Смута и великое беззаконие

После того, как Всевышний Аллах упомянул о том,

что верующие – помощники друг друга, Он запретил дружбу с неверными.

Как передаёт аль-Хаким от Усамы,

что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

«لَا يَتَوَارَثُ أَهْلُ مِلَّتَيْنِ، وَلَا يَرِثُ مُسْلِمٌ كَافِرًا، وَلَا كَافِرٌ مُسْلِمًا»

«Приверженцы двух религий не наследуют друг от друга,

мусульманин не наследует от неверного, неверный не наследует от мусульманина».

А затем прочитал: ﴿وَالَّذينَ كَفَرُواْ بَعْضُهُمْ أَوْلِيَآءُ بَعْضٍ إِلاَّ تَفْعَلُوهُ تَكُنْ فِتْنَةٌ فِى الاٌّرْضِ وَفَسَادٌ كَبِيرٌ ﴾

Неверующие являются помощниками и друзьями друг другу.

И если вы не будете поступать таким образом,

То на земле возникнут смута и великое беззаконие».

Достоверный хадис на условиях двух шейхов по мнению аль-Хакима.

В двух Сахихах также приводится хадис от Усамы бен Зайда,

в котором посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

«لَا يَرِثُ الْمُسْلِمُ الْكَافِرَ وَلَا الْكَافِرُ الْمُسْلِم» «Мусульманин не наследует от неверного,

неверный не наследует от мусульманина»[55].

Смысл слов Аллаха: ﴿إِلاَّ تَفْعَلُوهُ تَكُنْ فِتْنَةٌ فِى الاٌّرْضِ وَفَسَادٌ كَبِيرٌ

И если вы не будете поступать таким образом,

То на земле возникнут смута и великое беззаконие

– т.е. не будете сторониться многобожников и помогать верующим,

то случится большая смута среди людей – верующие перемешаются с неверными,

и случится большое беззаконие среди людей.

…………………………………………………………

Аллах сказал далее:

وَالَّذِينَ ءَامَنُواْ وَهَاجَرُواْ وَجَـهَدُواْ فِي سَبِيلِ اللَّهِ وَالَّذِينَ ءَاوَواْ وَّنَصَرُواْ أُولَـئِكَ هُمُ الْمُؤْمِنُونَ حَقّاً لَّهُم مَّغْفِرَةٌ وَرِزْقٌ كَرِيمٌ

(74) А те, которые уверовали и выселились и боролись на пути Аллаха,

и те, которые приютили и помогли, - они - верующие;

Обязательством для них - прощение и щедрый удел.

وَالَّذِينَ ءَامَنُواْ مِن بَعْدُ وَهَاجَرُواْ وَجَـهَدُواْ مَعَكُمْ

فَأُوْلَـئِكَ مِنكُمْ وَأُوْلُواْ الأَرْحَامِ بَعْضُهُمْ أَوْلَى بِبَعْضٍ فِي كِتَـبِ اللَّهِ إِنَّ اللَّهَ بِكُلِّ شَىْءٍ عَلِيمٌ

(75) А те, которые уверовали потом и выселились и боролись вместе с вами,

- они - из вас; обладатели же родства - одни ближе другим в писании Аллаха. Поистине, Аллах о всякой вещи знающ!

Всевышний Аллах упомянул о положении верующих в этой жизни,

затем о том, что их ждёт в жизни вечной. Он также сообщил о истинно верующих,

как и в начале суры, а также о том, что Он воздаст им прощением грехов, и щедрым уделом, хорошим, благим, достойным, постоянным, и непрерывным подобное не надоест и не пресытится, в силу разновидностей уготованного райского воздояния.

Аллах Всевышний также сообщил, что их последователи

при жизни в их вере и в благих делах, будут с ними в жизни вечной.

Как сказал ещё Всевышний Аллах: ﴿وَالسَّـبِقُونَ الاٌّوَّلُونَ﴾ «И опередившие первые». (9:100)

Он также сказал: ﴿وَالَّذِينَ جَآءُوا مِن بَعْدِهِمْ﴾ А те, которые пришли после них. (59:10)

в достоверном хадисе, текст которого согласован и достоверен с разными иснадами, посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) говорит:

«الْمَرْءُ مَعَ مَنْ أَحَب» «Человек с тем, кого возлюбил».[56]

Что касается слов Аллаха: ﴿وَأُوْلُواْ الأَرْحَامِ بَعْضُهُمْ أَوْلَى بِبَعْضٍ فِي كِتَـبِ اللَّهِ﴾

Обладатели же родства - одни ближе другим в писании Аллаха – по решению Аллаха.

