Харт Дефау, Роберт Свобода – Джиотиш: Введение в индийскую астрологию 5 страница

Хороший астролог-джйотиши начинает с того, что выявляет такие конфигурации в натальном гороскопе, которые указывают на присутствие «жестких», фиксированных карм в одной или многих сферах жизни. Серьезная ошибка, которую часто допускают начинающие джйотиши, состоит в том, что они берут на себя смелость делать предсказания каких-либо «ужасных» или, напротив, радостных событий в жизни клиента, основываясь на одном-единственном признаке плохого или хорошего влияния, имеющемся в гороскопе. Следует помнить, что жесткая, фиксированная карма проявляется только в тех областях жизни, относительно которых одновременно несколько разных астрологических факторов сходятся в своих показаниях. Так как дридха-карма чрезвычайно трудно поддается трансформации, такие предсказания обычно бывают правильны. Натальная астрология позволяет также судить о том, насколько долго будет длиться действие дридха-кармы, когда оно будет более и когда менее активным, а также и то, принесет ли оно в конечном счете радостный или печальный результат.

Предсказания, касающиеся тех областей жизни, где на-тальный гороскоп указывает на наличие дридха-адридха- или адридха-кармы, постепенно теряют свою определенность по мере того, как человек становится старше. Это объясняется тем, что все поступки, совершенные им с момента рождения, преобразовывают, в положительную или отрицательную сторону, потенциальные результаты его прежних кармических деяний. В таких сферах жизни, где это явление особенно заметно, джйотиши в качестве вспомогательного метода использует прашну (часовая, или хорарная, астрология), что помогает ему оценить потенциальные возможности, заключенные в криямана- и агама-карме. Для этого он должен составить гороскоп на тот момент, в который был задан соответствующий вопрос, или на момент, когда произошел интересующий нас случай. Хорарный гороскоп позволяет «взвесить» накопленное к данному моменту времени влияние свободной воли субъекта. Информация, почерпнутая из обоих гороскопов, натального и хорарного, интерпретируется совместно, и на ее основе составляется единый связный рассказ. Хороший джйотиши должен, уподобляясь гадателю, рассказать своему клиенту абсолютно убедительную историю, которая с максимально возможной достоверностью описывает все события прошлого, настоящего и будущего, отвечающие жизненным интересам и задачам клиента.

Если, например, задан вопрос относительно брака, и наталь-ный гороскоп указывает на дридха-адридха-карму, то гороскоп, рассчитанный на момент, когда вопрос был задан астрологу, покажет, какие энергии были задействованы индивидуумом в отношении брака за время, прошедшее между его (или ее) рождением и моментом, когда был задан вопрос. Очень часто случается так, что, если в натальном гороскопе наличествуют признаки, указывающие на фиксированную карму в определенной жизненной сфере, аналогичное стечение признаков будет присутствовать и при исследовании той же самой области жизни с помощью хорарного гороскопа.

После того как сделаны выводы относительно характера карм, задействованных в интересующей нас области жизни, должна быть использована мухурта (избирательная, или элективная, астрология), с тем чтобы добиться максимального проявления криямана- и агама-кармы, усиливающих элемент свободной воли в нашей жизни, так как мухурта как раз и есть астрологический метод для оптимизации свободной воли индивидуума. Нимитта (толкование знамений) также может послужить в качестве поддержки натальной, хорарной и избирательной астрологии, если они, по причине больших кармических сложностей, еще не дают всего необходимого для принятия окончательных решений. Однако, в довершение всего, в жизни еще есть место для непредвиденных событий, не отраженных в гороскопе. Этот факт запечатлен в философском понятии «крипа» («божественная милость»). При всем убожестве его положения, нищий может стать королем, если на него падет эта божественная милость, а короли иногда становятся нищими, если отчего-либо окажутся в немилости у высших сил. Рассмотрение всякого рода предзнаменований (знамений), наряду с собственно астрологическими данными, позволяет джйотиши учитывать наличие или отсутствие крипы.

