Словарь терминов и незнакомых слов

АБХАВА - небытие, несуществование. Седьмая Падартха, см.

АГНИ - огонь. В теле существует 13 видов Агни. Главный среди них - Джатхарагни. Этим термином также называется все субдоша Питта доша. Один из первоэлементов

АМА - "порождающая болезни". Шлаки и токсины, образую­щиеся при нарушении пищеварения, слабости огня пищеварения или тканевых огней. Имеет способность забивать физические и энергетические каналы, соединяться с Тридоша, тем самым вызывая болезни.

АМАШАЯ - зона двенадцатиперстной кишки и нижней части желудка, основное место локализации Питта доша.

АРТАВА, или РАДЖАС - менструальная кровь.

Асана – положение тела в пространстве, поза; иногда – место.

Атма – душа.

Афродизиак – растение или препарат, увеличивающий половое влечение или половую силу.

АЧАРИЯ - высший титул духовного учителя, мудреца.

Ашрам – ведический уклад жизни. Веды выделяют четыре ашрама, связанных с четырьмя этапами жизни – брахмачария (незамужний ученик), грихастха (семейная жизнь – рождение и воспитание детей), ванапрастха (частичное отречение – совершение паломничества мужа с женой по святым местам) и саньяса (полное отречение от мира).

АШТАНГА-ЙОГА, или Патанджала-йога - восьмиступенчатый путь йоги. Восемь компонентов (aшта-aнга) этой системы включа­ют в себя ограничения, "то, что запрещено", (Яма); соблюдение, "то, что необходимо", (Нияма); позы (Асана); управление дыхани­ем (Пранаяма); избавление от чувств (Пратьяхара); концентра­цию (Дхарана); размышление (Дхьяна) и духовное погружение (Са­мадхи). Данная система йоги направлена на осознание Параматмы - Сверхдуши. Одним из наиболее почитаемых учителей этой системы йоги считается Патанджали, автор "Йога-Сутры". По его имени эту систему йоги часто называют Патанджала-йогой. Перед началом занятий йогой можно читать мантру Патанджали[167].

АХАМКАРА - Ложное самоотождествление, см.

АХИМСА - непричинение вреда ни одному живому существу (по-русски - ни убий!). Одно из главенствующих условии для духо­вного прогресса. Важнейший принцип не только всех систем Йоги, но и других школ и религиозных направлений, ставящих задачей осознание человеком себя и своего положения в мире.

БХУТА (1) - см. Махабхута.

БХУТА (2) - дух, призрак.

ВАЙДЬЯ – аюрведический врач.

ВАРНА – каста. Существует четыре касты – брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры. Из них первые три варны – высшие. Люди, по той или иной причине не входящие ни в одну из каст, называются низкорожденными – млеччхами.

ВАТА ДОША - самая подвижная и активная среди Тридоша, состоит из Воздуха и Эфира. В тонком идеальном случае проявля­ется как Прана. См. Тридоша.

ВАХУ - тонкие энергетические каналы, по которым движется Прана в организме. В некоторых текстах называются "Нади". Пов­редить Ваху практически невозможно, даже после ампутации ко­нечности они сохраняются, причем порождают так называемые "фантомные боли".

ВАЮ (1) - первоэлемент Воздух. (2) Ветра, так называются все субдоша Вата доша, а иногда и сама Вата доша.

ВЕДЫ - изначальные священные писания. Рассматривают как материальные, так и духовные вопросы. В более узком смысле - че­тыре Веды (Яджурведа, Ригведа, Самаведа и Атхарваведа), и пятая - Махабхарата (историческое повествование), являющиеся коммента­риями на Веданта-сутру. В древности передавались изустно от Учи­теля к ученику (Смрити), пока мудрец Вьясадева не записал их.

ВИКРИТИ - конструкция человека, установившаяся под влия­нием каких-либо внешних или внутренних обстоятельств (дисба­ланс Тридоша), далекая от гармонии.

ВИНА - струнный музыкальный инструмент.

ВИПАК - послевкус, свойство пищи после переваривания принимать один из трех послевкусов (сладкий, кислый или ост­рый).

ВИРЬЯ - способность пищи при переваривании выделять или поглощать энергию. Бывает холодная и горячая Вирья.

ДАНДА (Гхати) - мера времени, равная 1/60 части суток (24 минуты). Полторы Данды - 36 минут.

ДВАПАРА-ЮГА - см. Юга.

ДЕВЫ - полубоги, см.

ДЖНАНА-ЙОГА - йога знания. Путь познания Господа и Его Природы с помощью размышления, логических поисков и умозак­лючений, а также изучения Вед.

ДОША - см. Тридоша

ДРАВЬЯ - субстанция, материя.

ДХАМАНИ - физические и тонкоматериальные каналы, по ко­торым происходит циркуляция хилуса, нечистот и т.д.

ДХАРМА - религиозные, социальные, морально-нравственные принципы, обязанности, предписанные Ведами (Дхарма-шастрами). У каждой касты, у мужчин и у женщин, у родителей и у детей, у врачей и у горшечников своя Дхарма. Дхарма-шастры - писания, описывающие Дхарму.

ДХЬЯНА-ЙОГА - шестая ступень Аштанга-йоги, заключаю­щаяся в выполнении определенных медитаций.

ЙОГА - дословно "связь, соединение". Духовная дисциплина, связывающая человека со Всевышним Господом. Существуют нес­колько видов йоги - Аштанга йога, Джнана йога, Карма йога, но са­мая высшая из них - Бхакти йога.

ЮГА - эпоха. Существуют четыре эпохи, постоянно сменяю­щие друг друга - Сатья юга (Золотой век), Трета юга (Серебря­ный век), Двапара юга (Бронзовый век) и Кали юга (Железный век).