Здесь подразумеваются все родственники, а не только те, чья доля наследства не определенна конкретно, такие как: тётя по матери, дядя по матери, дети дочерей, дети сестёр и т. п., как считают некоторые. На самом деле смысл аята общий, включает в себя все виды родства. Ибн Аббас, Муджахид, Икрима, аль-Хасан, Катада и др. считают,

что этот аят отменяет наследование по признаку союзничества и духовного братства, которое практиковалось в первое время. И поэтому в аяте подразумеваются

все родственники, которым не положено завещание.

Сторонники этого мнения приводят хадис:

«إِنَّ اللهَ قَدْ أَعْطَى كُلَّ ذِي حَقَ حَقَّهُ فَلَا وَصِيَّةٍ لِوَارِث» «Аллах уже дал каждому

обладателю права его права, а посему нет завещания для наследника».[57]

Они считают, что если человек имеет названные Аллахом права на наследство,

то ему не полагается завещанное имущество. Аллах знает лучше.

[1] Этот хадис приводят Ахмад, 5/323–324 и аль-Хаким, 2/326.

[2] Аль-Бухари и Муслим.

[3] Т.е. они будут наслаждаться блаженствами там.

[4] Аль-Бухари (3953), ан-Насаи (11557).

[5] То есть лучшими из ангелов.

[6] Шейх Ахмад Шакир сообщает, что это повествование с достоверным иснадом.

[7] Аль-Муснад (70/2), Сунан Абу Дауд (2647), Сунан ат-Тирмизи (1716), Сунан ибн Маджах (3704).

[8] Передает ат-Табари в своём тафсире (13/439).

[9] Сахих аль-Бухари (2766), Сахих Муслим (89).

[10] Муслим (1763), аль-Муснад (221).

[11] Аль-Муснад (5:4312, аль-Хаким 2/329).

[12] Аль-Бухари (4647).

[13] Аль-Хаким в "аль-Мустадрике" (2/327).

[14] Аль-Муснад (3/112), ат-Тирмизи (2140), достоверный хадис у аль-Албани.

[15] Аль-Муснад (4/165).

[16] Аль-Муснад (5/337), ат-Тирмизи (2169)

[17] Имеется в виду всё запретное.

[18] Под “пекущимся о нерушимости границ Аллаха” подразумевается человек, выражающий своё порицание таким действиям, которые были запрещены Аллахом Всевышним, и прилагающий все усилия для того, чтобы не допустить или устранить подобное.

[19] Распространённый метод решения спорных вопросов в доисламской Аравии, когда все заинтересованные лица писали свои имена на стрелах и смешивали их, а потом вытягивали стрелы по одной из общей связки.

[20] Имеются в виду расположившиеся на палубе.

[21] Речь идёт о разместившихся в трюме.

[22] Аль-Муснад (4/269), аль-Бухари (2493, 2686).

[23] Аль-Муснад (6/304) с достоверным иснадом.

[24] Фатх аль-Бари (7/413)

[25] Аль-Бухари (3983), Муслим (2494)

[26] Муслим (43/67)

[27] Аль-Бухари (14).

[28] Аль-Бухари (4647, 4649)

[29] Тафсир ибн Джарир (9/154)

[30] АЛЬ-Муснад (3/29), аль-Хаким (4\361)

[31] Аль-Бухари (6921), Муслим (120/189).

[32] Ахмад (197/4)

[33] Аль-Бухари (6921), Муслим (120/189)

[34] Аль-Бухари (25), Муслим (22/36)

[35] Аль-Бухари (2810), Муслим (149/1904)

[36] Аль-Бухари (4269), Муслим (96/159)

[37] Аль-Байхаки в сунан аль-Кубра (324/6).

[38] Аль-Муснад (5/316).

[39] Аль-Бухари (3951).

[40] Тафсир Ибн Джарир (9/10)

[41] Сахих аль-Бухари 2818, Муслим 1742.

[42] Аль-Муснад 154/4, Сахих Муслим 1917, Сунан Абу Дауд 2514, Сунан ибн Маджах 28/13.

[43] Аль-Муснад 144/4

[44] Аль-Муватта 414/2, аль-Бухари 2371, Муслим 937.

[45] Аль-Муснад 395/1.

[46] Сахих аль-Бухари 2850

[47] Заваид аль-Муснад 90/1

[48] Аль-Бухари 4330, Муслим 139/1061.

[49] Муслим (140/1901)

[50] Аль-Бухари (335), Муслим (3/521)

[51] Сира ибн Хишам (2/271)

[52] Аль-Бухари (3048)

[53] Аль-Бурахи 6747

[54] Аль-Муснад (5/352), Муслим (3/1731)

[55] Аль-Бухари (6764), Муслим (1/1614)

[56] Аль-Бухари (6168), Муслим (165/2640)

[57] Абу Дауд (2870), ат-Тирмизи (2120), ан-Насаи (3143), ибн Маджах (2713) достоверный по мнению аль-Албани.

Наши рекомендации