В конечном счете, именно большая сложность тех влияний, с которыми вынужден сталкиваться астролог при оценке кармических мотивов в жизни конкретного человека, объясняет, почему джиотиш не может быть регламентирован. «Каждый джйотиши пытается играть в Бога, стремясь к всеведению, — говаривал наш джиотиш гуру. — Что ж, для Бога это, может быть, и легко, но для нас, людей, с нашими ограниченными умственными способностями, это совсем не просто; это требует большого труда, опыта, интуиции и святости. Если джйотиши удастся сравняться хотя бы с одной каплей в океане всеведения Бога, этот джйотиши станет примером для всех остальных, и ему более не придется заботиться о рекламе для привлечения клиентов». Хороший джйотиши никогда не постесняется сказать клиенту: «Приходи ко мне завтра — сегодня мой разум не готов принять тебя», — а разумный клиент, желающий получить от астролога надежный совет, ответит на это согласием. Сегодня, однако, немало и таких клиентов, которые, влекомые силой своей кармы, будут вынуждать джйотиши работать с их гороскопом здесь же и немедленно; но при таких условиях астролог едва ли может гарантировать клиенту хороший результат.

Изучение всех ветвей джйотиша абсолютно необходимо для того, чтобы делать правильные и надежные предсказания. Это искусство делает из джйотиши дайваджню («Знающего Намерения Бога»). В «Брихат самхите» (2:3) Варахамихира называет ряд качеств, отличающих того, кто стал настоящим знатоком джйотиша. «Он должен быть чист помыслами и отважен духом, искушен в своем деле, красноречив, должен обладать острым умом и вместе с тем — невозмутимостью, хорошо знать время и место, не робеть в обществе, уметь побеждать в диспутах с другими астрологами, быть высокообразованным, свободным от пороков, сведущим в магических методах упайи и очистительных ритуалах, в ритуалах поклонения божествам, исполнении обетов и испытаний; вследствие всего вышеперечисленного он должен обладать исключительной силой, способностью отвечать на любые вопросы и предписывать эффективные корректирующие средства». Действительное мастерство джйотиша приходит тогда, когда все Девять Захватчиков (грах) находят себе пристанище в сознании джйотиши, претерпевая при этом трансформацию — из абстрактных символических образов планет они превращаются в живые существа, которые, испытывая к вам симпатию, начинают помогать вам в деле джйотиша.

ГЛАВА З

Астрономические основы джйотиша

Поскольку астрология базируется на знании астрономии, необходимо усвоить некоторые астрономические понятия и лишь затем перейти к изучению методов джйотиша. Кстати, всякая работа джйотиши всегда состоит из трех последовательных шагов: расчет гороскопа, его изображение и толкование. В качестве первого шага необходимо рассчитать, как выглядит карта неба соответственно времени и месту события, чаще всего — рождения человека. Затем эту карту нужно представить в символической форме — в результате получается гороскоп или карта рождения (если речь идет именно о рождении). И только после того как мы получили точную карту, можно начать ее истолковывать; очень важно помнить о том, что неверные вычисления всегда ведут к неверному толкованию.

Зодиак

Хотя объективно Земля перемещается вокруг Солнца по эллиптической орбите, нам с земли кажется, что Солнце движется вокруг нашей планеты. Линия, по которой совершается это кажущееся движение Солнца, называется эклиптикой. Движение девяти планет джйотиша, как оно видится нами с земли, происходит в пределах «ленты», опоясывающей небо, простирающейся примерно на восемь градусов к северу и на столько же — к югу от эклиптики. Этот ограниченный пояс неба, в пределах которого «блуждают» планеты10, носит название «зодиак». Он разделен по длине на 360 градусов (°). Каждый градус разделен на 60 минут дуги ('), а каждая минута — на 60 секунд (").

«Планета» в дословном переводе с греческого означает «блуждающая». (Прим. авт.)

Хотя существует только одна эклиптика и, следовательно, только один зодиак, последний носит два различных названия для того, чтобы различать два способа отсчета, использующих один и тот же небесный круг: тропический зодиак и сидерический зодиак. И тот, и другой зодиакальные круги насчитывают по 360 градусов, и тот и другой разделяются астрологами на двенадцать равных долей по 30 градусов каждая. Двенадцать частей тропического зодиака известны как зодиакальные знаки, а двенадцать отрезков сидерического зодиака — как зодиакальные созвездия.

