Урок 47. наша дружная семья

Данный урок строится на рассказах детей о своей семье, семейных традициях, отношениях взрослых и детей. Параллельно проводится рабо­та по рисункам на с. 46-47. Из урока дети должны уяснить, что каждый член семьи заботится об остальных. Дружеские отношения взрослых и детей укрепляют семью, создают благоприятную обстановку для полно­ценного труда и отдыха.

Домашнее задание: учебник, с. 46-51; рабочая тетрадь, с. 21.

Урок 48. В ШКОЛЕ

Цели: изучить правила поведения в школе, «опасные места» в школьном здании; учить определять положительные и отрицатель­ные качества поведения товарищей и самого себя в школе.

Ход урока

I. Беседа о школе.

-Нравится вам здание нашей школы? Почему нравится?

- Что вы хотели бы изменить? Почему?

- Что находится в школьном дворе?

- Для чего различные площадки?

- Что вам нравится внутри здания?

Что бы вы хотели изменить?

- А зачем вы ходите в школу?

- Рассмотрите рисунок на с. 54.

- Где находятся дети?

- Как вы догадались, что это школа?

- Чем занимаются ребята во время перемены?

- А что делаете вы в это время?

- Нужна ли в школе культура общения?

- Как вы это понимаете?

- Рассмотрите рисунки. Что на них хорошо, что плохо?

- Какие обязанности есть у вас в школе?

II. Чтение текста на с 52-53.

-Что же главное в школе?

- Почему знаний в школе не уменьшается?

- Прочитайте пословицы и объясните их.

III. Правила поведения на уроке.

Беседа.

-Зная режим дня, мы помним, что умственная работа обяза­тельно должна чередоваться с физической разгрузкой.

- Как это выполняется в школе?

- Как должны вести себя ученики на уроке? Почему? Расска­жите.

- Бывают ли нарушения порядка?

От чего это происходит?

- Почему на уроке желательно всем ученикам чётко выполнять задания учителя?

- Закройте глаза и подумайте, часто ли вы нарушали правила поведения на уроке. Кому это мешало? Вслух об этомне говорите.

- Что бы вы сказали мальчику, который нарушает правила по­ведения на уроке?

IV. Правила поведения на перемене.

Беседа по тексту учебника.

-Рассмотрите рисунок на с. 55.

- Это урок или перемена?

- Почему вы так решили?

- Прочитайте стихотворение.

- Что так удивило Муравья?

- Почему он назвал школу муравейником?

- Что вы делаете на перемене?

- Чего делать не следует? Почему?

V. Экскурсия по школе.

Учитель проводит детей по тем участкам здания, где они часто про­водят время в перемену. Обращает внимание на опасные для жизни и здо­ровья места и предметы (лестничные пролёты, батареи центрального ото­пления, стеклянные двери, двери кабинетов, которые открываются в ко­ридор и др.). Такую экскурсию лучше начать с классной комнаты, так как некоторые учащиеся проводят время перемены в классе.

VI. Итог урока.

- Можно ли обойтись в школе без выполнения определённых правил поведения?

Домашнее задание: учебник, с. 52-55; рабочая тетрадь, с. 22-23.

Урок 49. ПРАВИЛА ВЕЖЛИВОСТИ

Цель: объяснить целесообразность и обоснованность принятых в общежитии правил; развивать умения анализировать свои по­ступки, обобщать, делать выводы.

Оборудование: мяч, зеркальце.

Ход урока

I. Введение в тему.

Маша знала слов немало, Но одно из них пропало, И оно-то, как на грех, Говорится чаще всех. Это слово ходит следом За подарком, за обедом, Это слово говорят, Если вас благодарят.

—Подумайте, какое слово потеряла Маша?

- Почему вы так решили?

- Приходилось ли вам терять такие слова?

П. Вежливые слова.

Беседа.

- Почему люди часто употребляют в речи вежливые слова?

- Можно ли обойтись без них?

- Какое отношение у окружающих складывается к человеку, который не стесняется говорить вежливые слова?

- Послушайте стихотворение и постарайтесь объяснить, почему мальчик не говорил вежливые слова.

Друзья, вот вам на всякий случай Стихи о школьнике одном. Его зовут ... а впрочем, лучше Мы здесь его не назовём. «Спасибо», «здравствуйте», «простите» Произносить он не привык. Простого слова «извините» Не одолел его язык... Ему бывает часто лень Сказать при встрече «добрый день!». Казалось бы, простое слово, А он стесняется, молчит, И в лучшем случае «здорово» Он вместо «здравствуйте» бубнит. И даже вместо «до свиданья» Не говорит .он ничего Или заявит на прощанье: «Ну я пошёл... Пока! Всего!».

-Что бы вы посоветовали этому мальчику, как ему вылечиться?

- Может, кто-то узнал в нём себя?

Физкультминутка

-Давайте лечиться от невежливости. Передаём друг другу мяч, называя при этом вежливое слово или вежливое обращение.

- Приготовьте своё зеркальце.

- Посмотритесь в него и скажите себе вежливое слово. *

- Какое выражение лица было у вас при этом?

- Так почему уважают вежливых людей?

IV. Работа по учебнику, с. 56-57.

V. Вежливые поступки.

Но кроме вежливых слов существуют и вежливые поступки. Вы знаете их множество. Давайте перечислим. Какие из них вы могли бы сейчас на уроке проинсценировать? Сформируйте группы по желанию для инсценирования. Пока­зать можно вежливых и невежливых людей.

Остальные ребята постараются проанализировать ваши сценки.

VI. Работа по учебнику, с. 58-59.

VII. Итог урока.

- Почему приятнее быть вежливым человеком?

Домашнее задание: учебник, с. 56-59; рабочая тетрадь, с. 23, I задание 50.

Урок 50. ТЫ И ТВОИ ДРУЗЬЯ

Цели: изучить правила приёма гостей и поведения в гостях, правила общения; развивать умения анализировать, обобщать, де-I лать выводы, обыгрывать ситуации.

Оборудование: два игрушечных телефона, коробка из-под конфет в качестве «подарка».

Ход урока

I. Введение в тему.

Беседа. -Отгадайте и назовите торжественный день в честь кого-либо. (День рождения.)- Почему этот личный праздник так называется? - Когда ваш день рождения?

- Вы любите этот праздник? Почему?

- Как обычно вы готовитесь к своему празднику?

- Как его проводите?

, - Какой день рождения вам особенно запомнился? Почему? \

- Чем радуют вас гости?

- Чем огорчают?

II. Изучение правил общения. Анализ ситуаций.

-Издревле народ определяет для себя определённые правила на различные случаи в жизни. Эти правила передавались из поколения в поколение. Люди, которые их придерживались, пользовались уважением.

Вы, конечно, тоже знаете множество разных правил общения и поведения.

Как вы будете придерживаться их в день рождения?

Ситуация 1. Совсем скоро ваш день рождения. Осталось так мало дней, а вы должны успеть пригласить своих друзей в гости.

Конечно, проще воспользоваться телефоном! Покажите, как вы пригласите друзей и что ответят вам друзья.

Учитель вызывает двух учеников к телефонам. У одного роль име­нинника, у другого - гостя. Дети должны сами разыграть диалог. «Гос­тей» может быть несколько. Возможны варианты приглашения и ответа на него. Остальные учащиеся анализируют ситуацию.

-Договорите стихотворение:

ОЧЕНЬ-ОЧЕНЬ ВКУСНЫЙ ПИРОГ

Я захотел устроить бал, И я гостей к себе.. .(позвал). Купил муку, купил творог, Испёк рассыпчатый.. .(пирог). Пирог, ножи и вилки тут -Но что-то гости.. .(не идут). Я ждал, пока хватало сил, Потом кусочек... (откусил). Потом подвинул стул и сел И весь пирог в минуту ...(съел). Когда же гости подошли, То даже крошек.. .(не нашли).

Д. Хармс

- Подумайте, что сказали гости такому хозяину.

Но обычно гости приходят на день рождения с подарками.

Ситуация 2. Вы пришли к Наде на день рождения. В руках у вас подарок (коробка). Вы звоните в дверь. Именинница открывает дверь. Она вам рада.-Как далее разворачиваются события? Разы­грайте. Остальные учащиеся оценивают ситуацию.

-Хорошим тоном считается, если именинник сразу поинтере­суется содержимым подарка и обязательно скажет несколько при­ятных слов подарившему.

Подарок должен иметь определённое назначение. Не дари ба­бушке клюшку, пятилетней сестре - калькулятор, отцу - вязальные спицы, а маме - мужской галстук. Главное, чтобы подарок принёс радость. Надо показать, что ты помнишь о человеке, учитываешь его вкус, увлечения. Делая подарок, человек приносит радость дру­гому, а не хвастает перед всеми своей щедростью. А тот, кто полу­чает подарок, должен запомнить главное правило: «Дарёному коню в зубы не смотрят», то есть всегда нужно выразить благодарность, даже если подарок не пришёлся по вкусу.

Если подарены игры, то можно всем вместе немного поиграть. Гостей приглашают в детскуй) и предлагают игрушки, книги, игры. Но гости должны помнить, что хватать всё подряд неприлично. Надо играть только тем, что предложили. С чужими вещами следу­ет обращаться очень бережно.

Ситуация 3. Но вот вошла в комнату мама и пригласила гос­тей за стол. Все сразу же бросили книжки и игрушки, повскакивали и вприпрыжку, обгоняя друг друга, понеслись к столу. Каждый старался занять лучшее место, схватить лучший кусок торта, по-больше конфет, самое крупное яблоко. Про именинника все забы­ли. Как вы оцените эту ситуацию?

-Рассмотрите рисунок на с. 61.

Ответьте на в о п р о с ы.

Вот некоторые правила поведения за столом (не обязательно праздничным):

За столом веди себя спокойно, непринуждённо. Сиди на стуле удобно. Локти на стол не клади, только кисти рук.

Закуски и салаты с больших блюд клади не теми ложками, ко-
торыми ешь сам, а теми, что на блюде.

Ложку или вилку с едой подноси к чуть склонённой голове, но никогда не наклоняйся к тарелке.

Пережёвывай пищу обязательно с закрытыми губами - ни бы­стро, ни медленно, не чавкай и никогда не разговаривай с полным ртом.

На тарелку клади ровно столько, сколько съешь, старайся не греметь приборами по тарелке и не размахивать ими.

III. Итог урока.

- Узнали вы на уроке что-нибудь новое?

Домашнее задание: учебник, с. 60-63; рабочая тетрадь, с. 25, задание 3.

Наши рекомендации