Контрольный лист ответов (часть А)

Утверждено

Заместитель председателя

Оргкомитета заключительного этапа

Республиканской олимпиады,

Заместитель Министра образования

Республики Беларусь

   
К.С. Фарино

РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ
ПО БИОЛОГИИ 2014 г. (г. Брест)

Класс

Уважаемые участники олимпиады!

Вам предлагаются задания, включающие 3 части (часть А, часть Б и часть В).

Часть А включает тестовые задания, каждое из которых имеет только один правильный ответ. Выбрав правильный ответ, Вы заштриховываете ячейку, соответствующую букве выбранного ответа, в контрольном листе ответов на стр.2.

Если при самоконтроле Вы обнаружите ошибку, неправильный ответ зачеркните, новый ответ заштрихуйте и дополнительно обведите кружком.

Пример:

Вопрос 1 – дан ответ «А».   Вопрос 2 - сначала дан ответ «Б», который затем исправлен на ответ «Д»
Контрольный лист ответов (часть А) - student2.ru

Часть Б содержит более сложные задания. Ответы на вопросы этой части Вы вносите в специальный лист ответов, который находится на стр. 3-5.

Часть В содержит утверждения, среди которых Вы должны определить верные и ошибочные. Ответы на задания этой части Вы вносите в специальный лист ответов, находящийся на стр. 6.

Выполнение задания рассчитано на 4 часа.

Будьте внимательны! Желаем Вам успеха!

РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО БИОЛОГИИ

Г. (г. Брест), 11 класс

Фамилия, имя, отчество__________________________

Область (город), номер школы______________________

Контрольный лист ответов (часть А)

 
A £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £
B £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £
C £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £
D £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £
E £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £
F £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £
                                         
 
A £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £
B £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £
C £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £
D £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £
E £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £
F £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £


 
A £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £
B £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £
C £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £
D £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £
E £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £
F £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £
 
A £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £
B £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £
C £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £
D £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £
E £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £
F £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £
 
A £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £
B £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £
C £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £
D £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £
E £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £
F £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £
                                         
                                     
A £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £
B £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £
C £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £
D £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £
E £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £
F £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £

ЛИСТ ОТВЕТОВ ЧАСТИ Б

Вопрос 1. (3 балла).

1.1.

Индуцибельный  
Репрессибельный  

1.2.

Функция участка Участок
Регуляторный ген  
Промотор  
Структурный ген для фермента 1  
Структурный ген для фермента 2  

Вопрос 2. (4,5 баллов).

                   

Вопрос 3 (5 баллов).

3.1.

А B C D E F
             

3.2.

А B C D
         

Вопрос 4 (2,5 балла).

Структура/гормон Ответ
Клетки Сертолли
 
 
 
 
 
Передняя доля гипофиза
Гонадотропин-рилизинг гормон
Фолликулостимулирующий гормон
Ингибин

Вопрос 5 (3 балла).

a c d e f h
           

Вопрос 6 (2,5 балла) ).

Механизм Номер графика
Блокирование стадии A
 
 
 
 
 
Усиление стадии B
Блокирование стадии C
Усиление стадии D
Блокирование стадии E

Вопрос 7 (2,5 балла).

Механизм Ответ
Блокирование стадии A
 
 
 
 
 
Усиление стадии B
Блокирование стадии C
Усиление шага D
Блокирование стадии Е

Вопрос 8 (2,5 балла).

Утверждение Ответ
D полосы остаются на том же расстоянии
 
 
 
 
 
A движется ближе к концам B
C становится короче
B становится шире
Полосы D движутся ближе к концу B

Вопрос 9 (3 балла).

Птица Пища (впишите цифру)
А.  
B.  
C.  
D.  
E.  
F.  

Вопрос 10 (2 балла).

Рисунок Пропущенная стадия
А.  
Б.  
В.  
Г.  

Вопрос 11 (3 балла).

Схема цикла развития № рисунка
Диплонт→мейоз→гаметы→зигота→митоз→диплонт  
Гаметофит→митоз→гаметы→зигота→митоз→спорофит→ →мейоз→споры→митоз→гаметофит  
Гаплонт→митоз→гаметы→зигота→мейоз→споры→митоз→ →гаплонт  

Вопрос 12 ( 5 баллов).

Следы животных на рисунке Название животного (впишите номер)
А  
Б  
В  
Г  
Д  
Е  
Ж  
З  
И  
К  

Лист ответов части В

№ п.п. Ответ   № п.п. Ответ  
1.     16.    
2.     17.    
3.     18.    
4.     19.    
5.     20.    
6.     21.    
7.     22.    
8.     23.    
9.     24.    
10.     25.    
11.     26.    
12.     27.    
13.     28.    
14.     29.    
15.     30.    

Часть А

Биология клетки

Эндорфин – природное обезболивающее вещество, выделяемое гипофизом и другими клетками мозга. Связываясь со своим рецептором в клетках мозга, эндорфин может снимать боль и вызывать состояние эйфории. Морфин действует подобным образом – при снятии боли он взаимодействует с рецептором эндорфина. Почему морфин может связываться с рецепторами эндорфина в клетках мозга?

A. Размеры обеих молекул практически не отличаются между собой.

B. Эти соединения имеют одинаковые молекулярные массы.

C. По своему строению молекулы этих соединений сходны между собой.

D. Эти соединения вероятнее всего имеют сходную функциональную группу.

E. Чистый суммарный заряд обеих молекул идентичен.

F. Эти соединения являются изомерами.

2. Ниже дана характеристика основного полисахарида, входящего в состав экзоскелета насекомых. Какое из следующих утверждений является НЕВЕРНЫМ?

A. Он образуется путем полимеризации глюкозы.

B. В его состав входят атомы C, H, O и N.

С. Его можно использовать в промышленности для получения глюкозамина.

D. Этот полимер также можно обнаружить в клеточной стенке грибов.

E. Мономерные звенья соединены β-(1-4) гликозидными связями.

3. Некоторые прокариотические организмы при дыхании используют SO42- в качестве конечного акцептора электронов в электронтранспортной цепи. Какое из следующих утверждений относительно этого типа дыхания является НЕВЕРНЫМ?

A. Это анаэробное дыхание.

B. Прием электронов на SO42- сопровождается образованием H2O.

C. Работа электронтранспортной цепи создает протондвижущую силу.

D. Образуется АТФ.

E. Образование АТФ связано с транспортом H+.

В медицинской практике для подавления бактериальных инфекций применяются антибиотики, относительно безвредные для человеческого организма. Какой из перечисленных ниже процессов или компонентов бактериальных клеток может быь «мишенью» действия данных антибиотиков?

A. Гликолиз.

B. Плазматическая мембрана.

C. Рибосомы.

D. Функционирование электрон-транспортной цепи в ходе аэробного дыхания.

E. Потребность в кислороде.

5. Известно три фазы роста бактериальной культуры:

I. Лаг-фаза.

II. Лог-фаза.

III. Стационарная фаза.

Наши рекомендации