Большинство астрологов неазиатских стран используют весеннее равноденствие (видимое местоположение Солнца на небе в первый день весны) в качестве отправной точки для всех своих измерений, производимых вдоль зодиака. Из-за некоторых достаточно сложных астрономических явлений точка весеннего равноденствия с каждым годом немного «плывет», смещаясь в постоянном направлении на фоне сидерического зодиака со скоростью примерно одного градуса за каждые 72 г. Это значит, что если в момент начала весны в 1938 году Солнце находилось в некой условной точке х относительно сидерического зодиака, то в 2010 г. оно в тот же день года окажется в точке, на один градус меньшей по сравнению с точкой х, так как точка весеннего равноденствия сместится как раз на Г в направлении, противоположном обычному движению планет. Это явление называется прецессией равноденствий.

И так как точка весеннего равноденствия постоянно смещается на фоне так называемых фиксированных, или «неподвижных», звезд в зодиаке, астрологи большинства древних культур, включая Индию, предпочитали осуществлять измерения вдоль зодиака от такой отправной точки, которая являлась бы более постоянной относительно зодиакальных созвездий, чем точка весеннего равноденствия. Такой способ отсчета в пределах зодиакального круга известен как фиксированный, или сидерический, зодиак (в переводе с латинского «сидерический» означает «звездный»), в то время как зодиак, в котором измерения ведутся от точки весеннего равноденствия, постоянно сдвигающейся относительно неподвижных звезд, называется подвижным, или тропическим, зодиаком («тропический» значит «имеющий отношение к повороту или переходу» — имеется в виду «поворот» Солнца, происходящий в дни равноденствий). Джйотиши называют первый из них «нираяна чакра» (в приблизительном переводе, «колесо без движения»), а второй — «саяна чакра» («катящееся колесо»).

Хотя эти два способа измерения по зодиаку были известны с давних времен, большинство традиций джйотиша упорно отказываются от применения тропического зодиака для астрологических целей, хотя изредка пользуются им для некоторых календарных вычислений.

В сидерическом зодиаке определенные звезды — единичные или объединенные в группы — используются в качестве маркеров (опорных точек) для распознания различных участков зодиака, так чтобы внутри каждого 30-градусного продольного отрезка зодиака, либо в непосредственной близости от него, находилась одна такая звезда или группа звезд, т. е. созвездие. В тропическом же зодиаке двенадцать его частей (знаков зодиака) отсчиты-ваются от точки весеннего равноденствия, которая каждый год меняет свое положение относительно созвездий. Эти двенадцать зодиакальных знаков не имеют ничего общего с двенадцатью зодиакальными созвездиями, по именам которых они когда-то были названы, — не считая самих названий. В связи со всем вышесказанным, лица, знакомые с астрологией Запада, должны проявлять осторожность, чтобы не смешивать созвездия сидерического зодиака с знаками принятого на Западе тропического зодиака. Перечислим названия знаков зодиака и двенадцати используемых в настоящее время зодиакальных созвездий, начиная от условной точки — начала отсчета зодиака: 1 — Овен; 2 — Телец; 3 — Близнецы; 4 — Рак; 5 — Лев; 6 — Дева; 7 — Весы; 8 — Скорпион; 9 — Стрелец; 10 — Козерог; 11 — Водолей; 12 — Рыбы.

Исходя из того, что некоторые из звезд, входящих в состав зодиакальных созвездий, выходят за пределы 30-градусных секторов, отведенных каждому из двенадцати созвездий, можно прийти к заключению, что поначалу созвездия не имели стандартных размеров, так что, по-видимому, выделение двенадцати созвездий предшествовало по времени выделению двенадцати знаков тропического зодиака. По аналогичным признакам можно заключить, что 27 или 28 «ведических созвездий», известных как накшатры, точно так же когда-то возникли как нерегулярные скопления звезд, а позже превратились в обозначения равных участков неба. В давние времена, до того как появился равномерно поделенный зодиакальный круг и такой же стандартный круг накшатр, джйотиши, вероятно, вели свои наблюдения, используя отдельные созвездия и накшатры в качестве опорных элементов, теперь же системой отсчета служит весь зодиак. Если это предположение верно, оно должно подтверждать ту общую идею, что астрономические наблюдения ведического периода основывались не столько на точности вычислений, сколько на общем знакомстве с особенностями поведения астрономических тел, когда они проходят через тот или иной участок неба.

