Одновременные впечатления. Сколько впечатлений может человек одновременно воспринять и запечатлеть в своем
Сколько впечатлений может человек одновременно воспринять и запечатлеть в своем сознании? Обитатели Запада говорят – одно; оккультисты же говорят – нормально семь, а анормально – четырнадцать, семнадцать, девятнадцать, двадцать одно, вплоть до сорока девяти впечатлений можно воспринимать одновременно. Оккультизм учит, что сознание всегда воспринимает семеричное впечатление и хранит его в памяти. Вы можете доказать это, взяв сразу семь нот музыкальной гаммы, семь звуков достигают сознания одновременно, но нетренированное ухо может распознавать их лишь одно за другим, и вы, если того пожелаете, можете измерить интервалы. Натренированное ухо услышит семь нот сразу же, одновременно. В результате эксперимента было доказано, что через две или три недели человек может научиться воспринимать семнадцать или восемнадцать цветовых эффектов, а с практикой будут уменьшаться и интервалы[384].
Память
Память приобретается для этой жизни и может быть расширена. Гениальность есть величайшая отзывчивость мозга и мозговой памяти на высший Манас. Впечатления, произведенные на любое чувство, хранятся в памяти[385].
Ментальное и физическое чувства
Развитию физического чувства предшествует ментальное чувствование, которое и претворяется в физическое чувство. Ум воспринимает и хранит вещи любого рода механически и бессознательно и выбрасывает их в память как бессознательные восприятия. Если внимание чем-то сильно поглощено, то чувственное восприятие какой-либо раны в этот момент не ощущается, но позднее страдание входит в сознание. Так, возвращаясь к нашему примеру семи нот, взятых одновременно, мы имеем одно впечатление, но на слух ноты воздействуют последовательно одна за другой, так что они откладываются в мозговом разуме по порядку, ибо нетренированное сознание не может запечатлеть их одновременно. Все зависит от тренировки и внимания. Тогда перенос ощущения от любого органа к сознанию происходит почти одновременно, если ваше сознание сосредоточено на нем, но, если какой-либо шум отвлечет ваше внимание, пройдет интервал немногим более секунды, прежде чем оно достигнет вашего сознания. Оккультист должен тренировать себя, чтобы воспринимать и передавать по семи ступеням своего сознания каждое впечатление или впечатления одновременно. Кто наиболее сократит интервалы физического времени, наиболее и продвинется[386].
Сознание; семь его ступеней
Существует семь ступеней, или оттенков, сознания Единицы, например, в момент наслаждения или боли – четыре низших и три высших.
1. Физическое чувственное восприятие: | восприятие клетки; если она парализована, чувство в ней присутствует, хотя "вы" и не ощущаете его. |
2. Самовосприятие, или апперцепция: | т. е. самовосприятие клетки. |
3. Психическая апперцепция: | астрального двойника, доппелгенгера, переносящего ее выше, к |
4. Витальному восприятию: | физическое чувствование, ощущение удовольствия или боли – качества. |
Таковы четыре низших ступени, относящиеся к психофизиологическому человеку.
5. Манасическое самовосприятие: | манасическое распознавание низшего манаса. |
6. Волевосприятие: | волевое восприятие, добровольное принятие идеи: вы можете замечать или не замечать физическую боль. |
7. Духовная, всецело сознательная апперцепция: | поскольку она достигает высшего самосознательного Манаса. |
(Апперцепция означает самовосприятие, сознательное действие; не так, как у Лейбница, но когда внимание сосредоточено на восприятии.)
Вы можете воспринимать их на любом плане; например, плохая весть проходит через четыре низшие стадии, доходя до сердца. Или возьмем звук:
Он доходит до слуха.
Самовосприятие слуха.
До психического, или ментального, который переносит его к
4. Витальному (резкий, мягкий, сильный, слабый и т. д.)[387]
Эго
Одним из лучших доказательств того, что существует Эго, истинное поле сознания, является уже упомянутый факт, что состояние сознания никогда не воспроизводится в точности, живите вы хоть сотню лет, проходя через миллиарды и миллиарды состояний. Сколь много состояний и подсостояний испытываешь в течение активного дня; невозможно иметь достаточно клеток для всех. Это поможет вам понять, почему некоторые ментальные состояния и абстрактные вещи следуют за Эго в дэвакхан и почему другие просто рассеиваются в пространстве. То, что достигает Сущности, имеет с ней сродство как благородное деяние, является бессмертным и идет вместе с ней в дэвакхан, составляя неотъемлемую часть биографии распадающейся личности. Возвышенная эмоция проносится через семь стадий и достигает Эго, ум, что наигрывает свои мелодии в клетках мозга[388].
Я-состояния
Высший и низший манас, аурическое яйцо и астральный свет
Качества определяют свойства я-состояний.
