Решение проблем и другие применения

Давайте применим эти вопросы к одному простому примеру: «Я действительно хочу получить повышение». Пользуясь схемой, спросим:

– Что случится, если вы получите это повышение?

– Что не случится, если вы получите это повышение?

– Что случится, если вы не получите это повышение?

– Что не случится, если вы не получите это повышение? Эти вопросы могут выявить самые разнообразные побочные сложности. Как мы уже знаем, последний, самый запутывающий вопрос часто поднимает на поверхность прежде неосознававшиеся аспекты намеченной цели. Воспользуйтесь этими вопросами, чтобы начать диалог сознания с подсознанием. Так вы увеличите свои шансы понять, что именно значит для вас этот результат.

Декартовы вопросы можно также применять к деловым целям и задачам целой организации. По меньшей мере, они помогут вам прояснить неясные, неточные цели. Кроме того, вполне вероятно, что они помогут глубже понять те цели, достижение которых требует продолжительных усилий.

СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ И РЕЗУЛЬТАТЫ

Обсуждая вопрос выбора целей, мы уже несколько раз сталкивались с важностью системы ценностей. Теперь вам пора подумать о том, как определить и понять свои ценности, как они влияют на ваши цели и результаты. После этого вы начнете рассматривать намеченные результаты в свете своей системы ценностей, убеждений и прочих составляющих механизма мышления. Это принесет дополнительную ясность и станет важной проверкой экологичности той или иной цели. Кроме того, вы можете обнаружить, что понимание самого себя приносит дополнительные преимущества. В этом разделе мы поговорим о том, как научиться выявлять отдельные ценности, располагать их в порядке важности, а при желании даже менять.

Ценности

Ценности – это то, что важно. Спросите себя: «Что я считаю важным?» Ответ отразит ваши представления о том, что вы считаете подлинным, в чем убеждены, во что верите. Мы часто пользуемся понятиями «система ценностей» и «система убеждений» как синонимами. Например, слова: «Я считаю, что быть честным очень важно» (ценность) практически означают «Я верю в честность» (убеждение). Иногда связи бывают не такими прямыми: «Начальники заботятся только о себе» (убеждение) соседствует с представлением: «Ты должен заботиться прежде всего о своих интересах» (подразумеваемая ценность) или: «Мы должны покончить с расовой дискриминацией в этой организации» (убеждение, основанное на ценности всеобщего равенства).

Убеждения и ценности складываются у нас на протяжении всей жизни. В качестве фильтров мышления они оказывают неотступное влияние на любое представление о внешнем мире, воздействуя таким образом на все намеченные нами результаты и принимаемые решения. Коротко говоря, они полностью управляют нашей жизнью, становятся мотивами поступков, определяют наши достижения. Они влияют на то, как мы воспринимаем сами себя (свою индивидуальность) и развиваемся как личности. Они помогают нам строить индивидуальную карту мира и действительности.

Выявление ценностей

Вы можете связать свои ценности с конкретными целями, намеченными на втором уроке. Спросите себя: «Чем важен для меня этот результат? В каких обстоятельствах и ситуациях?» Пользу может принести применение этих вопросов к различным сферам вашей жизни, что поможет вам не забыть о менее очевидных целях. В этом процессе вы можете выявить противоречащие ценности (связанные, например, с работой и личной жизнью). Такие вопросы часто поднимают на поверхность то, что вы ощущали уже давно. Задумайтесь, например:

– о своей работе и карьере;

– о своей семье;

– о своей общественной жизни;

– о своих увлечениях;

– о своих интересах;

– о своем саморазвитии;

– о духовных запросах и о своем предназначении;

а также о всех прочих сферах жизни, которые вы можете выделить.

В частности, в отношении работы вы можете задать себе, к примеру, такие вопросы: «Чем важна для меня карьера медсестры (бухгалтера, водопроводчика и т. п.)?» или: «Чем важна для меня работа в „А‑Бэ‑Цэ Лимитед“?». Ответы могут быть такими: «стабильностью», «уважением окружающих», «общением с людьми», «возможностью помогать другим», «заработком» и т. д. В этих ответах отразятся ваши ценности. Старайтесь давать ответ как можно более лаконичный. Сама необходимость найти верное слово может заставить вас серьезно пересмотреть этот элемент системы ценностей. Некоторые слова начнут повторяться, и очень скоро вы составите целый список своих ценностей.

Иерархия ценностей

Просматривая список ценностей, на каждой из них задавайте себе вопрос: «Почему я считаю это важным?» Ответы могут включать в себя другие ценности, о которых вы первоначально не задумывались. Заодно вы уточните уже выявленные ценности и вскоре сможете ощутить в них определенную иерархию, расположить в порядке важности.

Вы можете оценить степень важности ценностей простым вопросом: «Какие из них я считаю самыми важными?» Выбрав часть из них, задайте тот же вопрос по отношению к перечисленным в оставшихся пунктах. В конце концов вы получите упорядоченный список. Уточните иерархию, сравнивая соседние пункты: «Что важнее –это или это?» Например, какое место для вас занимает «честность» по отношению к «верности»? Вскоре вы сможете окончательно расположить ценности по иерархии их важности.

Вы можете обнаружить, что труднее всего иметь дело с так называемыми номинализациями: такими абстрактными понятиями, как «самостоятельность» или «надежность». Чтобы прояснить степень их важности, попробуйте формулировать вопросы в конкретном контексте. Например: «Что бы я выбрал, если бы мог выбирать между работой, предоставляющей независимость, и стабильной должностью?» Вообразите оба варианта, и интуитивный ответ подтвердит степень важности сравниваемых ценностей. Это помогает разуму сосредоточиться.

Такие же вопросы можно применить к своим увлечениям в виде хобби и всем остальным сферам жизни. Вскоре возникнет определенная схема, так как общие ценности распространяются на все сферы жизни человека. Независимо от размеров списка, лишь несколько важнейших ценностей оказывают влияние на то, достигаете ли вы своих целей и как это делаете. Теперь вы можете извлечь практическую пользу из полученного списка: сопоставить перечисленные в нем ценности с поставленными на втором уроке правильно сформулированными результатами и относительно каждой цели задать себе вопрос: «Согласуется ли она с моими ценностями?»

Наши рекомендации