Айянамша

Очень редко, примерно раз в 25 800 лет, точки отсчета в сидерическом и тропическом зодиаках совпадают. После момента совмещения эти две точки будут расходиться со скоростью, приблизительно один градус дуги в каждые из последующих 72 лет, что как раз и составляет вышеупомянутый временной цикл. Расстояние между двумя опорными точками сидерического и тропического зодиаков в каждый данный момент времени обозначается в санскрите термином айянамша (что приблизительно переводится как «отдельный шаг» или «частица движения»).

Имеется небольшое расхождение касательно года, в котором в последний раз отмечалось совпадение этих двух опорных точек, что делает определение айянамши одним из наиболее уязвимых моментов джйотиша, причем, судя по всему, вопрос этот может оказаться в принципе неразрешимым. Каждый вариант расчета айянамши имеет своих верных сторонников и каждый из вариантов заслуживает уважительного к себе отношения, как плод трудов кого-либо из выдающихся джйотиши, обладавших большим опытом и глубоким интуитивным проникновением в суть изучаемого предмета. Известные нам древние наблюдения позиций планет и звезд не совпадают в точности с современными наблюдениями. Нам неизвестно, были ли те древние наблюдения неточны (из-за не столь совершенной техники измерений в те времена) или, может быть, с течением времени происходили какие-нибудь изменения в расположении звезд и в движении планет. Не исключено, что и сама скорость прецессии равноденствий не оставалась неизменной в течение последних нескольких тысяч лет. Следовательно, у нас нет достоверного способа судить о том, когда же все-таки такое совпадение имело место в последний раз.

Наиболее часто в качестве даты такого совпадения двух зодиаков принимается 285 год нашей эры; эта айянамша известна как айянамша Лахири или айянамша Читры. Кроме них, широко используются в Индии айянамши Кришнамурти — 291 г. н. э. и Рамана — 397 г. н. э. Большинство индийских джйотиши используют, получая при этом хорошие результаты, айянамшу Лахири. Поэтому, исходя из убеждения, что начинающий джйотиши должен прежде всего приобрести опыт, основываясь на наиболее широко применяемой айянамше, в этой книге все позиции планет в системе сидерического зодиака рассчитаны с применением айянамши Лахири.

Позиция планетв сидерическом зодиаке переводится на «язык» тропического зодиака простым добавлением айянамши данного года к их сидерической зодиакальной позиции. Для обратного перехода от тропического к сидерическому зодиаку выполняется обратная арифметическая операция: величина соответствующей айянамши вычитается из позиции планет в тропическом зодиаке. Величина айянамши, которую следует прибавлять или вычитать, получается путем умножения средней величины, на которую возрастает айянамша в течение года (по данным Лахири, эта величина составляет приблизительно 50,29 дуговой секунды за год), на количество лет, прошедших с последнего года, когда произошло совпадение точек отсчета тропического и сидерического зодиаков (см. выше).

В таблице 3.1 указаны значения айянамш на начало каждого десятилетия XX века по данным разных авторов, округленные до целых дуговых минут ('). Айянамша для промежуточных годов вычисляется с помощью простой арифметической интерполяции.

таблица 3.1

Значения айянамши поданным различных авторов

(округлены с точностью до 1 минуты)

Год Лахири Кришнамурти Раман
22°28' 22°22' 2г0г
22°36' 22°30' 2г09'
2245' 22°38' 2г18'
22°53' 2247' 2г26'
23°0г 22°55' 2г341
23°10' 23°04' 2ґ43"
23°18' 23°12' 2Г5Г
23°26' 23°20' 22W
23°35' 23°29' 22°08'
2342' 23°37' 2246"
23°5Г 23Ч5' 22°24'

Движение

Вращение Земли с запада на восток создает впечатление, как будто небесный свод вращается вокруг Земли с востока на запад, так что с точки зрения наблюдателя, находящегося на земле, созвездия в своем естественном порядке постоянно смещаются в направлении против часовой стрелки". И Солнце, и все планеты, как нам это видится с земли, ежедневно восходят на востоке и заходят на западе, двигаясь по часовой стрелке, если смотреть на них, обратясь лицом к югу. Этот вид движения планет называется суточным движением. В дополнение к этому (кажущемуся) обращению вокруг Земли, полный круг которого занимает двадцать четыре часа, планеты имеют еще один вид движения, перемещаясь, каждая со своей скоростью, вдоль зодиака, как это видится нам с Земли, на самом же деле двигаясь по своим орбитам вокруг Солнца (а в случае Луны — по ее орбите вокруг Земли). Это называется собственным, или истинным, движением планет. И если суточное движение заставляет планеты «перемещаться» вместе со звездами с востока на запад во всякой местности, откуда мы ведем наблюдение, то собственное движение планет (и Солнца) направлено с запада на восток на фоне звезд зодиака.

Суточное движение планет, каждый полный цикл которого связан с полным оборотом Земли вокруг ее оси, для всех планет является более быстрым, чем их собственное движение. Далее мы приводим приблизительные значения скоростей собственного движения каждой планеты, однако это всего лишь усредненные величины. Марс, например, может при некоторых условиях оставаться в одном созвездии до шести месяцев подряд.

Тут у авторов, по-видимому, описка: созвездия, как и планеты, «плывут» для нас по небу в направлении по часовой стрелке. (Прим. перев.)

солнце — Г в сутки, или 30 суток в одном созвездии. луна — 13°58' в сутки, или 2V2 суток в одном созвездии. марс — 38' в сутки, или 1 '/2 месяца в одном созвездии. Меркурий — V19' в сутки, или 30 суток в одном созвездии. юпитер — 5' в сутки, или 1 год в одном созвездии. венера — Г в сутки, или 30 суток в одном созвездии. сатурн — 4' в сутки, или 2 '/г года в одном созвездии. раху / кету — 3' в сутки, или 11/2 года в одном созвездии.

В то время как суточное движение никогда не меняет своего направления, собственное движение планет, кроме Солнца и Луны, время от времени претерпевает такое изменение. По мере вращения Земли по ее орбите вокруг Солнца, нам время от времени кажется, что мы, в пределах нашей системы отсчета, как будто бы «забегаем вперед» по отношению к внешним планетам. Когда это случается, для нас это выглядит так, как будто бы эти планеты перемещались в обратном направлении на фоне небесных созвездий. Это кажущееся обратное движение называют ретроградным, или попятным, движением.

Что касается узлов лунной орбиты, Раху и Кету, то их усредненное собственное движение вообще направлено вдоль зодиака назад, навстречу всем прочим планетам. Правда, некоторые современные авторы отмечают, что из-за сложных пертурбаций орбит Земли и Луны, невидимые местоположения узлов иногда движутся вперед. Но, так как классический джиотиш ничего не говорит о таком изменении движения узлов, принято считать, что им попятное движение не свойственно.

Называются так потому, что их орбиты находятся снаружи от орбиты Земли. (Прим. перев.)

Ретроградное движение внешних планет12 (Марс, Юпитер и Сатурн) всегда начинается в то время, когда Земля оказывается между ними и Солнцем. Эти планеты всегда наиболее ярки, а потому и наиболее сильны именно в те времена, когда они располагаются (точно или почти точно) в точке неба, противоположной Солнцу, так как именно тогда мы бываем наиболее близки к ним. Юпитер и Сатурн двигаются попятно один раз в год. Марс проявляет гораздо меньше цикличности в своем попятном движении, и это одна из причин, по которой его называют «Кривым» или «Горбатым» (Вакри). То же самое слово «вакри» на санскрите иногда используется для обозначения ретроградности. Поскольку Марс проявляет некоторую долю независимости в небесах, он получил репутацию планеты, ответственной за независимость в гороскопе. Это снова пример того, как толкование идет следом за наблюдением.

С внутренними планетами13 (Меркурий и Венера) дело обстоит несколько сложнее. Если Венера не каждый год бывает ретроградной, Меркурий, напротив, делает это по нескольку раз ежегодно. Поэтому, несмотря на то что среднее видимое движение Меркурия превышает таковое Солнца и Венеры на 19' в сутки, он настолько часто оказывается ретроградным, что ему удается проходить в среднем только одно созвездие за 30 дней — столько же, сколько и Солнцу, и Венере.

Иногда планеты соединяются в небе с Солнцем и становятся невидимы в ярком солнечном свете. В этом случае о них говорят, что планеты «сожжены лучами Солнца». На санскрите такое состояние планеты называется «астам», что означает «закатившаяся», потому что она становится невидимой так же, как любое небесное тело, когда оно заходит за горизонт. Внешние планеты бывают сожженными, когда они находятся наиболее далеко от Земли, и поэтому они становятся чрезвычайно слабыми с астрологической точки зрения, когда скрываются в лучах Солнца. Положение с внутренними планетами здесь снова более сложное: они бывают сожжены и когда наиболее близки, и когда наиболее далеки от Земли; при этом могут быть либо ретроградными, либо директными (т. е. находиться в прямом движении). Когда Меркурий или Венера сожжены, будучи ретроградными, они астрологически ослаблены, но в меньшей степени по сравнению с тем, когда они сожжены во время прямого движения.

Дома гороскопа

Собственное движение планеты характеризуется ее местоположением в пределах созвездия, выраженным в градусной мере, между тем как ее суточное движение связано с ее расположением в том или ином доме гороскопа. Астрологические дома, постоянные для каждой данной местности, — это деление небосвода на двенадцать равных участков по 30° каждый, отсчитываемых от точки асцендента. Асцендентом вашего гороскопа называется градус долготы зодиака, находящийся в точке пересечения эклиптики с восточным горизонтом в данной местности и в данное время. Он указывает на то, где находится каждая из планет — выше или ниже горизонта — в ее суточном ритме восходов и заходов, причем вычисление производится соответственно месту и времени вашего рождения. Асцендент (латинское слово, означающее «восходящий») в джйотише называется лагной. Слово «лагна» передает состояние «связанности», в том смысле, что асцендент осуществляет «привязку» позиций планет к месту и времени рождения человека.

Планеты, чьи орбиты лежат внутри земной орбиты. (Прим. перев.)

Хотя слова «асцендент» и «лагна» часто употребляются как синонимы, понятие лагны в джйотише намного шире: оно охватывает самые разные методы, «привязывающие» или «приспосабливающие» картину неба к решению какой-либо конкретной астрологической задачи. Лагна, «привязывающая» гороскоп к асценденту, известна как удайя лагна. Другая лагна, не менее часто используемая в джйотише, — чандра лагна (лунная лагна), образуемая таким образом, что всякое созвездие, в котором расположена Луна, рассматривается как первый дом, то есть гороскоп оказывается привязан к Луне. В случае сурья лагны (солнечной лагны) — за первый дом принимается то созвездие, где находится Солнце.

При построении хорарных карт (прашна) в качестве лагны может быть взята удайя лагна (асцендент), чандра лагна (местонахождение Луны), диг лагна (определенная по направлению компаса), шабда лагна (определяемая в зависимости от слов, произнесенных клиентом), спарша лагна (по частям тела, до которых дотрагивается клиент), нама лагна (по первой букве имени клиента или числового значения букв, составляющих его полное имя), а иногда лагна определяется по случайному числу, которое клиент должен назвать по просьбе джйотиши. В нашей книге всякий раз, когда слово «лагна» используется без уточнения, оно означает удайя лагну — лагну, связываемую с асцендентом.

Джйотиши особо выделяют удайя лагну как важнейший астрологический фактор, в значительной мере определяющий различие между разными людьми, рожденными в один день. Если, например, в какой-то день Марс находится в Раке, то у всех, кто родится в один и тот же момент времени в любой точке земного шара, он будет занимать в гороскопе одинаковое положение — в одном и том же градусе Рака. Итак, если бы все, что мы могли сказать о Марсе, было бы только то, что «он занимает такой-то градус в созвездии Рака», это бы нам мало что дало в плане астрологической интерпретации, так как мы не могли бы понять, чем один гороскоп отличается от другого. Если, однако, мы заметим, что тот же самый Марс, который восходит над восточным горизонтом для ребенка, рожденного в Чикаго, будет опускаться за горизонт на западе для другого ребенка, рожденного в тот же самый момент в Бомбее, мы получим важную деталь для различения этих двух гороскопов, ибо Марс, восходящий в Раке на востоке, и Марс, заходящий в Раке на западе, имеет различные астрологические толкования.

Большинство джйотиши используют метод равного деления домов (один дом = 30°), хотя есть и другие методы деления неба на дома, требующие более сложной и кропотливой работы: одни из них основаны на пропорциональных отрезках времени, другие — на пропорциональных отрезках пространства. Метод шри-пати, основанный на пропорциональном делении пространства, относится к числу наиболее популярных из этих альтернативных методов.

Как начертить гороскоп

Первым шагом астролог всегда должен рассчитать карту неба. Это арифметический процесс, описание которого лежит за пределами задач этой книги. Многие люди, особенно те, кто не имеет наклонностей к математике, предпочитают прибегнуть к компьютерным расчетам, чтобы избежать этого довольно утомительного раздела астрологии. Мы придерживаемся того мнения, что всякий, кто желает серьезно изучить джиотиш, должен обязательно научиться вычислять исходные данные для гороскопа вручную. Однако, каким бы путем ни были получены ваши цифровые данные, они в любом случае должны быть настолько точны, насколько это возможно.

После того как вычисления закончены, наступает второй шаг в астрологии — представление результатов этих расчетов в форме карты неба, «связанной» с помощью лагны. В различных культурах приняты различные способы изображения карты трехмерного неба на двухмерной поверхности. И если в современных западных странах гороскопы обычно изображаются в виде круга, то в Индии им чаще всего придается квадратная или прямоугольная форма. Тот способ начертания гороскопа, с которым мы хотим познакомить вас в своей книге, используется большинством астрологов северной Индии; его принято называть «карта раши». На этой карте обозначают расположение домов и созвездий, разделяя весь прямоугольник на двенадцать частей, как показано на рисунке 3.1.

Харт Дефау, Роберт Свобода – Джиотиш: Введение в индийскую астрологию 5 страница - student2.ru

Квадрат или ромб, обозначенный буквой «А», всегда представляет собой первый дом; треугольник «В», расположенный вплотную к «А» и левее его, всегда представляет второй дом, и так далее: каждый последующий ромб или треугольник означает очередной по счету дом, заканчивая треугольником «L», обозначающим двенадцатый дом. Дома в гороскопе предполагаются полностью тождественными домам, выделяемым на небе в данной местности, и асцендент всегда находится на восточном горизонте. Мы предпочитаем североиндийский способ изображения гороскопа потому, что он верно отражает астрономическую реальность, так как дома на нем строго ориентированы по сторонам света. И так как дома в этом типе гороскопа всегда располагаются на одних и тех же местах, джйотиши легко ориентируются в порядке их следования, отсчитывая дома один за другим против часовой стрелки, так что номера домов можно на карте не надписывать.

С другой стороны, созвездия, приходящиеся на каждый из двенадцати домов, бывают расположены на небе по-разному, в зависимости от времени и места рождения, то есть и асцендент, и каждый из двенадцати домов может приходиться на любое из двенадцати зодиакальных созвездий. Число, вписанное внутри каждого дома данного типа гороскопа (например, на рис. 3.2), — это порядковый номер зодиакального созвездия, приходящегося на этот дом. Планета, управляющая этим созвездием, становится, для данного гороскопа, владельцем совмещенного с ним дома. И если владение созвездиями закреплено за планетами раз и навсегда, то их владение домами меняется от гороскопа к гороскопу. Юпитер, например, может владеть (или, иначе, управлять) в одном гороскопе домами 1 и 4, в другом — домами 2 и 5, в третьем гороскопе — домами 3 и 6, и так далее.

Наши рекомендации