ПАД — пульсовое АД):

1) САД = 110 мм рт. ст.;

2) ПАД = 30 мм рт. ст., ЧСС = 100 мин-1;

3) САД = 105 мм рт. ст., ЧСС = 100 мин-1.

Задача № 11.

При острой сердечной недостаточности:

1) ЦВД всегда повышено;

2) ЦВД всегда понижено;

3) ЦВД может быть нормальным или пониженным.

Задача № 12.

При гиповолемии:

1) ЦВД всегда повышено;

2) ЦВД всегда понижено;

3) ЦВД может быть нормальным или повышенным.

Задача № 13.

Обморок — это:

1) следствие гиповолемии;

2) результат снижения АД;

3) внезапная кратковременная потеря сознания.

Задача № 14.

При снижении ОПСС:

1) снижается диастолическое АД, увеличивается ПАД;

2) повышается ЦВД, снижается АД;

3) уменьшается ПАД.

Задача № 15.

Ганглиоблокаторы:

1) действуют на м-холинореактивные рецепторы;

2) увеличивают венозный возврат;

3) повышают сократительную способность миокарда;

4) увеличивают объём сосудистого русла.

Задача № 16.

Сердечный индекс измеряется в:

1) мл/кг;

2) л/кг;

3) л/мин/кг;

4) л/мин/м2;

5) все ответы не верны.

Задача №17.

Ударный индекс измеряется в:

1) мл/кг;

2) мл/м2;

3) л/мин/м2;

4) дин·см·с-5;

5) все ответы не верны.

Задача №18.

Общее периферическое сосудистое сопротивление (ОПСС) измеряется в:

1) мл/м2;

2) мл/кг;

3) л/мин/м2;

4) л/кг;

5) все ответы не верны.

Задача № 19.

Артериальное давление — это показатель, характеризующий:

1) адекватность сердечного выброса;

2) степень компенсации системы кровообращения;

3) величину ОПСС;

4) ОЦК;

5) все ответы не верны.

Задача № 20.

Раскрытию прекапиллярных сфинктеров способствует:

1) развитие местного тканевого ацидоза;

2) развитие местного тканевого алкалоза;

3) холинергическая импульсация;

4) все ответы не верны.

Задача № 21.

Повышению венозного возврата способствуют:

1) спазм артериол, инфузия 5% глюкозы;

2) увеличение сократительной способности миокарда;

3) спазм венул, инфузия декстранов;

4) все ответы не верны.

Задача № 22.

Выберите неправильное утверждение:

1) при отеке легких из-за накопления в них крови резко снижается ЦВД

2) в венозном русле находится в пять раз больше крови, чем в артериальном

3) тонус артериол влияет на величину АД

4) ЦВД в норме – 60-120 мм вод. ст.

5) серотонин имеет вазоконстрикторные свойства

Технологическая карта проведения практического занятия

№ п/п Этапы Время (час) Учебные пособия Место проведения
Средства обучения Оснащение
1. Обсуждение основных вопросов по теме занятия. Опрос.   Учебная комната.
2. Самостоятельный осмотр больных с ОНК в ОИТ 1,5 Больные ОИТ Истории болезни с результатами дополнительных методов исследования. ОИТ
3. Доклад студентами осмотренных больных. Больные ОИТ   ОИТ
4. Обоснование методов интенсивной терапии Больные ОИТ Истории болезни с результатами дополнительных методов исследования. ОИТ
5. Подведение итогов, тестирование 0,5   Комплект тестов по теме занятия Учебная комната

Наши рекомендации