ВР.А: Умение слушать и концентрировать внимание на том, о чем говорят

Восприятие Речи

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

ВР.А: Умение слушать и концентрировать внимание на том, о чем говорят

ВР.Б. Реагирует на жесты и выполняет простые указания

ВР.В. Умение выбирать из нескольких предметов и картинок то, что нужно.

ВР.Г: Умение выполнять указания, в которых есть слова, обозначающие действия.

ВР.Д. Умение выполнять указания, в которых есть слова, обозначающие признаки предметов или выражающие состояния.

ВР.Е. Умение выполнять просьбы, содержащие предлоги и другие слова, которые определяют местоположение одного предмета относительно другого.

ВР.Ж. Умение реагировать на грамматические особенности.

  Ж. Умение реагировать на разные грамматические формы
  Е Умение выполнять указания, в которых есть слова, обозначающие местоположение предмета
  Д Умение выполнять указания, в которых есть слова, обозначающие признаки предметов
  Г Умение выполнять указания, в которых есть слова, обозначающие действия  
  В Умение выбирать из разных предметов или картинок то, что нужно
  Б Умение реагировать на жесты и выполнять простые указания  
А Умение слушать и концентрировать внимание на том, о чем говорят  
! ! ! ! ! ! ! ! 3м 6м 9м 12м 15м 18м 2г 3г  
               

ВВЕДЕНИЕ

Умение воспринимать речь нeобходимо нам для того, чтобы понимать других людей и общаться с ними.

Мы пользуемся этим умением, когда выполняем просьбы, когда участвуем в разговоре. Оно помогает нам учиться, слушая то, что нам говорят.

Программа занятий по развитию навыков восприятия речи включает в себя следующие разделы:

ВР.А: Умение слушать и концентрировать

внимание на том, о чем говорят.

ВР.Б: Умение реагировать на жесты и выполнять простые

указания.

ВР.В: Умение выбирать из разных предметов или картинок

то, что нужно.

ВР.Г: Умение выполнять указания, в которых есть слова,

обозначающие действия.

ВР.Д: Умение выполнять указания, в которых есть слова,

обозначающие признаки предмета.

ВР.Е. Умение выполнять указания, в которых есть слова,

обозначающие местоположение предмета.

ВР.Ж: Умение реагировать на разные грамматические

формы.

О чем нужно помнить, занимаясь с ребенком навыками восприятия речи? Эти занятия следует рассматривать как часть общей программы развития возможностей ребенка в сфере общения. Для того, чтобы эффективно пользоваться словами и жестами, малыш должен сначала научиться понимать значение каждого из них. Во время занятий, выбирая жесты, слова и фразы, старайтесь помнить, что именно из этого ваш ребенок захочет использовать, что именно потребуется ему для общения сейчас или позже. Важнейшим условием развития всех навыков восприятия речи является способность малыша концентрировать внимание. Умению внимательно слушать посвящен раздел ВР.А, однако, и тогда, когда вы перейдете к другим разделам, каждый раз, обращаясь к ребенку, сначала убедитесь в том, что он на вас смотрит и слушает. Это относится и к специально запланированным занятиям, и к импровизированным - во время игр и домашних дел. Как только вы овладеете вниманием малыша, старайтесь говорить с ним ясно и максимально просто. Не следует перемежать ваши указания массой ненужных слов (поболтать можно и в другое время!). Конечно, вам захочется, чтобы со временем ребенок мог понимать то, что вы говорите, даже бегая по комнате, полной народа! Однако сначала ему необходимо научиться понимать вас в более благоприятых условиях, когда отвлекающие факторы минимальны, когда вы говорите ясно, и внимание малыша приковано только к вам.

Может ли понадобиться помощь специалиста? Если у вашего малыша обнаружены неполадки со слухом, зрением или моторным развитием, возможно, ему нужно будет помочь адаптироваться к тем занятиям, которые предусмотрены программой. Специалист поможет вам определить смысл тех или иных упражнений и подскажет, каким образом ваш ребенок мог бы решить эквивалентные задачи.