КАЛИ-ЮГА - Железный век, век ссор и лицемерия, нынешняя эпоха (см. Юга).

КАПХА ДОША - слизь тела, состоит из Земли и Воды. В тон­ком и чистом проявлении - Оджас (см. Оджас).

КАРМА (1) - причинно-следственный закон природы, согласно которому любая материальная деятельность, греховная или правед­ная, влечет за собой последствия, плохие или хорошие, которые все больше и больше втягивают живое существо в материальное суще­ствование, круговорот рождения и смерти. Деятельность, которая не дает кармы называется Акарма.

КАРМА (2) - одна из семи Падартх. Движение, действие, воз­действие.

КАРМА-ЙОГА - самая низшая из всех систем йоги. Она заклю­чается в посвящении Господу плодов своей деятельности.

ЛОЖНОЕ САМООТОЖДЕСТВЛЕНИЕ - иллюзия, заставляющая каждое живое сущес­тво думать, что оно это материальное тело, а не душа. Ложное самоотождествление является причиной материальной обусловленности. Одно из тонких тел живого существа. Избавиться от него можно посредством сле­дования принципам систем йоги, в результате чего оно заменяется на истинное самоотождествление - осознание себя как Атмы, души, частички Госпо­да.

МАЛА - нечистоты - кал (Мала), пот (Сведа), моча (Мутра), выделения из глаз, носа и ушей (Кха).

МАНТРА - ведический гимн или молитва (дословно - то, что очищает ум).

МАРМА - активные точки, представляющие из себя пересече­ния тонкоэнергетических каналов. Есть три основных вида Марма точек. Используются для диагностики и лечения заболеваний.

МАХАБХУТА - первоэлементы, числом пять: Ап - Вода, Прит­хви - Земля, Теджас - Огонь, Ваю - Воздух и Акаша - Эфир. Из их всевозможных комбинаций состоит тело человека, да и все прояв­ления этого мира в целом.

МАХАТ-ТАТТВА - изначальная недифференцированная форма совокупной материальной энергии Господа, из который про­является это материальное творение. Включает в себя двадцать че­тыре компонента.

НАДИ - тонкоматериальные энергетические каналы, по кото­рым движется Прана или доша (см. Ваху).

ОДЖАС – тонкая одухотворяющая энергия. Проявляет себя как аура, окружающая каждое живое существо. Оджас поддерживает жизнь в теле.

ПАКВАШАЯ - нижние отделы кишечника и органы мочевы­деления, место основной локализации Вата доша.

ПАНЧАКАРМА - дословно "пять действий", направленных на очищение или лечение человека. В наш век включает в себя рвоту, слабительное, клизму, кровопускание и ингаляцию (см.).

ПАРАМПАРА - цепь ученической преемственности передачи Знания.

ПИТТА ДОША - одна из Тридоша, состоящая из огня и воды. Огонь тела. В чистом и тонком виде - Теджас.

ПРАБХАВА - свойства пищи, не вписывающиеся в концепцию вкус-потенция-послевкус. Индивидуальное свойство пищи и лекарствен­ных трав, проявляющееся в специфическом воздействии на орга­низм.

ПРАКРИТИ (1) - заложенная от рождения индивидуальная конституция человека. Включает в себя не только тип тела, но и ментальную конституцию.

ПРАКРИТИ (2) - материальная энергия Бога, из которой и бла­годаря которой происходит разворачивание этого материального мира. Дословно "Пракрити" переводится как "Природа".

ПРАНА – энергия жизни, питающая и поддерживающая все живое, разлитая в окружающем человека пространстве. В организм человека входит с пищей, воздухом и посредством кожного дыхания. Существует десять видов Праны.

ПРАСАДА - питательная часть пищи.

ПОЛУБОГИ (ДЭВЫ, СУРЫ) - существа, наделенные Господом полномочиями управлять этим материальным миром. Существует полубог огня (Агнидев), полубог Солнца - Вивасван, полубоги ветра (Ашвини-Кумары), полубог моря (Варуна) и многие другие.

ПУРУША - в тексте - Всевышний Господь.

РАДЖО-ГУНА - гуна страсти. См. гуна.

РАСА (1) - вкус пищи. Бывает шесть основных вкусов: слад­кий, кислый, соленый, горький, острый и вяжущий.

РАСА (2) - Раса дхату - хилус, питательная часть пищи.

РАСАЯНА – аюрведический лекарственный препарат, обычно имеющий форму джема, применяемый как тоник, общеукрепляющее и омолаживающее средство.

РИГВЕДА - одна из четырех Вед, сборник гимнов, посвящен­ных Агни, Индре, Варуне и другим полубогам.

САДХАКА – человек, проводящий те или иные религиозные или мистические церемонии; послушник.

САМА ДОША - Тридоша, соединенные с Амой и полностью изменившие свои качества на противоположные.

САМСКАРА - ведические ритуалы, которые проводятся с мо­мента зачатия до смерти человека ради его очищения и исполнения Дхармы.

САНАТАНА-ДХАРМА - вечная деятельность души, преданное служение Господу.

САТТВА-ГУНА - гуна благости, добродетели. (см. Гуна)

САТЬЯ-ЮГА - золотой век, см. Юга.

СИДДХИ - мистические силы. Насчитывается восемь основных мистических сил - становиться очень большим, очень маленьким, доставать из любой точки пространства желаемый предмет, очень легким, очень тяжелым и др.

СУКШМА-РУПА - тонкоматериальная или непроявленная форма. Помимо этого так называются все молекулярные объекты.

СУБДОША - тонкие составляющие каждой доша. У каждой доша по пять субдоша.

ТАНМАТРА - первопричина возникновения более грубо уст­роенных Махабхута (см.). Существует пять Танматра - Шабда, Спарша, Рупа, Раса и Гандха, или Звук, Шершавость, Цвет (Форма), Вкус и Запах, которые соответствуют пяти первоэлемен­там и воспринимаются ими по принципу комплиментарности.

ТАМО-ГУНА - гуна невежества (см. Гуна).

ТЕДЖАС - огонь, тонкое проявление Питта доша. Каждая ткань имеет свой Теджас, или Агни. Он является основой для трансформации и функционирования всех семи тканей.

ТРЕТА-ЮГА - серебряный век, см. Юга.

ТРИДОША - тонкие составляющие организма, "болезненные начала", состоящие из пяти первоэлементов, складывающее инди­видуальную конституцию каждого человека и оказывающее влия­ние на его деятельность и весь окружающий мир в целом. Их три - Вата доша, Питта доша и Капха доша.

УПАВЕДА - дополнительная Веда.

УРАС - грудная клетка, место основной локализации Капха доша.

ХИЛУС - только что переваренная пища.

ШАСТРЫ - ведические писания.

ШЛОКА – двустишье.

ШРОТАС – физические каналы тела.

ЭКАДАШИ – одиннадцатый день новой и полной луны (по восточному лунному календарю), день поста.

Список сокращений

Анангаранга А.Р.

Атхарваведа А.В.

Аштанга Самграха Самхита А.С.

Аштанга Хридаям Самхита А.Х.

Брихат Парашара Хора Шастра П.Х.Ш.

Бхавапракаша Б.П.

Бхагавад Гита Б.Г.

Бхела Самхита Б.С.

Вайдьядживана В.Д.

Вайшешика Сутра В.Сут.

Вангасена Самхита Вс.С.

Дамара Тантра Д.Т.

Дханвантари Нигханту Д.Н.

Йога Сутра Й.С.

Кашьяпа Самхита К.С.

Мадхава Ниданам М.Н.

Майтри Упанишада М.У.

Ману Самхита М.С.

Ньяя Даршана Н.Д.

Прасути Тантра П.Т.

Расамритам Р.А.

Расарнавакальпа Р.К.

Ригведа Р.В.

Расендрасара Самграха Р.С.

Санкхья Сутра Са.С.

Вриндамадхава Сиддхайога С.Й.

Сушрута Самхита С.С.

Харита Самхита Х.С.

Хатха-йога Прадипика Х.Й.П.

Чакрадатта Самхита Чд.С.

Чакрапани Самхита Чп.С.

Чарака Самхита Ч.С.

Шарангадхара Самхита Ш.С.

Шивасвародая Шив.Св.

Шива Самхита Шив.С.

Рекомендуемая и использованная литература

1. PRINCIPLE OF TRIDOSHA IN AYURVEDA. D.N.RAY. C.P.P.W. CALCUTTA. 1937.

2. CHARAKA SAMHITA. JAIKRISHNADAS AYURVEDA SERIES N36. CHAUKHAMBHA VISVABHARATI. VARANASI - DELHI. 1981.

3. SUSHRUTA SAMHITA. CHOWKHAMBA SANSKRIT STUDIES N30. VARANASI. 1991.

4. VAGBHATA'S ASHTANGA HRIDAYAM. KRISHNADAS AYURVEDA SERIES N27. VARANASI. 1994.

5. MADHAVA NIDANAM. JAIKRISHNADAS AYURVEDA SERIES N69. VARANASI - DELHI. 1993.

6. KASYAPA-SAMHITA. HARIDAS AYURVEDA SERIES N2. VARANASI. 1996.

7. DRAVYAGUNASUTRAM. CHAUKHAMBHA SANSKRIT BHAVAN SERIES N1. VARANASI. 1994.

8. A PRIMER OF INDIAN LOGIC. KRISHNADAS SANSKRIT SERIES. VARANASI. 1951.

9. BHELA SAMHITA. HARIDAS AYURVEDA SERIES N8. CHAUKHAMBHA VISVABHARATI. VARANASI. 2000.

10. PSYCHOPATHOLOGY IN INDIAN MEDICINE. SATYA PAL GUPTA. CHAUKHAMBHA SANSKRIT STUDIES N8. CHOWKHAMBA SANSKRIT PRATISHTHAN. VARANASI.1976.

11. PADARTHA VIJNANA. Dr.K.V.L.NARASIMHACHARYULU. KRISHNADAS AYURVEDA SERIES N101. VARANASI. 2004.

13. АЮРВЕДИЧЕСКИЕ ЛЕКАРСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА И МАСЛА. МАТХУРА МАНДАЛ ДАСА. МОСКВА. 1997.

14. БХАГАВАД ГИТА КАК ОНА ЕСТЬ. БХАКТИВЕДАНТА БУК ТРАСТ. МОСКВА - ЛЕНИНГРАД - КАЛЬКУТТА - БОМБЕЙ - НЬЮ-ДЕЛИ.

15. ВВЕДЕНИЕ В АЮРВЕДИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ЛЕЧЕНИЯ. МАТ­ХУРА МАНДАЛ ДАСА. ПОМОГИ СЕБЕ САМ. МОСКВА. 1996.

16 ЗАКОНЫ МАНУ. ПАМЯТНИКИ ЛИТЕРАТУРЫ НАРОДОВ ВОСТОКА. НАУКА. МОСКВА. 1992.

17. КЛАССИЧЕСКАЯ ЙОГА. ПАМЯТНИКИ ПИСЬМЕННОСТИ ВОС­ТОКА CIX. НАУКА. МОСКВА. 1992.

18. ЛУННЫЙ СВЕТ САНКХЙИ. ЛАДОМИР. МОСКВА. 1995

19. ОСНОВЫ КЛИНИЧЕСКОЙ РЕФЛЕКСОТЕРАПИИ. ВЕЛЬХОВЕР Е.С. НИКИФОРОВ В.Г. МОСКВА. МЕДИЦИНА. 1984.

20. РИГВЕДА. ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПАМЯТНИКИ. НАУКА. МОСКВА. 1989.

21. УЧЕБНИКЪ ТИБЕТСКОЙ МЕДИЦИНЫ. СЪ МОНГОЛЬСКАГО И ТИБЕТСКАГО ПЕРЕВЕЛЪ А.ПОЗДНЪЕВЪ. С.- ПЕТЕРБУРГЪ. 1908.

22. ПАНЧАКАРМА ИЛИ ПОЛНОЕ АЮРВЕДИЧЕСКОЕ ОЧИЩЕНИЕ ОРГАНИЗМА. МАТХУРА МАНДАЛА ДАСА. ОМСКОЕ КНИЖНОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО. 2005.

Оглавление

Предисловие автора ко второму изданию.. 3

Предисловие к первому изданию.. 3

Предисловие автора к первому изданию.. 4

ЧАСТЬ 1.ВВЕДЕНИЕ.. 6

ДРЕВНЕИНДИЙСКАЯ МЕДИЦИНА И СОВРЕМЕННАЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ 7

ЭВОЛЮЦИЯ ИНДИЙСКОЙ МЕДИЦИНЫ.. 10

ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ПОНЯТИЯ АЮРВЕДЫ.. 13

РАЗДЕЛЫ АЮРВЕДИЧЕСКОЙ МЕДИЦИНЫ.. 14

Кая Чикитса или общая медицина. 15

Уртхванга Чикитса, или Шалакья Тантра - наука о болезнях органов, расположенных выше ключиц 16

Дамстра Чикитса, или Агада Тантра - токсикология. 16

Кумара Тантра или Кумара Бхритья – педиатрия. 17

Омоложение организма. 18

Демонология, психиатрия и психотерапия. 18

Сексология. 24

ЧАСТЬ 2 История аюрведической литературы... 24

Основные тексты – Брихата Трая. 26

Второстепенные тексты – Лагху Трая. 29

Дополнительные тексты.. 31

ЧАСТЬ 3 ФИЛОСОФСКИЕ ШКОЛЫ В АЮРВЕДЕ.. 32

ФИЛОСОФИИ ТВОРЕНИЯ МИРА.. 32

Философия Санкхья. 34

Система Ньяя-Вайшешика. 37

Материя. 38

Творящая материя. 40

Сотворяемая материя. 40

Качество. 42

Действие. 45

Сходство и Различие. 45

Взаимодействие. 46

Небытие. 47

ЧАСТЬ 4 МАХАБХУТА - ПЕРВОЭЛЕМЕНТЫ... 48

ТЕОРИЯ О СВОЙСТВАХ И КАЧЕСТВАХ ПЕРВОЭЛЕМЕНТОВ.. 48

ПЯТЬ ПЕРВОЭЛЕМЕНТОВ. СВЯЗЬ ИХ КАЧЕСТВ И ВОЗДЕЙСТВИЯ.. 52

Образование пяти первоэлементов. 52

Связь качеств и воздействия первоэлементов. 53

ЧАСТЬ 5 КОНЦЕПЦИЯ ТРИДОША В АЮРВЕДЕ.. 56

ТРИДОША - РЕАЛЬНОСУЩЕСТВУЮЩИЕ СУБСТАНЦИИ.. 56

Тридоша - основная причина рождения, поддержания и разрушения тела человека 59

ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТРИДОША.. 62

Природа и физические свойства Тридоша. 64

МЕСТОПОЛОЖЕНИЕ ТРИДОША В ЗДОРОВОМ ТЕЛЕ.. 68

КЛАССИФИКАЦИЯ ТРИДОША.. 74

ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ТРИДОША В СОСТОЯНИИ БАЛАНСА.. 76

Функции нормального Ваю.. 76

Субдоша Вата доша. 78

Прана Ваю.. 78

Удана Ваю.. 79

Самана Ваю.. 80

Вьяна Ваю.. 80

Апана Ваю.. 81

Функции нормального Агни. 82

Субдоша Питта доша. 83

Пачака Агни. 83

Ранджака Агни. 84

Садхака Агни. 84

Алочака Агни. 85

Бхраджака Агни. 85

Функции нормальной Капха доша. 87

Субдоша Капха доша. 87

Кледака Капха. 88

Аваламбака Капха. 88

Бодхака Капха. 88

Тарпака Капха. 89

Слешака Капха. 89

ЧАСТЬ 6. ТКАНИ, НЕЧИСТОТЫ И ТОКСИНЫ... 89

ДОША, ТКАНИ И ОДЖАС.. 90

Семь тканей. 91

Оджас. 95

СУБТКАНИ И НЕЧИСТОТЫ.. 95

Понятие субтканей. 95

Нечистоты.. 96

Чистая субстанция и нечистоты.. 97

АМА.. 98

Формирование амы.. 98

Роль амы в патологическом процессе. 99

Основные принципы очищения организма от амы.. 101

ЧАСТЬ 7 ПРАНА И УМ В АЮРВЕДЕ.. 102

ПРАНА.. 102

Пять основных видов Праны.. 104

Чакры и пранические каналы. Кундалини. 106

Марма-точки и нарушения движения Праны.. 108

ЧАСТЬ 9 ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ПИЩЕВАРЕНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ ДОША И ТКАНЕЙ 112

АГНИ И ПИЩЕВАРЕНИЕ.. 112

Различные виды Агни. 112

Процесс пищеварения. 114

Место, где происходит процесс пищеварения. 116

Общие черты процесса пищеварения. 116

ФОРМИРОВАНИЕ ТРИДОША.. 117

Образование Капха доша. 117

Образование Питта доша. 118

Образование Вата доша. 119

ФОРМИРОВАНИЕ СЕМИ ТКАНЕЙ.. 120

Общие принципы формирования семи тканей. 120

Образование первичного хилуса и его дальнейшее переваривание. 121

Превращение крови. 123

Трансформация мышечной ткани. 124

Трансформация жира. 124

Трансформация костной ткани. 124

Трансформация костного мозга. 124

Особенности семени и Оджаса. 125

ЦИРКУЛЯЦИЯ ХИЛУСА.. 126

Виды каналов. 126

Десять поднимающих каналов. 127

Функции поднимающих каналов. 127

Десять опускающих каналов. 128

Функции опускающих каналов. 128

Четыре латеральнораспределяющих канала. 129

Шротас. 129

ФОРМИРОВАНИЕ ТЕЛА.. 135

Образование Тридоша. 135

Образование семи тканей. 135

Образование субтканей. 136

Образование нечистот.. 137

ЧАСТЬ 10 ДИСБАЛАНСЫ ТРИДОША.. 138

СУТЬ ПАТОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА.. 138

Что есть болезнь. 138

Классификация болезней. 141

Тридоша - корни всех физических болезней. 145

ПРИЧИНЫ ВЫХОДА ТРИДОША ИЗ СОСТОЯНИЯ БАЛАНСА.. 147

Основные причины болезней. 147

Негармоничное, не радостное восприятие органами чувств объектов чувств 148

Фрустрации и беспокойства ума и разума. 149

Сезонные дисбалансы.. 149

НЕПОСРЕДСТВЕННЫЕ ПРИЧИНЫ ДИСБАЛАНСА ТРИДОША.. 150

Причины дисбаланса Вата доша. 150

Причины дисбаланса Питта доша. 151

Причины дисбаланса Капха доша. 152

Причины совместного дисбаланса Тридоша. 152

ФУНКЦИИ ДОША В СОСТОЯНИИ ДИСБАЛАНСА.. 153

Увеличение, уменьшение и изменение локализации Тридоша. 153

Функции в состоянии дисбаланса и симптомы поражения Вата доша. 154

Функции в состоянии дисбаланса и симптомы поражения Питта доша. 157

Функции в состоянии дисбаланса и симптомы поражения Капха доша. 158

Воспалительный процесс. 158

СЕЗОННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ БАЛАНСА ДОША.. 160

ЧАСТЬ 11 Аюрведическая терапия.. 161

Основные принципы аюрведической терапии. 161

Методы лечения болезней. 162

Внешние процедуры.. 163

ЧАСТЬ 11 Наука о субстанциях в Аюрведе.. 168

Основные положения. 168

Вкусы.. 170

Послевкусы.. 175

Потенция - энергетическая характеристика субстанций. 176

Особые качества. 177

Пищевые субстанции. 178

Виды пищи. 178

Продукты питания. 180

Вода. 181

Растительные субстанции. 183

Животные субстанции. 184

Соли. 185

Щелочи. 186

ЧАСТЬ 12 КОНЦЕПЦИЯ ИДЕАЛЬНОГО УЧЕНИКА, ВРАЧА, АССИСТЕНТА, ПАЦИЕНТА И ЛЕКАРСТВА В АЮРВЕДЕ.. 188

ИДЕАЛЬНЫЙ ВРАЧ.. 188

Статус врача в древней Индии. 189

Идеальный ученик и идеальный учитель. 190

Несколько слов о шарлатанах. 199

ИДЕАЛЬНЫЙ АССИСТЕНТ ВРАЧА.. 200

ИДЕАЛЬНОЕ ЛЕКАРСТВО.. 201

ИДЕАЛЬНЫЙ ПАЦИЕНТ. 203

ЧАСТЬ 13 ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ. 204

ОСНОВЫ АЮРВЕДИЧЕСКОЙ ГЕНЕТИКИ И ЭМБРИОЛОГИИ.. 204

Первый месяц беременности. 207

Второй месяц беременности. 208

Третий месяц беременности. 209

Четвертый месяц беременности. 210

Пятый месяц беременности. 211

Шестой месяц беременности. 212

Седьмой месяц беременности. 212

Восьмой месяц беременности. 213

Девятый месяц беременности. 214

Десятый месяц беременности. 214

ПРОПОРЦИОНАЛЬНЫЕ СООТНОШЕНИЯ В ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ ТЕЛЕ.. 215

ХАРАКТЕРИСТИКА НЕКОТОРЫХ ОРГАНОВ И ЗОН ТЕЛА ЧЕЛОВЕКА.. 216

Грудная, сердечная и пупочная зоны.. 216

Печень и селезенка. 218

Кишечник. 219

Почки и мочевой пузырь. 220

ФАТАЛЬНЫЕ СИМПТОМЫ И ПРИЗНАКИ.. 221

ЧАСТЬ 14. СХЕМЫ, ТАБЛИЦЫ И УКАЗАТЕЛИ.. 230

СХЕМЫ И ТАБЛИЦЫ.. 230

Схемы.. 231

Таблицы.. 235

УКАЗАТЕЛИ.. 257

Именной указатель. 257

Словарь терминов и незнакомых слов. 258

Список сокращений. 263

Рекомендуемая и использованная литература. 264

[1] Речь идет о «Введение в аюрведические методы лечения», изданной фондом «Помоги себе сам» в 1996 году.

[2] В настоящее время город называется Патна.

[3] Исключая тибетскую и китайскую традиции.

[4] Например, А.Х. 1.1.2.

[5] Мистическая энергия врача, посредством которой он может лечить человека на расстоянии.

[6] Апсва антарамритамапсу бхэшаджам

Апамута прашасти бхирашва бхавайа

Ваджино гаво бхавайа ваджинихи. (А.В.1.4.4.)

[7] О, Воды, пожертвуйте щедро целебное средст­во, как за­щиту для тела моего, и чтобы я долго видел солнце" (Р.В.1.23.21.)

[8] Автор Кашьяпа Самхиты, текста по педиатрии, считавшегося утерян­ным, но, по счастливой случайности, найденного среди свитков в одной из южно-индийских библиотек.

[9] Господь Дханвантари явился в незапамятные времена. Он вышел во время пахтания молочного океана и принес с собой амриту – нектар бессмертия.

[10] Аллопатическая медицина, гомеопатия, натуропатия, юнани медицина, сиддха медицина и йогатерапия.

[11] Висучикой врачи называют заболевание, при котором пациент жалуется на колющие боли в теле, словно в него вонзаются иглы. Оно порождается несварением у больного, страдающего обжорством и пожирающего пищу безо всяких ограничений. Обмороки, диарея, рвота, жажда, боли в желудке, головокружение, выкручивание рук и ног, зевота, жжение в теле, снижение пигментации кожи, кала, мочи и т.д., тремор, боль в области сердца - другие симптомы этого заболевания.

[12] Но не автором сохранившейся Кашьяпа Самхиты, относящейся к Кумара Тантре.

[13] Вторая глава Сутрастханы Аштанга Хридаям Самхиты.

[14] «Общими признаками вселения духа являются страх, скрип зубами, робость и чрезмерное беспокойство, очень частая зевота, судороги мимической мускулатуры, появление пены изо рта, закатывание глаз, бессонница, крики, стоны, отказ от груди, изменение голоса, беспричинное расцарапывание собственного тела или тела матери» (А.Х.6.3.4.).

[15] Праджнапарадха бывает трех типов - Айога, Атийога и Митхьяйога Карма. Праджнапарадха возникает при нарушениях психики, фрустрациях, спутанности ума и чувств, а также нарушениях общего физического состояния тела (Ч.С.1.11.39.). В середине своей Самхиты Чарака описывает Праджнапарадху как негармоничное, вредное или нежелательное (неправильное) поведение того человека, кто потерял контроль над собой, своими чувствами, разумом и памятью (Ч.С.4.1.109.).

[16] Некоторые врачи считают, что тексты, дошедшие до настоящего времени, претерпели настолько колоссальные изменения, что их можно считать современным переложением изначальных аюрведических трактатов, украшенными древними санскритскими терминами. Главная ошибка этих умозаключений, зачастую сделанных ради продвижений собственных книг или ноу-хау, в непонимании принципов передачи аюрведического знания от учителя к ученику без вольностей и искажений.

[17] См. таблицу 2.

[18] См. таблицу 3.

[19] Два других – Аштанга Хридаям Самхита и Сушрута Самхита.

[20] Трайпитака писал, что эскулап по имени Чарака был личным врачом императора Канишки и помогал при родах его жене. Помимо Трайпитаки, про Чараку рассказывают два других китайских мудреца по имени Кикья-йе и Тянь-яо, жившие около 472 года при господстве северной династии Вэй. Их совместная книга называется «Самьюктаратнапитака-сутра» и представляет собой компиляцию нескольких санскритских текстов. Санскритские оригиналы в настоящее время утеряны, но китайский перевод сохранился и представляет собой собрание рассказов об истории буддизма и общие исторические зарисовки, в том числе краткое жизнеописание знаменитого царя Ю-чи, Девапутры Канишки, у которого было три друга и советника – Ашвагхоша Бодхисаттва, его первый министр Матхара и знаменитый врач Чарака. Время жизни Канишки само по себе является спорным вопросом, но многие ученые относят его к концу I или II века н.э. На самом деле не возможно доподлинно установить, был ли этот Чарака автором Чарака Самхиты, или это просто историческое совпадение имен.

[21] Приблизительно 320 - 480 гг. н.э.

[22] Вторая ученическая преемственность идет от Господа Дханвантари.

[23] Современное название города – Варанаси.

[24] Врачей, авторов медицинских трактатов.

[25] Текст датируют началом четырнадцатого века исходя из того, что Далхана и Чакрапани Датта, писавшие приблизительно (!) в одиннадцатом веке, не упоминают в своих работах Шарангадхара Самхиту; Хемадри, живший в начале четырнадцатого века, в своей Аюрведа Расаяне – комментариях на Аштанга Хридаям Самхиту, семьдесят третью шлоку пятой главы первой ее части – ссылается на труд Шарангадхары; Бопадэва, ученик Хемадри, живший в то же время, написал комментарий на Шарангадхара Самхиту.

[26] Лакшми, Богиня процветания.

[27] Бхуми, Мать-земля.

[28] Кали, Богиня разрушения.

[29] Три формы Вишну.

[30] Это состояние духовного самосознания личности как души, неотъемлемой частицы Бога, называется Брахмаахамкара.

[31] Буквально – «волокно», «веревка», «путы» (санск.). Хотя слово гуна имеет в ряду своих смысловых значений еще и «свойства», «качества», Махагуны, или гуны материальной природы, это нечто большее, чем качественные гуны. Качественные принадлежат веществам или явлениям (молния – блестящая, яркая, слон – большой, тяжелый), а Махагуны – Материальной природе.

[32] Тамасад апи бхутадер викурванад абхун набхаха тасья матра гунаха шабдо лингам йад драштри дришьяйохо (Ш.Б.2.5.25.).

[33] Звук, Шершавость, Форма (Цвет), Вкус и Запах.

[34] Гуру-Лагху, Сита-Ушна и т.д.

[35] Стоит учитывать, что без­действие тоже является действием.

[36] Спаршэндрийагочарам (Ч.С.4.1.30.).

[37] Эта концепция совпадает и с библейским подходом к сотворению мира: Вначале было Слово…

[38] Акашад вайуху вайорагнихи агнирапаха адбйаха притхвихи

[39] За основу взята акашацентрическая теория.

[40] Саттва тамо бахула апаха - в ней доминируют Саттва и Тамо Гуны.

[41] Питтам шарирамбхака теджах прадхана панчабхута викаратмакам тед­жах сварупам агни сингам.

[42] Капхах шарирамбхака сома прадхана панчабхута викара вишешаха.

[43] Вайух шарирам бхакешу панчашу бхутешу йад двитийам бхутам тат паринама вишешах са эва.

[44] Вайуакашаха дхату-бхьям вайуху.

[45] Тридхату вата-питта-шлешма-дхату трайопа-шамана вишайам сукхам вахатам

[46] Татра вайуратмаи ватта питтамагнейам шлешма саумйа ити.

[47] Речь идет о телесном Воздухе.

[48] Чакрапани асангхатам ити питта слешмавад авайава сангхата рохитам (Чп.С. 1.12.3.)

[49] Пурисадханах паквашайах (Чакрапани).

[50] Ласикодасья пиччхабхагах (Чакрапани).

[51] Питта-стханэ амашайа ити амашайадхобхагах, слешмастха несвамашайа амашайордхвабхагах.

[52] Не только положение эпигастральной области вызывает некоторые разногла­сия, но и границы основного местопребывания Вата доша - Пак­вашая у разных авторов имеет несколько разные размеры. Изначально Чарака использовал для определения положения Вата доша термин "Пу­рисадхана", но затем, оговарива­ется и вводит понятие "паквашая" как место основной локализации этой доша. Сушрута говорит, что Вата - "Шрони-гуда-самшрайаха". Шрони - кости таза и бедренные кости, гуда - область прямой кишки, крестца и копчика. Область между этими двумя частями - большой и малый таз. В этой зоне находятся сиг­мовидная и прямая кишка, мочевой пузырь и репродуктивные органы. "Пури­садхана" обозначает "вместилище испражнений". В этом случае, если под ме­сто­положением Вата доша понимать Паквашая, необходимо помнить, что в эту область входят часть тонкого кишечника (сигмовидная ободочная кишка) и прямая кишка. Это описание сходно с описанием Сушруты, ко­торый говорит в Ниданастхане, что "положение Вата доша в теле - Паква­дхана и Гуда. Паквадха­на можно перевести как "место, где скапливаются остатки пищеварения". В этом контексте под словом Гуда подразумева­ется прямая кишка, или Гуда Нади. Арунадатта, да и Вагбхата, в своих комментариях говорят, что, так как все непереваренные остатки собира­ются в этой области, она называется Паквашая или Паквадхана (А.Х.1.12.). Термин Паквашая помимо этого, часто использу­ется для обозна­чения отдела желудочно-кишечного тракта, находящегося ниже пупка и всех частей тела человека, лежащих ниже гребня под­вздошной кости.

[53] Тазовая полость показана без учета кишечника и мочевого пузыря.

[54] "атаха арам панчадха вибхаджйанте..." (С.С.2.1.1.).

[55] Хриди прано гудэапанаха самано набхимандалэ

Уданаха кантхадэшастхо вьянаха сарвашарирагаха

[56] Сердечной чакре, Анахате.

[57] Доша-дхату-мала-мулам хи шарирам.

[58] Шариранча доша дхату мала самудаяха.

[59] Дошебхья эва дхатунам правриттих.

[60] Сварупам хи ватадинам карьягамйам эва.

[61] См. таблицу 8.

[62] Кандарас и Ширас.

[63] Снаюс.

[64] "Атьянта шуддхатайасья малабхаваха."

[65] См. книгу «Панчакарма или полное аюрведическое очищение организма».

[66] Бхавамишра пишет (Б.П.2.1.1.49-51.): «Самавата вызывает запор, слабость огня пищеварения, спазмы, бурчание в животе, ноющие, колющие и спастические боли в теле, опоясывающие боли и другие симптомы, ухудшающиеся от промасливания и других процедур, особенно в облачные дни, во время восхода солнца и ночью. Нирама Вата – сухая, бех запаха, не вызывает сильной боли и уравновешивается от приема субстанций, обладающих противоположными качествами, ­особенно от жиров и масел».

[67] Бхавамишра пишет (Б.П.2.1.1.52-53.): «Самапитта – кислая, грязная, дурнопахнущая, зеленая и тяжелая; она вызывает кислую изжогу, жжение в груди и в горле. Нирама Питта – медно-красная, очень теплая, горькая, послабляющая, имеет неприятный запах, отвечает за вкус пищи и пищеварительную активность, увеличивает силу».

[68] Бхавамишра пишет (Б.П.2.1.1.54-55.): «Самакапха – мутная, нитевидная, толстая, локализуется в горле, имеет неприятный запах, препятствует возникновению жажды и голода. Нирама Капха не имеет запаха, пенистая, выходит небольшими кусочками, белая и удаляет неприятный запах изо рта».

[69] Этот процесс усиливается путем проведения процедур Пурвакармы.