Поле сознания высшего Эго никогда не отражается в астральном свете. Аурическая оболочка получает впечатления как от высшего, так и от низшего манаса, и именно последние впечатления суть те, что также отражаются и в астральном свете. Тогда как естество всего духовного, всего, что достигает высшего Эго или же не отвергается им, не отражается в астральном свете, ибо последний находится на слишком низком плане. Но в течение жизни человека естество это запечатлевается, в кармических целях, на аурической оболочке и после смерти и разъединения принципов соединяется воедино со Вселенским Разумом, (то есть те "впечатления", что превыше даже плана дэвакхана), чтобы ожидать там кармически того дня, когда Эго должно воплотиться вновь. (Существует три рода впечатлений, которые мы можем назвать камическими, дэвакханическими и манасическими.) Ибо сущности, как бы высоки они ни были, должны получить свои кармические награды и наказания на земле. Эти духовные впечатления более или менее отлагаются на мозге, в противном случае низшее Эго было бы безответственным. Однако имеются некоторые впечатления, которые воспринимаются через мозг и которые не являются результатом нашего предыдущего опыта. У адепта мозг приучается удерживать эти впечатления[389].
Ответственность
Перевоплощающийся Луч может быть подразделен, ради удобства, на два аспекта: низшее камическое эго рассеивается в камалоке; манасическая часть завершает свой цикл и возвращается к высшему Эго. В действительности именно это высшее Эго и наказуется, так сказать, и страдает. Это и есть истинное распятие Христа, самая мудреная и все же самая важная тайна оккультизма; весь цикл наших жизней зависит от нее. Воистину, именно высшее Эго и является страдальцем; ибо, запомните, что абстрактное сознание высшего личного сознания остается запечатленным на Эго, поскольку оно должно стать неотъемлемой частью его Вечности. Все наши самые возвышенные и благородные побуждения запечатлеваются на высшем Эго, так как они той же природы, что и оно само[390].
Патриотизм
Патриотизм и великие деяния на военной службе не так уж хороши, с высшей точки зрения. Облагодетельствовать часть человечества – хорошо; но сделать это за счет других – плохо. Стало быть, в патриотизме и т. п. вместе с благом присутствует и яд. Ибо, хотя внутренняя сущность высшего Эго незапятнана, внешнее одеяние может оскверниться. Так, и плохое и хорошее из этих мыслей и деяний запечатлевается на аурической оболочке, и карму за все плохое принимает на себя высшее Эго, хотя оно совершенно неповинно. Так, оба рода впечатлений после смерти рассеиваются во Вселенском Разуме, и Эго, воплощаясь вновь, испускает луч, который и есть оно само, в новую личность и в ней страдает. Оно страдает в самосознании, сложенным им своим же накопленным опытом[391].
Высшие Эго
Каждое из наших Эго влачит за собой карму прошлых манвантар. Существует семь Иерархий Эго, причем некоторые из них, например в отсталых племенах, можно сказать, только начинают настоящий Цикл. Эго начинает с божественного сознания; нет ни прошлого, ни будущего, ни разъединения. Еще долго оно не сознает самое себя. Лишь после многих рождений начинает оно понимать, благодаря этой совокупности опыта, что оно индивидуально. В конце своего цикла воплощений оно все то же божественное сознание, но теперь уже оно стало индивидуализированным самосознанием[392].
Ответственность
Чувство ответственности внушается присутствием Света высшего Эго. Так как Эго в своем цикле перевоплощений становится все более и более индивидуализированным, оно все больше и больше учится через страдания сознавать свою собственную ответственность, в силу чего оно в конце концов вновь обретает самосознание, сознание всех Эго целой Вселенной. Абсолютное Существо, дабы иметь представление обо всем или чувствование его, должно пройти через все испытания индивидуально, не коллективно, с тем чтобы оно по возвращении обладало бы тем же всеведением, что и Вселенский Разум, плюс памятью обо всем том, через что оно прошло[393].
Следовательно, мы всегда должны стараться акцентировать нашу ответственность[394]. Чувство ответственности есть начало мудрости, доказательство того, что ахамкара начинает исчезать, начало утраты чувства разобщенности[395].
День "Будь-с-Нами"
В День "Будь-с-Нами" каждое Эго должно вспомнить все циклы своих прошлых воплощений за манвантары. Эго приходит в соприкосновение с этой Землей, все семь принципов становятся единым целым, оно видит все, что совершило на ней. Оно зрит поток своих прошлых воплощений посредством некоего божественного света. Оно видит все человечество сразу, но тем не менее всегда имеется как бы поток, который и представляет собой неизменно "Я"[396].
Человеческие принципы
Здесь Е. П. Б. начертила две диаграммы, иллюстрируя различные способы изображения человеческих принципов. В первой:
два низших игнорируются, они исчезают, дезинтегрируются, не имеют значения. Остаются пять, осиянные Атманом. Во второй:
низшая четверица рассматривается лишь как материя, объективная иллюзия; остается Манас и аурическое яйцо, ибо высшие принципы отражаются в аурическом яйце. Во всех этих системах следует помнить о главном принципе – нисхождении и восхождении Духа как в человеке, так и в Космосе. Дух притягивается вниз как бы духовной гравитацией.
Попытки учеников проникнуть глубже в причину этого были пресечены, Е. П. Б. лишь дала намек на три Логоса: