Логопедических занятий. «найди ошибку»

«Найди ошибку». На столе стоят предметы посуды

(3—4). Логопед перечисляет их и называет еще один лишний предмет. Дети находят ошибку.

Например: на столе находятся блюдце, чашка, чайник.

Логопед: — Блюдце, кастрюля, чайник, чашка.

Ребенок: — Нет кастрюли.

Игра с мячом «Назови ласково». Например: чашка — чашечка, блюдце — -о, -дечко.

«Наводим порядок». Логопед предлагает детям убрать

со стола посуду, называя ее ласково.

— Что ты убираешь?

— Я убираю чашечку в шкаф.

«Пришли гости». За столом сидят игрушки: кукла, мишка, зайчик и т. д. Дети накрывают на стол и отвечают на вопросы логопеда:

— Что ты поставил на стол?

— Я поставил на стол чашку.

— Для чего нужна чашка?

— Мишка будет пить чай из чашки.

«Один — много». Дети должны закончить предложение (с опорой на предметные картинки):

— На плите стоит одна... (кастрюля).

— На плите стоят... (кастрюли).

«Ждем гостей». Дети ставят на стол посуду:

— Посуда для чая. Чайная посуда.

— Посуда для кофе. Кофейная посуда. И т. д.

«Часть и целое». Дети называют части предметов посуды, составляют предложения:

— У чайника есть носик, ручка, крышка, донышко.

И т. д.

«Отгадай загадку»: Он толстый, железный, круглый,

синий, горячий. В нем кипятят воду (чайник). И т. д. Логопед просит подобрать картинки к названным им прилагательным (цвет, форма, размер, материал).

Например: — Красная (кастрюля, чашка, сковорода).

— Железная (кастрюля, сковорода, миска).

«Закончи предложение». Дети заканчивают предложение и повторяют его с опорой на сюжетные картинки.

— Мама суп... (варит).

— Бабушка котлеты... (жарит). И т. д.

Составление предложений по демонстрации действий и по картинкам.

Например: — Мама варит суп в... (кастрюле).

— Бабушка жарит котлеты на... (сковороде).

Рекомендуемые игры: №№ 16, 20, 35, 48, 108, 184 [8].

ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

ЗАДАНИЙ ВОСПИТАТЕЛЮ

«Отгадай загадку» (загадки по теме «Посуда»), «Раскрась посуду».

Дети должны назвать посуду и раскрасить ее.

Например: — Это чашка.

— Это зеленая чашка.

«Три медведя». Дети инсценируют сказку «Три медведя», изменяя высоту и тембр голоса (медведь, медведица

и медвежонок).

Упражнения на выделение четвертого лишнего предмета.

«Магазин». Дети «покупают» в магазине посуду и отвечают на вопросы воспитателя.

Например: — Я хочу купить чайник.

— Какого цвета (формы, размера, из чего сделан )?

— Я хочу купить красный чайник (круглый, маленький, железный). И т. д.

«Готовим обед». Дети рассматривают сюжетную картинку «Мама готовит обед», затем отвечают на вопросы

воспитателя:

— Что мама делает? (Мама варит суп).

— В чем мама варит суп? (Мама варит суп в кастрюле).

После беседы дети сами «готовят» обед для куклы, проговаривая свои действия, отвечая на вопросы воспитателя:

— Что ты делаешь?

— Я жарю котлеты.

— На чем ты жаришь котлеты?

— Я жарю котлеты на сковороде. И т. д.

«Что забыл нарисовать художник?» На доске нарисованы предметы посуды, у которых нет какой-нибудь детали. Дети должны найти ошибку и дорисовать отсутствующую деталь.

Например, на доске нарисована чашка без ручки:

— У чашки нет ручки. Я рисую ручку у чашки.

ТЕКСТЫ, РЕКОМЕНДУЕМЫЕ

ДЛЯ ЧТЕНИЯ ДЕТЯМ

Чуковский К. «Федорино горе», «Мойдодыр», «Муха-цокотуха».

Носов Н. «Мишкина каша».

Хармс Д. «Иван Иваныч Самовар».

ЗАДАНИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

В ЛОГОПЕДИЧЕСКОМ УГОЛКЕ

Карточка № 1.

* Рассмотрите вместе с ребенком посуду на кухне.

* Уточните названия предметов посуды. Спросите у ребенка, для чего нужны чашка, ковшик, сковорода, кастрюля, чайник, поварешка, терка, дуршлаг, разделочная доска, тарелка, блюдце, ложка, вилка, кружка, нож. Составьте предложение с каждым словом.

* Рассмотрите вместе с ребенком и назовите части посуды: ручка, крышка, носик, дно, стенки.

* Сходите с ребенком в магазин, где продают посуду Рассмотрите и обсудите, какую посуду там продают.

* Наклейте в тетрадь картинки по теме «Посуда».

* Обсудите, из чего сделана посуда (железная - из железа, стеклянная — из стекла, глиняная — ..., деревянная — ..., фаянсовая — ...).

* Обсудите, для чего нужна посуда ( в кастрюле варят суп, на сковороде жарят рыбу, из тарелки едят и т, д.).

Карточка № 2.

* Какая бывает посуда? Виды посуды.

Например, для чая — чайная: чайная ложка, чайная чашка и т. д.; для кофе — кофейная; для обеда — столовая.

* Назови ласково (чашка — чашечка, ложка — ложечка и т. д.).

* «Один — много» (чашки — много чашек, ложка — много ложек и т. д.). Обратите внимание детей на окончания слов (одна чашка — много чашек).

Карточка № 3.

* Составьте рассказ по картинке «Все за работой» [1,с. 83].

* Составьте предложение о каждом члене семьи (Мама варит суп в кастрюле. Папа чистит рыбу ножом.)

* Объедините предложения в связный рассказ.

Обратите внимание ребенка на то, что слова «жарит», «варит», «чистит» должны быть включены в рассказ.

ОДЕЖДА

ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИЙ

МИНИМУМ

Словарь

Названия предметов одежды: пальто, брюки, платье, шуба и т. д. Обобщающее слово — «одежда».

Прилагательные: слова, характеризующие длину одежды и степень опрятности (короткий, длинный, чистый, грязный и т. д.).

Названия деталей одежды: воротник, рукава и т. д.

Глаголы: шить, вязать, вышивать, штопать, стирать, полоскать и т. д.

Грамматика

Образование:

* уменьшительных форм существительных (пальто —пальтишко, шуба — шубка);

* множественного числа существительных в именительном и родительном падежах (шуба — шубы — много шуб);

* относительных прилагательных от существительных зима, лето, осень, дом, дети, работа, школа, улица, мужчина, женщина (зима — зимняя);

* относительных прилагательных от существительных, обозначающих материал (кожа — кожаный, шерсть —...);

* приставочных глаголов от шить, гладить, вязать и др.(подшить, пришить, зашить, ушить, перешить и др.).

Согласование прилагательных и существительных в роде, числе, падеже: зимнее пальто, зимние сапоги.

Практическое усвоение родовой принадлежности существительных:

— Это чья шапка?

— Это моя шапка.

— Моя шапка теплая. Мой шарф длинный.

Практическое употребление предлогов «на», «к», «из»

(подшить к..., перешить из...),

Практическое употребление несклоняемого существительного пальто.

Составление словосочетаний и предложений с несклоняемым существительным пальто.

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ

СВЯЗНОЙ РЕЧИ

Пересказ рассказа «Зайчишкино пальто».

Описательный рассказ «Мой любимый наряд».

ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Наши рекомендации