Физиологические характеристики тридоша

Знания о Тридоша являются основополагающей системой в Аюр­веде. В двух словах ее можно представить следующим образом: су­ществуют три доша - Вата, Питта и Капха, равновесие и баланс ко­торых дает человеку долгую, гармоничную, здоровую и радостную жизнь, но если их равнове­сие нарушается, то этот процесс приве­дет в конце концов к возникнове­нию болезней и разрушению тела. Аюрведическое лечение сводится к возвращению в исходное поло­жение в соответствии с индивидуальной, с рождения заложенной Природой, расшатавшихся и вышедших из равно­весия доша, что приводит к полному выздоровлению и достижению внутренней гармонии с собой.

Глядя на аюрведические тексты, можно сказать, что изо всех че­тырех Вед они в некотором смысле перекликаются с Атхарваведой, но все равно ни в одной из них нет даже намека на существование Тридоша, этих трех основных составляющих нашего тела. Разве что в Ригведе можно найти некоторые шлоки, где говорится, что тело состоит из трех субстан­ций:

трир-но ашвина дивьяни бхешаджа

трих партхивани трир-удаттамадвьяха

оманам самйур-мама кайасунаве

тридхату шарма вахатам шубхаспати

(Ригведа)

Один из комментаторов Ригведы, Саяна, интерпретируя выде­ленную шлоку, утверждает[45], что когда тридхату - Вата, Питта и Капха находят­ся в равновесном балансе, тело послушно и не боле­ет, а его хозяин пре­бывает в счастье и радости. Тридоша иногда на­зывают тридхату, потому что, если они находятся в состоянии бал­анса, они формируют тело. Суш­рута описывает их как причину возникновения и постоянного обновления организма. Он говорит:

нарте деха капхадасти на питанна ча марутат

шонитадапи ва митам деха этаисту дхарьйате

Не смотря на то, что существует целая плеяда аюрведических текстов, в Ведах находится немалая часть медицинского знания. И хотя в четырех Ведах теория о Тридоша практически не освещена, о ней говорится в "Пятой Веде" - Махабхарате и в Упанишадах. Поэтому, не смотря на то, что наиболее авторитетные ведичес­кие ис­точники утверждают, что тело состоит из первоэлементов, авторы аюр­ведических писаний расширяют это понятие (С.С.1.15.3): "доша дхату мала мулам хи шарирам" - "корнями" тела являются доша, дхату и мала, или болезненные начала, ткани и нечистоты.

Доша - три - Вата, Питта и Капха. "Душана ити доша" - то, что порой увеличивается, а порой уменьшается, есть доша. Слово "доша" можно перевести и как "болезненные начала". Помимо Вата, Питта и Капха доша, Сушрута относит к категории доша еще и кровь. Но, так как он в основ­ном специализировался на хирургии и мало работал с физиологической стороной крови, поэтому его утвержде­ние не приобрело широкой попу­лярности. Кровь сама по себе не может проявлять своих качеств без влияния Тридоша, и в отличие от доша не может самостоятельно разру­шать остальные ткани. Ко­гда возникает дисбаланс Тридоша, в первую очередь это отражается на чистоте и составе крови, и эта нечистая кровь ассоциируется с доша, находящейся в состоянии дисбаланса, потому что она приоб­ретает свойство разрушать организм. Таким образом, становит­ся понятно, почему кровь относят не к доша, а к тканям.

"Ва гати гандханайохо вата" - то, что движется и разносит запа­хи есть Вата. Корень "ва" обозначает движение. Вата доша иногда называют Ваю доша.

"Тапати ити питта" – жар – это Питта. Корень "тап" обозначает жар. Питта доша называют также Теджо доша или Агни доша.

"Шлеш алимгате ити капха" - то, что способствует соединению есть Капха. Корень "шлеш" обозначает объятие, соединение (С.С.1.21.3). Капха доша иногда называют Кафа доша или Слешма (Шлешма) доша.

Отсюда становятся понятными основные функции Тридоша. Вата доша способствует движению тела и в теле, Питта - огонь пищеварения и температура тела, а Капха отвечает за соединение и ин­теграцию органов и тканей.

Тканей – семь. К ним относятся хилус, кровь, мышцы, жир, кости, ко­стный мозг и семя.

Нечистот - три - моча, пот и кал. Помимо трех основных нечистот, существуют второстепенные типа выделения из носа, глаз, ушей и т.д.

Вата, Питта и Капха находятся во всем теле, но преобладают в ниж­ней, средней и верхней его частях (если находятся в состоянии равнове­сия). Как три колонны поддерживают шатер, так и Тридоша поддержи­вают организм, и так как они делают тело стабильным, их часто называ­ют колоннами (С.С.1.21.3).

Тридоша иногда называют нечистотами, или побочными про­дуктами, потому что в процессе пищеварения они способствуют формированию побочных продуктов, загрязняя тем самым орга­низм, а при дисбалансе разрушают тело с выделением большого ко­личества нечистот.

В основном же Вата, Питта и Капха называют "доша", т.е. "бо­лезнен­ные начала", ведь они имеют тенденцию разрушать все субс­танции в ор­ганизме, выходя из равновесия.

Вата доша имеет природу газа, Питта - огненную природу, а Капха - природу Воды. Об этом говорят все авторы, в частности, Сушрута[46]. Вагбхата утверждает, что Вата возникает из сочетания Эфира и Воздуха, Питта - из Огня и Воды, а Капха из Воды и Земли (А.С.5.20). Эти утверждения ни в коем случае не противоречат тому, что каждая доша состоит из всех пяти первоэлементов, только доминирующие во много раз преобладают в их составе, ока­зывая основное влияние на их природу и качества.

Наши рекомендации