Получение удовольствия от работы

Ваши сотрудники жалуются, что их работа слишком скучна и однообразна? Присмотритесь внимательнее к тому, что они делают, и подумайте, нельзя ли что-нибудь исправить. Поговорите с сотрудниками и выясните, чем они хотели бы заниматься, как, на их взгляд, лучше выполнять эту работу. Люди показывают более высокие результаты, если возложить на них ответственность за результат и давать объективную оценку их деятельности. Такой подход способен вернуть интерес к работе и усилить мотивацию.

Эффективная мотивация

Вам кажется, что качество работы не меняется к лучшему? Причиной может быть недостаточно активное поощрение сотрудников. Не бойтесь поручать им ответственную работу и позвольте выполнять ее так, как они считают нужным. Ответственность заставляет человека работать усерднее. Похвала и признание поддерживают его в этом стремлении.

Поддержание мотивации

Вы видите, что сотрудник стал работать хуже, чем раньше? Убедитесь, что вы поддерживаете его интерес к работе. Может, вы не встречаетесь с людьми и не разговариваете с ними, поэтому они не знают, чего от них хотят и что происходит вокруг. Зная, что вы всегда готовы помочь и посоветовать, люди будут более ответственны и настойчивы. Забота о создании приятной рабочей атмосферы создаст дополнительный стимул и покажет, что вы цените своих подчиненных.

Позитивный настрой

У людей создается впечатление, что вы потеряли интерес к работе? Тогда неудивительно, что то же самое происходит и с вашими подчиненными. Дайте им ясно понять: вы хотите, чтобы они получали удовольствие от того, чем занимаются. Каждый сотрудник должен знать, что интересен вам как личность, а не как орудие труда.

Мотивация – это стремление человека работать с высокой отдачей. Высокая мотивация персонала возникает, когда потребности сотрудников удовлетворены и созданы такие условия, в которых людям хочется работать хорошо.

Преимущества работы с людьми, заинтересованными в результатах своего труда.

√ Работа соответствует требованиям и выполняется в точно определенный срок.

√ Людям нравится их работа, они чувствуют, что их ценят в компании.

√ Люди работают с большим усердием, потому что им нравится то, что они делают.

√ За качеством работы следит исполнитель, поскольку сам в этом заинтересован, поэтому нет необходимости в особом надзоре.

√ Боевой дух коллектива всегда на высоте, что способствует созданию превосходной рабочей атмосферы.

Если вам удалось создать высокий уровень мотивации, вашей главной задачей, требующей постоянного внимания, станет его сохранение. Затраченные на это усилия окупаются сторицей. Это очень просто и не требует доказательств: человек, имеющий мотив, способен хорошо работать и добиваться высоких результатов.

Глоссарий

Вознаграждение – плата за труд или услугу.

Деятельность – специфическая человеческая форма отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение в интересах людей; условие существования общества. Деятельность включает в себя цель, средства, результат и сам процесс.

Достижение – положительный результат каких-нибудь усилий, успех.

Иерархия потребностей – определенная последовательность потребностей, при которой после удовлетворения одной потребности возникает необходимость удовлетворения следующей.

Компетентность – обладание необходимыми знаниями и умениями для выполнения конкретной работы.

Моральный дух – ощущение уверенности, которое проявляется в хорошем настроении и оптимистичном взгляде на положение вещей.

Мотив – (от лат. «moveo» – двигаю) материальный или идеальный предмет, достижение которого выступает смыслом деятельности. Мотив представлен субъекту в виде специфических переживаний, характеризующихся либо положительными эмоциями от ожидания достижения данного предмета, либо отрицательными, связанными с неполнотой настоящего положения. Но для осознания мотива, т. е. для включения данных переживаний в культурно обусловленную категориальную систему требуется особая работа.

Мотивация достижения – стремление человека к успехам в различных видах деятельности. В его основе лежат эмоциональные переживания, связанные с социальным принятием тех успехов, которые достигаются индивидом.

Ответственность – полномочия для принятия решений и контроля над ситуацией.

Оценка деятельности – отношение к выполненной работе. Высказанная корректно оценка побуждает к более высоким достижениям.

Побуждение фиксирует желательное будущее состояние действительности, которого еще нет в наличии. Побуждение заключает в себе противоречие между нежелательным настоящим и желательным будущим.

Все побуждения к деятельности можно свести к четырем мотивационным факторам:

1) прямой конечный результат деятельности;

2) мотивация вознаграждением; 3) подневольное поведение: избежать репрессий путем подчинения силе; 4) привлекательность самого процесса деятельности.

Потребность – термином «потребность» обычно обозначают следующие три феномена:

1. Объективные нужды людей в определенных условиях, обеспечивающих их жизнь и развитие.

2. Свойства личности, определяющие ее отношение к действительности и собственным обязанностям, в конечном итоге – определяющие образ ее жизни и деятельности.

3. Определенные состояния психики человека, отражающие его нужду в веществах, энергии и других факторах, необходимых для его функционирования как живого организма и личности.

Похвала – хороший отзыв о ком-нибудь или о чем-нибудь, одобрение.

Самостоятельность – независимость от других, свобода действий в планировании и выполнении работы.

Стимул – внешнее побуждение активности работника, эффект которого опосредован психикой человека, его взглядами, чувствами, интересами, стремлениями и т. д.

Цель – предмет стремления; то, что надо, желательно осуществить.

Теории мотивации

Существует несколько популярных теорий мотивации. Приведем некоторые из них.

Иерархическая модель мотивации Маслоу носит универсальный характер. По Маслоу, человеком движут пять потребностей: физиологические, в безопасности, в любви, в привязанности и принадлежности к определенной социальной группе, в уважении и признании, в самоактуализации. Как только удовлетворена очередная потребность, доминирующей становится следующая за ней в иерархии.

Теория Алдерфера (теория ERG) признает три основные группы потребностей: экзистенциальные, социальные и развития.

Теория Герцберга (теория гигиенических и мотивирующих факторов). Основана на понятии внутренних факторов (ответственность, признание и достижения), от которых зависит получение удовлетворения от работы, и внешних факторов (заработная плата и условия работы), с которыми связывают недовольство.

Теория мотивации Мак-Клеланда. Мак-Клеланд выделяет три вида человеческих мотивов: стремление к принадлежности, власть и успех.

Теория ожиданий Врума – согласно которой именно ожидание вознаграждения активизирует поведение, и именно осознаваемое вознаграждение, связываемое с результатом каждого курса действий, придает поведению определенную направленность (управляет поведением).

Об авторе

Кейт Кинан – дипломированный психолог со степенью бакалавра, магистр философии. В 1978 году открыла центр психологического консультирования для сотрудников крупных производственных предприятий. Ее цель – помочь людям реализовать свои скрытые возможности.

Разработанные Кейт Кинан индивидуальные программы помогают современным руководителям самостоятельно находить и решать организационные проблемы – от индивидуальной оценки при подборе персонала до создания команды и изучения отношений внутри коллектива. Кейт отдает предпочтение обучению менеджеров, помогает им разрабатывать программы по расширению и развитию ресурсов компании.

Убежденная в том, что ключ к успешной мотивации – в оптимизме и поощрении, Кейт признает, что поддерживать мотивацию к работе в себе самой стоит ей немалых усилий. Утешением для нее служит тот факт, что необходимость таких усилий совершенно не заметна со стороны.

Наши рекомендации