ГЛАВА 1

ВР.А: Умение слушать и концентрировать внимание на том, о чем говорят

Навыки, обсуждаемые в данном разделе, являются основой всего дальнейшего обучения. Когда ребенок сможет смотреть на говорящего и слушать его, он сможет у него учиться. Глухие и/или слепые дети должны учиться реагировать на то, с чем к ним обращаются, как-то иначе, но им тоже необходимо научиться быть внимательными прежде, чем учиться чему-то еще. Когда новорожденные дети и их семьи начинают работать по программе Маккуэри, отправной точкой их занятий становятся первые четыре навыка данного раздела. Эти навыки не требуют специальных приемов; родителям просто показывают, как их естественное поведение в процессе ухода за малышом позволяет этим навыкам формироваться. В самом деле, в отношении большинства навыков данной группы мы не делаем различия между специальными "занятиями" и практикой в игровых и бытовых ситуациях. Учить малыша внимательно слушать вы можете фактически во время всех ваших с ним контактов.

Вы обнаружите определенную перекличку между навыками данной группы и первыми навыками взаимодействия с окружающими из раздела СС.А книги Самообслуживание и социальные навыки. У новорожденных детей умение слушать и умение взаимодействовать с другими людьми особенно тесно связаны между собой. Когда малыш научится поддерживать зрительный контакт, мы советуем вам обратиться к главам 1 и 2 книги 3. Из них вы узнаете, как у детей развивается язык мимики и жестов, навыки разговорной речи, и это поможет вам наилучшим образом использовать время, которое вы проводите с ребенком.

Большинством навыков данной группы дети овладевают в первые 12 месяцев нормального развития. В каждой группе умений, формирование которых происходит на 2,3 и 4 годах жизни, вы найдете лишь по одному умению, относящемуся к способности ребенка слушать то, что ему рассказывают или читают, и реагировать на услышанное.

Ниже мы перечисляем все навыки данной группы.

От 0 до 3 месяцев

1. Реагирует на звук испугом или переменой в поведении.

2. Реагирует на голос испугом или переменой в поведении.

3. На мгновение задерживает свой взгляд на лице говорящего.

4. Поддерживает зрительный контакт с говорящим (смотрит на

его глаза и рот).

5. Разглядывает окружающие предметы, переводя взгляд с

одного на другой.

От 3 до 6 месяцев

6. Ищет глазами, откуда исходит звук.

7. Поворачивается на звук (находит глазами источник звука,

повернув в его сторону голову).

8. Поворачивается на голос (находит глазами говорящего,

повернув в его сторону голову).

От 6 до 9 месяцев

9. Сидя на стуле, внимательно слушает

и смотрит на человека или на предмет.

10. Вместе со взрослым в течение 2 минут смотрит на картинки

или предметы.

11. В ответ на тон говорящего (дружелюбный или сердитый)

меняет выражение лица.

От 9 до 12 месяцев

15. В шумной обстановке слушает одного человека.

От 18 месяцев до 2 лет

37. Выслушивает короткий рассказ до конца.

От 2 до 3 лет

64. В течение 10 минут внимательно слушает рассказ, находясь

с рассказчиком наедине.

От 3 до 4 лет

91. Слушая рассказ, отвечает словами или жестами на

простые вопросы.

ВР.А.1 Реагирует на звук испугом или переменой в поведении

Этот навык - веха в развитии. Он фигурирует в большинстве тестов, позволяющих узнать, достигнут ли определенный уровень развития. Как правило, ребенка этому учить не нужно. Если в течение первых нескольких недель жизни вы не наблюдаете реакции малыша на звук, его следует показать врачу.

Хотя этот навык не требует специальных занятий, было бы правильно с самого начала постоянно знакомить малыша с различными звуками, не для того, конечно, чтобы его пугать (за исключением, может быть, случаев, когда вы проводите проверку), а для того, чтобы представление ребенка об окружающих звуках постепенно расширялось.

Как оценить

Материалы; Колокольчик или погремушка, издающая громкий звук среднего или низкого тона.

Способ: Когда малыш бодрствует и лежит на спинке, погремите возле него погремушкой или колокольчиком, но так, чтобы этот источник звука был вне поля его зрения. Можно сделать несколько попыток.

Услышав звук, малыш может заморгать, слегка напрячься или начать двигаться не так, как до этого, заплакать или, если плакал, - замолчать.

Оценить реакцию ребенка вы можете и иным способом, например, внимательно наблюдая за ним, когда звонит телефон или хлопает дверь.

Результат положительный, если малыш выражает свою реакцию любым из перечисленных выше способов.

ВР.А.2 Реагирует на голос испугом или переменой в поведении.

На голос дети начинают реагировать, как правило, несколько позже, чем на звук, хотя и не всегда.

Учить этому опять-таки обычно не приходится. Однако, в принципе, очень важно начать разговаривать с ребенком с самого рождения. У некоторых родителей это получается само собой, другим это дается трудно, особенно в первые недели, когда малыш еще не улыбается и не "разговаривает". Если вы испытываете подобные затруднения, старайтесь в присутствии малыша просто "думать вслух" или, занимаясь обычными повседневными делами, описывать вслух то, что вы делаете. Скоро вы увидите, как ему нравится вас слушать.

Как оценить

Способ: Выберите время, когда малыш лежит на спинке и в течение какого-то времени остается спокойным. Окликните его по имени сначала с одной стороны, потом с другой.

Понаблюдайте за изменением его поведения, как описано в параграфе ВР.А.1.

Результат положительный, если ребенок, услышав ваш голос, пугается или начинает вести себя не так, как до этого.

ВР.А.3 На мгновение задерживает свой взгляд на лице.

Точно такой же параграф вы найдете в книге Самообслуживание и социальные навыки (СС.А.2). Этот пункт мы включили в проверочные таблицы, потому что умение сосредоточить внимание на лице говорящего имеет очень большое значение и для развитие умения взаимодействовать с окружающими, и для развития навыков восприятия речи. В действительности, в первый год жизни, да и позже, развитие ребенка в одной из этих сфер тесно связано с развитием в другой.

Умение задержать взгляд на лице - первый шаг к установлению зрительного контакта, столь необходимого для общения с окружающими, для возможности внимательно слушать и учиться. В СС.А.2 мы заметили, что лучший способ побудить малыша задержать на вас взгляд - заговорить с ним и улыбнуться, а это можно делать с момента рождения.

Как оценить

Способ: Заговорите с ребенком и улыбнитесь ему.

Результат положительный, если малыш в течение 1-2 секунд смотрит вам в лицо. Чтобы результат был положительным, малышу не обязательно смотреть вам прямо в глаза.

ВР.А.4 Поддерживает зрительный контакт с говорящим (смотрит на его глаза и рот)

Теперь мы займемся не просто умением малыша искать взглядом ваше лицо, но умением смотреть на ваши глаза и рот, когда вы с ним говорите. Ребенка можно побудить к этому, если первые мимолетные зрительные контакты вы будете вознаграждать новыми улыбками и разговором. На этом этапе важно давать малышу больше времени на то, чтобы он нашел вас взглядом. Во время разговора ребенок, возможно, не раз поймает вас взглядом и снова потеряет.

Как оценить

Способ: Смотрите параграф ВР.А.3, однако в данном случае вам следует продолжить разговор с малышом, побуждая его смотреть на вас.

Результат положительный, если ребенок смотрит на ваши глаза и рот не менее 5 секунд.

ВР.А.5 Разглядывает окружающие предметы, переводя взгляд с одного на другой.

Самым интересным предметом для разглядывания первое время будете оставаться вы. Но когда малыш немного подрастет, вы заметите, что он уже больше внимания уделяет окружающим предметам. Его младенческий, кажущийся несфокусированным, взгляд периодами будет приобретать целенаправленность, и вы увидите, что он явно переводит его с одного предмета на другой, может быть, с окна на игрушки, подвешенные над кроваткой.

Ребенок не будет делать это все время, поэтому, когда вы сочтете нужным оценить это умение, выберите момент, когда он более всего оживлен и бодр.

Как оценить

Способ: Устройте малыша в полусидячем положении или понаблюдайте за ним, когда он сидит в своем креслице.

Результат положительный, если ребенок переводит взгляд с предмета на предмет, например, с яркой картинки на свет или с подвешенных над кроваткой игрушек на ваше лицо.

Как учить

Позаботьтесь о том, чтобы в комнате было много разноцветных предметов, на которые малыш мог бы смотреть, и поэкспериментируйте, располагая их на разных расстояниях от глаз ребенка. Начните с примерно с 30 сантиметров.

Хорошо, если в комнате находятся предметы, издающие приятные звуки, например, звенящие на ветру колокольчики; неплохо, если что-то будет двигаться: подвешенные игрушки или раздуваемые ветром занавески.

Для того, чтобы интерес малыша не угасал, нужно время от времени менять картинки или игрушки над кроваткой. Это можно делать, не затрачивая больших средств, например, вешать вырезанные из журналов картинки или плакаты, взятые в игротеке, подвешивать игрушки, сделанные из воздушных шариков, цветных лент или вырезанные из картона фигурки. Если у вас есть старший ребенок, он с удовольствием поможет вам украсить комнату малыша.

ВР.А.6 Ищет глазами, откуда исходит звук

Как отмечено в параграфе ВР.А.1, самая первая реакция ребенка на внезапный или громкий шум - испуг. Когда малыш достигает примерно трехмесячного уровня развития, он уже начинает оглядываться вокруг в поисках источника звука. Со временем он научится быстро и точно находить источник звука, но пока нас интересует лишь его попытка найти, неважно, будет она успешной или нет.

Как оценить

Материалы: Маленький колокольчик или погремушка.

Способ: Когда малыш лежит на спинке, сбоку от него потрясите погремушку или колокольчик, но так, чтобы ребенок не мог их видеть.

Результат положительный, если малыш водит глазами (а может поводить и головой), когда слышит звук колокольчика или погремушки. Он не должен непременно найти источник звука.

Как учить

Хотя выше мы говорили о погремушке или колокольчике, не менее важен звук голоса. Старайтесь чаще говорить с малышом, а прежде чем попасть в поле его зрения (например, когда вы подходите к кроватке, чтобы взять его на руки) - называть его по имени. Проверяйте, ищет ли ребенок вас глазами.

Кроме того, упражняйтесь с колокольчиком или погремушкой так, как мы описывали выше. Если малыш не пытается искать источник звука, поместите его в поле зрения ребенка, побуждая его смотреть на гремящую игрушку, а затем уберите игрушку в сторону снова.

Сделайте так, чтобы поиски малыша всегда заканчивались успешно. Пусть он убедится, что нашел предмет, издающий звук, или того, кто с ним говорит.

Развитие этого навыка можно объединить с развитием двух следующих навыков, так что теперь поговорим о них.

ВР.А.7 Поворачивается на звук (находит глазами источник звука, повернув в его сторону голову)

ВР.А.8 Поворачивается на голос (находит глазами говорящего, повернув в его сторону голову)

Эти навыки - непосредственное развитие навыка ВР.А.6 (малыш ищет источник звука, но не обязательно его находит).

Теперь уже действия ребенка - поиск источника звука или голоса - становятся более целенаправленными и точными. Если голова малыша надежно поддерживается, он сможет повернуться в сторону источника звука, даже если тот не находится в поле его зрения.

В этот период большинство детей проявляют больший интерес к голосам, чем к другим звукам. Они могут научиться поворачиваться на голос раньше, чем на звук, скажем, колокольчика или погремушки. Порядок, в котором ребенок овладевает этими навыками, не имеет значения, и над обоими вы можете работать одновременно.

Как оценить

Способ точно такой, как в параграфе ВР.А.6. С чем раньше упражняться - с голосом или звуками колокольчика и погремушки - безразлично.

В параграфе ВР.А.7 результат считается положительным, если ребенок водит глазами, поворачивает голову и находит колокольчик или погремушку.

В параграфе ВР.А.8 результат считается положительным, если ребенок водит глазами, поворачивает голову и находит говорящего.

Как учить

Если малыш не поворачивается к вам, ласково поверните его головку к вам лицом своей рукой, обращаясь к нему по имени. Когда ребенку удастся найти вас, поздравьте его и наградите радостными улыбками.

В следующий раз, когда вы будете помогать ему найти вас, попробуйте прикоснуться к нему немного легче. Со временем вы почувствуете, что малыш сам старается повернуть голову. Помогайте ему ровно столько, сколько требуется, но не более того.

Многим детям в одну сторону повернуть голову легче, чем в другую, поэтому для того, чтобы научиться поворачивать ее туда, куда труднее, им требуется дополнительная тренировка.

Продолжайте упражняться с погремушкой и колокольчиком.

Помимо этого, экспериментируйте с другими звуками. Можно шуршать целлофаном, извлекать звук из игрушки-пищалки, бренчать ключами, - в общем, используйте все, что попадается под руку.

Закрепление и развитие умения

Старайтесь уловить знаки, свидетельствующие о том, что малыш реагирует на случайно доносящиеся до него шумы: приближающиеся шаги в прихожей, телефонный звонок, лай соседской собаки или разговор взрослых в дальнем конце комнаты. Вы можете возбуждать интерес ребенка к этим событиям, рассказывая ему о них. Хотя он еще не понимает ваших слов, у него появится ощущение, что вы переживаете то или иное событие вместе с ним, и это совместное переживание находит свое выражение в разговоре.

ВР.А.9. Сидя на стуле, внимательно слушает и смотрит на человека или предмет.

Как только малыш овладеет этим навыком, вы сможете ему показывать все, что угодно, и всему, чему угодно, учить. Ребенок будет смотреть не только на вас, но вместе с вами и на предмет, который вы ему покажете. Это умение станет основой совместных игр и бесед.

Как оценить

Материалы: Приготовьте несколько игрушек, предметов и картинок, которые вы могли бы показывать ребенку.

Способ: Посадите малыша, и сами сядьте напротив. Если ваш ребенок не может сидеть без поддержки, устройте его так, чтобы он мог видеть и ваше лицо, и предмет, который вы ему показываете.

Скажите: "(имя), посмотри на меня!". Когда малыш на вас посмотрит, предложите ему посмотреть на предмет, который вы ему показываете: "Смотри, это - ..., посмотри на ...!". Если ребенок заинтересуется этим предметом, дайте ему поиграть с ним, затем проделайте то же самое с другим предметом или картинкой.

Результат положительный, если ребенок посмотрит на ваше лицо, затем на предмет или картинку, которую вы ему показываете, и, по меньшей мере, один раз сосредоточит на ней свое внимание, как минимум, в течение одной минуты.

Как учить

Недостаток внимания может проявиться в невозможности установить зрительный контакт с вами и/или в невозможности сосредоточить внимание на предмете, в ускользании зрительного контакта, когда внимание отвлекается, и ребенок озирается вокруг.

Первым делом старайтесь установить с малышом зрительный контакт, оставив предметы до лучшей поры. Назовите имя ребенка и подождите его реакции. Если ее не будет, снова произнесите имя и затем ласково поверните голову ребенка так, чтобы он посмотрел на вас. Затем заговорите снова и в награду за то, что он смотрит на вас, погладьте его по щеке.

Вы можете попросить кого-нибудь отмерить двухминутный интервал и измерить время, в течение которого малыш на вас смотрит. Для получения верного значения лучше всего усреднить время, измеренное в ходе нескольких занятий. После этого поставьте себе задачу добиться чуть более длительного зрительного контакта. Когда эта задача будет выполнена, задайтесь целью еще немного увеличить это время, и так до тех пор, пока из двух минут малыш не научится смотреть на вас примерно 30 секунд (он не должен смотреть на вас непрерывно - за эти 2 минуты он может несколько раз отвернуться от вас, а затем опять устремить на вас взгляд).

Теперь можно вернуться к игрушке. Постепенно добивайтесь, чтобы малыш смотрел на вас и на игрушку примерно половину времени всего занятия.

Как заставить ребенка взглянуть на то, к чему вы привлекаете его внимание? Во многих случаях успех будет зависеть от вашей артистичности. Самым интересным, что есть в комнате, должны стать вы, а через игру - и игрушка. Тогда смотреть на нее и на вас будет интереснее, чем вертеться в кроватке. Старайтесь самое привлекательное и захватывающее в вашем поведении приберегать для тех минут, когда малыш на вас смотрит.

Нужно, чтобы ребенок понял, что, во-первых, концентрируя свое внимание, он заслуживает награду, и во-вторых, именно тогда между вами происходит все самое волнующее.

Иногда ласкового поощрения бывает недостаточно, и если на этом пути вы не добились успеха, можно попробовать подойти к нашей задаче несколько по-иному.

1. Занимайтесь в спокойном месте. Для тех занятий, о которых мы говорим, переводите ребенка в самое спокойное место дома. Некоторым детям лучше всего подходит тихий, спокойный разговор. Если на вашего малыша это подействует благотворно, можно постепенно добавлять и отвлекающие внимание вещи.

2. Старайтесь в ваших занятиях следовать за ребенком. Если малыш уже умеет активно играть, присядьте рядом и поиграйте с ним по очереди его любимыми игрушками. Затем поговорите о том, что он делает. Помогайте ему в игре, не беря на себя инициативы. Когда вы увидите, что ребенок рад вашему присутствию и вашей роли в игре, начните постепенно предлагать ему свои идеи и свои предметы. Наконец, попросите его посмотреть на вас перед тем, как вы решите показать ему что-то новое.

3. В качестве награды давайте что-нибудь съедобное. Если вышеописанные приемы ничего не дали, возможно, придется попробовать связать момент, когда ребенок обращает на вас внимание, с получением им чего-нибудь из того, что он любит. Для очень маленьких детей это, как правило - еда. Вы можете либо во время занятий давать малышу маленькие кусочки вкусной пищи в награду за то, что он на вас смотрит, либо сами занятия проводить во время кормления, требуя перед тем, как положить ему в рот очередную ложку с едой, чтобы он на вас посмотрел. Эта мера - кратковременная. Как только малыш начнет охотно смотреть на вас, постарайтесь давать ему еду пореже или требуйте дольше глядеть на вас за то же количество вкусного. Если с самого начала вы не только награждали ребенка чем-нибудь съедобным, но и хвалили его, то со временем он будет радоваться одной вашей похвале. О том, как стимулировать освоение новых умений пищей, вы сможете более подробно узнать из главы 3 книги 2.

Игровое время и участие в работе по дому

Практиковаться в умении сосредотачивать внимание нужно, конечно, не только в специально отведенное для этого время. Возможно, вам покажется, что особые занятия вообще не нужны. Упражняться можно и тогда, когда вы меняете малышу штанишки, и тогда, когда берете его на руки, и во время кормления. Братья и сестры малыша тоже могут принять участие в таких импровизированных занятиях. Дети, как правило, любят показывать маленьким разные вещи, призывая посмотреть на них.

Закрепление и развитие умения

По мере освоения этой группы навыков и переходу к следующей - ВР.Б- старайтесь побольше разговаривать с ребенком и побуждать его смотреть на те вещи, которые вы ему показываете. Если со временем вам покажется, что зрительный контакт с вами ослабел, не беспокойтесь - это вполне нормально, так как в этот период растет интерес ребенка к окружающим предметам. Малыш будет время от времени бросать на вас взгляд во время игры, но более интенсивные зрительные контакты он прибережет для разговора.

Достижение этой стадии означает, что малыш уже на пути к умению общаться, и тогда жизненно важное значение приобретают занятия по освоению умений соблюдать очередность и подражать, которые рассматриваются в главе 2 книги 3. С этого времени вам уже можно начинать думать об охвате более широкого спектра умений, и теперь продолжать свою работу вы сможете с уверенностью, что у ребенка есть основа для приобретения новых навыков, необходимых для понимания и самовыражения.

ВР.А.10. Вместе со взрослым в течение 2 минут смотрит на картинки или предметы.

Это развитие умения, которому был посвящен предыдущий параграф.

Как оценить

Материалы: Книга с цветными картинками или несколько интересных игрушек.

Способ: Посадите малыша к себе на колени и покажите ему картинки или игрушки. О каждой поговорите с ним, дайте их подержать.

Результат положительный, если ребенок внимательно рассматривает картинки или игрушки не менее двух минут. Не забывайте, что выбранные вами картинки должны быть ясными и понятными. Время от времени малыш может переводить взгляд с картинок на вас, но на другие предметы или на другие события он отвлекаться не должен.

Как учить

Занимайтесь так, как указано в параграфе ВР.А.9, постепенно увеличивая время, в течение которого малыш смотрит на картинки или предметы.

ВР.А.11. В ответ на тон говорящего (сердитый или приветливый) меняет выражение лица.

Здесь мы рассматриваем другую сторону реакции ребенка на окружающий его мир. Мы узнаем, придает ли малыш значение тому, каким тоном говорят знакомые ему взрослые люди.