[70] Прана, Апана, Самана, Удана, Вьяна, Нага, Курма, Крикара, Дэвадатта, Дхананджайя, Вайрамбхана, Стханамукхья, Праджьйота и Пракрита.

[71] Ум, разум, Ложное эго и сознание.

[72] Мантры, направленные на получение силы, храбрости, харизматичности, боевого духа, победы и т.д.

[73] Шунья Падави, Брахма Рандхра, Махапатха, Шмашана, Шамбхави и Мадхья Марга – синонимы слова «Сушумна» (Х.Й.П.3.4.).

[74] Сравнение Кундалини со змеей не аллегория – на самом деле она является Анимэ – составляющей частью Духа, живущего в теле человека и имеет форму маленькой змейки.

[75] Вата, Питта и Капха соответственно.

[76] См, Вс.С.77.332.

[77] См. таблицу 7.

[78] Джатхарэнагнина пурвам крите самгха-табхеде пашчад бхутагнайаха панча свам свам дравьям пачанти.

[79] Объем желудка соответствует трем-трем с половиной сложенным вместе кулакам.

[80] Паквадана.

[81] Вибхага и Самйога.

[82] "Кевалам пакам".

[83] Стхайи Раса дхату.

[84] В некоторых костях (ребра, фаланги) этого накопления не происходит.

[85] Тикщнаагни, Мандаагни и Самаагни.

[86] Эти продукты относятся к категории афродизиаков и субстанций, усиливающих продукцию репродуктивной ткани.

[87] Некоторые современные авторы ошибочно считают, что нади имеют отношение только к пульсирующим сосудам и к пульсу как к таковому.

[88] С.С.3.9.4.

[89] С.С.3.9.6.

[90] "Расаджам пурушам видьйат".

[91] "Свахширах санчарад рактам" (С.С.3.7.14.).

[92] В данном контексте под словом «дхату» подразумеваются основные компоненты тела – семь тканей, три доша и нечистоты.

[93] Не только аюрведические, но и древнегреческие (Гален) и персидские (Абу Али ибн Сино).

[94] “Самадоша” или “Учитапрамана”.

[95] Тад духкхасам йога вьядхайа учйантэ (С.С.1.1.23.).

[96] Слово «Нидана» в некоторых случаях может переводиться не только как «этиология», но и как «общая нозология».

[97] Чакрапани в своих комментариях пишет, что слово “Атман” в данном случае означает “тело” - “Атратмашабдена шарирам бханьятэ”

[98] Не обязательно во время беременности, а хотя бы за полгода до зача­тия.

[99] Сушрута – аюрведический хирург.

[100] “Намджнанам ту вьявахараматрапрайорджанартхам, на сварупена чи­китшайам-упакарити”.

[101] Геморрагия.

[102] Слово “Спарша” можно перевести также и как “тактильность”.

[103] Вагбхата пишет (А.Х.3.1.14-15.): «Ватадоша увеличивается от горькой, соленой и вяжущей пищи, сухой пищи, голода, нарушения режима приема пищи, сдерживания реализации естественных потребностей организма, бодрствования ночью, разговор на повышенных тонах, чрезмерного проведения лечебной рвоты, клизмы, слабительного; страха, гнева и волнения, интенсивной физической работы, чрезмерной половой жизни; зимой, в конце дня, ночи и процесса пищеварения».

[104] Вагбхата пишет (А.Х.3.1.16.): «Питта доша увеличивается от острой, кислой, соленой, горячей, вызывающей жжение во время переваривания и проникающей пищи, злости, летом, в середине дня, ночи и процесса пищеварения».

[105] Вагбхата пишет (А.Х.3.1.17-18.): «Капха доша увеличивается от сладкой, кислой, соленой, маслянистой, тяжелой, холодной пищи, увеличивающей накопление жидкости внутри тканей, длительного сидения, чрезмерного сна, недоваренной пищи, дневного сна, переедания, неправильного проведения очистительных процедур, вскоре после приема пищи, весной и осенью, в начале дня и ночи».

[106] Эти состояния описаны в соответствующей главе.

[107] Молоко варится с шафраном, куркумой или палочкой корицы, трижды доводится до кипения и семь раз переливается из стакана в стакан.

[108] Для более подробной информации см. книгу «Панчакарма терапия».

[109] Парным или сваренным с травами, соответствующими индивидуальной конституции человека.

[110] Санскритское слово «дравата» характеризует все жидкие субстанции. К сожалению, в русском языке нет слова «жидкостность», дословно переводящее это слово. Слово «текучесть» лишь отчасти передает значение слова «дравата».

[111] А.Х.1.9.5-9 и 11.

[112] Например, Бхагавад Гита (Б.Г.14.5.): «Саттвам раджо тамаха ити гунаха пракрти-самбхаваха» – Саттва, Раджа и Тамо гуны – составляющие Природы.

[113] Горький, острый и вяжущий вкусы.

[114] Тасйад апйо расаха.

[115] Сушрута добавляет в эту группу йогурт, сыворотку, кислое пиво, зизифус настоящий (все растение), Flacourtia cataphracta, шлейхеру масличную, каламус тонкий и другие субстанции (С.С.1.17.18.).

[116] Сушрута добавляет в эту группу морингу птичье семя, лук, чеснок, камфару и другие субстанции (С.С.1.17.20.).

[117] Смесь айвы венгерской, гмелины древовидной, Clerodendron phlomoidis, двусемянника пахучего и ороксилюма индийского известна как Махат панчамула.

[118] Прана, Теджас и Оджас.

[119] Медовуху.

[120] Чарака выделяет шесть качеств дождевой воды (Ч.С.1.27

Наши рекомендации