Примерно в это же время вы можете осваивать умение, которому посвящен параграф ВР.Б.12 - умение реагировать на выражение лица взрослого. Очевидно, что эти два умения близки, однако если реакцией ребенка на то или иное выражение лица может стать подражание, а это уже как бы игра, то здесь нас интересует немедленная эмоциональная реакция.

Как оценить

Понаблюдайте за реакцией ребенка, когда кто-нибудь из родителей или другой знакомый человек говорит сердитым или приветливым голосом (желательно, с другим взрослым или со старшим ребенком)

Результат положительный, если в ответ на тон говорящего выражение лица ребенка меняется. Например, когда он слышит сердитый голос, он может притихнуть, посмотреть на говорящего, явно испугаться. Когда малыш слышит приветливый голос, он может улыбнуться.

Как учить

Естественно, вы не хотите прививать малышу чувство страха или специально заставлять его слушать сердитые голоса и беспокоиться. Есть другие способы повысить чувствительность ребенка к тому, каким тоном говорят окружающие. Для этого хороши детские стишки и простые рассказы, которые предполагают изменение интонации. "Шалтай-Болтай", "Малышка мисс Маффет", "Три маленьких котенка" так хорошо знакомы нам, что мы часто читаем их механически, без особого выражения. Однако, если подумать о том, какие события происходят в действительности в этих историях, мы ясно увидим сколь они драматичны! Старайтесь голосом и мимикой передать эмоциональный настрой, наблюдая, не появятся ли на лице ребенка признаки подражания. Какое-то время малыш еще не будет понимать слов, но меняющийся определенным образом эмоциональный тон как бы сам расскажет ребенку историю и возбудит в нем сильнейший интерес.

ВР.А.15. В шумной обстановке слушает одного человека.

Пока ваш малыш еще только учится слушать, в шумной и неспокойной обстановке ему будет очень трудно сосредоточиться. Однако по мере развития этого умения он постепенно научится выделять из окружающего шума наиболее интересные для себя звуки, сосредотачивать внимание на них, отключаясь от всего остального.

Большинство детей не нужно учить этому специально, если они могут упражняться в этом исподволь, в обычных бытовых ситуациях. Конечно, в суете большого магазина или во время приема гостей вы можете забыть лишний раз поговорить с ребенком. И все же старайтесь помнить о той пользе, которую может извлечь ваш малыш, если будет слушать вас и в такой обстановке.

Как оценить

Способ: Понаблюдайте за ребенком, когда он в шумной обстановке слушает одного взрослого человека.

Результат положительный, если, несмотря на окружающий шум, малыш продолжает слушать говорящего.

ВР.А.37. Выслушивает короткий рассказ до конца.

Последние три параграфа этого раздела связаны с умением ребенка внимательно слушать рассказ.

Когда ребенок достигает уровня развития, соответствующего примерно 18 месяцам - двум годам, мы вправе ожидать, что он уже сможет выслушать короткий рассказ до конца. В типичной детской книжке обычно бывает около дюжины картинок (считая, картинку на обложке), и каждую из этих картинок сопровождает текст в одно или два предложения. Таковы, например, книжки из серии "Дик Брюна" (выпускаемые издательством Мэтьюн). В магазинах, торгующих детской литературой, можно найти и другие книжки. Заметим, что здесь мы говорим именно о книгах рассказов, а не о тех книжках, где представлены просто мало связанные между собой картинки.

Умение слушать рассказы имеет непосредственное отношение к умению обращаться с книгой, которое рассматривается в разделе ТМ.Ж.

Как оценить

Способ: Прочитайте малышу коротенький рассказ.

Результат положительный, если ребенок выслушивает рассказ до конца, глядя на картинки и на ваше лицо.

Как учить

Для того, чтобы научить ребенка внимательно слушать рассказ, нужно читать ему каждый день, сделав это занятие одним из самых важных. Пусть во время чтения малыш видит, с каким удовольствием вы это делаете.

У большинства детей есть любимые истории, которые они готовы слушать снова и снова. Не следует охлаждать их - ведь они радуются и, благодаря этим повторам - учатся. Да и вы могли бы изобразить восторг, читая в седьмой раз "Трех поросят"!

Если ваш малыш с удовольствием рассматривает картинки, но когда ему читают рассказ, теряет интерес, попробуйте сначала, показывая ему картинки, на тему каждой из них придумать короткий рассказик. Вместо того, чтобы просто сказать: "Это ложка" и перевернуть страничку, можно, например, сказать следующее: "Эта ложка помогла Кате на завтрак съесть кашу, на обед - печеные бобы, а на ужин - картошку с горошком и желе". Найдите книжку, в которой рассказывается о различных событиях дня какого-нибудь ребенка и опишите ее картинки так, чтобы они отражали собственный опыт вашего малыша. Первые книжки нужно выбирать особенно внимательно. Убедитесь, что в них есть картинки, связанные с самыми разными событиями, что сами эти события и слова, используемые для их описания, знакомы малышу. А с помощью семейных фотографий можно сочинить рассказ и про вашего собственного ребенка.

ВР.А.64. В течение 10 минут внимательно слушает рассказ, находясь с рассказчиком наедине.

В книге Самообслуживание и социальные навыки есть параграф СС.А.55, который посвящен умению ребенка 10 минут слушать рассказ в компании других детей из игровой группы или из детского сада. Здесь же мы рассматриваем умение малыша слушать рассказ в течение 10 минут, когда вас только двое - вы и он.

Как оценить

Материалы: Детская книжка, на каждой странице которой

есть текст, состоящий из 20-30 слов. Рассказ должен быть рассчитан примерно на 10 минут.

Способ: Прочитайте ребенку рассказ.

Результат положительный, если малыш слушает рассказ внимательно, не отвлекаясь на окружающие звуки и не прерывая чтение разговорами о посторонних вещах.

Как учить

К этому умению нужно подходить постепенно, начиная с коротких рассказиков (см. параграф ВР.А.37).

Перед тем, как перейти к более длинным рассказам, сначала пытайтесь читать ребенку по несколько коротких рассказов подряд.

Если во время чтения вы замечаете, что внимание малыша ослабевает, попробуйте вернуть его интерес, изменив темп чтения, голос, задав простые вопросы, типа: "Ты видишь...?", добавив свои соображения по поводу того, что происходит.

ВР.А.91. Слушая рассказ, отвечает словами или жестами на простые вопросы.

Здесь уже от малыша требуется не только внимательно слушать рассказ, но и запоминать его главные моменты, чтобы уметь отвечать на простые вопросы.

Как оценить

Материалы: Рассказ, подобный описанному в параграфе ВР.А.64.

Способ: Читайте рассказ, время от времени останавливаясь, чтобы задать вопрос, типа: "Что сделал большой злой волк?" или "Что хотела съесть гусеница?". Такого рода вопросы заставляют ребенка думать о прочитанном. Можно, конечно задавать и такие вопросы, как "Где...?" или "Ты видишь...?", но они не будут засчитываться при оценке.

Результат положительный, если ребенок в состоянии ответить хотя бы на один вопрос из тех, о которых мы говорили. Если ваш малыш еще не умеет говорить, он может в ответ на вопрос, показать на соответствующую картинку, изобразить жестами или действием то, о чем его спрашивают.

Как учить

Задавать вопросы ребенку по ходу рассказа - хороший способ помочь ему сосредоточиться на важнейших событиях. Старайтесь, чтобы ваш разговор не был односторонним - ваш вопрос, его ответ. Ребенок не должен чувствовать, что его контролируют.

Если вы читаете знакомый рассказ, вы можете спрашивать малыша не только о прошедших событиях, но и о событиях, которые еще впереди.

Закрепление и развитие умения

Итак, умение, о котором мы только что говорили, завершает данный раздел и данную группу умений. Это не означает, однако, что вы больше не будете вместе с ребенком читать книжки. При таком обилии книг, какое доступно сейчас, вы всегда сможете найти то, что послужит дальнейшему развитию ребенка. Не нужно упорно стремиться к тому, чтобы все время двигаться только вперед - малыш будет рад иногда вернуться к своим первым книжкам, он с удовольствием может "почитать" их вам или себе. Пусть в библиотеке или в книжном магазине он помогает вам выбирать книги. Если свободный выбор имеет для него большое значение, подберите сами пару

книжек и спросите малыша, какую из них бы он хотел взять.

ГЛАВА 2

Наши рекомендации