ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ. Упражнения на выделение четвертого лишнего предмета

Упражнения на выделение четвертого лишнего предмета.

«Телефон». Дети повторяют за логопедом слова (3-4)

по теме «Овощи».

Например: морковка, помидор, огурец.

«Будь внимателен» [3, с. 17]. «Какой овощ я не назвала?» [3, с. 18].» Отгадай загадку» [3, с. 18].

«Найди такой же овощ». Дети находят овощи, похожие по:

— форме;

— цвету;

— форме и цвету.

Игра с мячом «Назови ласково». Например: морковь — морковка, морковочка.

«Что в мешке?» На картинках изображены мешки с разными овощами. Дети называют их.

Например: картошка, много картошки, мешок картошки.

Составление сложных предложений с союзом «а».

Например, на картинках изображены:

— огурец и капуста (огурец овальный, а капуста круглая);

— огурец и помидор (огурец зеленый, а помидор красный).

«Загадай-ка». Дети придумывают загадки по опорной

схеме.

Например: овальный, зеленый, твердый, сочный, хрустящий... (огурец).

Рассматривание картинки «Огород» [3, с. 20].

Заучивание рассказа «Огород» [6, с. 194].

Рекомендуемые игры: №№ 46, 52, 58, 105, 139, 156,

196 [8].

ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

ЗАДАНИЙ ВОСПИТАТЕЛЮ

— Упражнения на выделение четвертого лишнего

предмета.

— Экскурсия «Урожай» в магазин, на выставку, в совхоз.

— Игры с книжками-раскрасками.

— Лепка овощей.

— Обводка трафаретов овощей.

— Аппликация овощей.

— Рисование овощей (отгадай загадку и нарисуй отгадку).

Выполнение этих заданий сопровождается составлением словосочетаний и предложений. Одновременно дети практикуются в образовании уменьшительной формы и множественного числа существительных.

«Отбери по признаку». Дети отбирают овощи (картинки), сходные по цвету, форме, размеру.

Цвет: зеленый, красный, желтый, оранжевый, бордовый, коричневый.

Форма: круглый, овальный, вытянутый.

Длина: длинный, короткий.

Тактильное ощущение: гладкий, шершавый.

Размер: мелкий, крупный.

Вкус: сладкий, горький, кислый.

Например: зеленые помидор, огурец, капуста, перец,

горох и т. д.

«Овощной магазин». Уточнить, что овощной магазин — это магазин, где продают овощи. Ребенок-покупатель описывает какой-нибудь овощ. Продавец отгадывает и «продает» ему муляж описанного овоща.

«Собери овощ». Дети должны собрать разрезанную

картинку, затем описать изображенный на ней овощ. Составление описательного рассказа по опорной схеме.

«Собираем урожай». Ребенок выходит к доске, берет

какой-либо овощ (картинку) и рассказывает о том, где этот овощ растет (на ветке, в земле, на земле) и как его убирают (выдергивают, срезают, срывают).

Например: — Это морковка. Растет в земле, а стебли над землей. Я выдергиваю ее из земли.

ТЕКСТЫ, РЕКОМЕНДУЕМЫЕ

ДЛЯ ЧТЕНИЯ ДЕТЯМ

Михалков С. «Овощи».

Валек М. «Мудрецы».

Андерсен Г. X. «Пятеро из одного стручка».

ЗАДАНИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

В ЛОГОПЕДИЧЕСКОМ УГОЛКЕ

* Наклейте картинки по теме «Овощи».

* Тренируйте ребенка в умении составлять словосочетания, правильно согласовывая слова.

Учите его называть:

— форму;

— цвет;

— размер (большой или маленький);

— тактильное ощущение (твердый или мягкий);

— вкус (горький, сладкий, кислый);

— сочность;

— запах.

Капуста круглая и зеленая. Она большая, твердая,

хрустящая, сочная, без запаха.

* Сходите с ребенком в овощной магазин. Обсудите с ним, почему магазин называют овощным. (Там продают овощи.) Купите овощи, рассмотрите их с ребенком. Покажите, как моют, чистят, режут, трут, варят, жарят, тушат овощи. Дайте попробовать их ребенку в сыром, вареном, жареном виде. Пусть он определит их на вкус. Расскажите и покажите, какие овощи кладут в суп, борщ, щи, какие жарят, какие тушат, какие едят в сыром виде.

* Объясните ребенку, что овощи растут в огороде (в земле, на земле, на кустиках.)

Какие овощи как растут? (Капуста растет на земле. Редиска растет в земле. Помидоры растут на кустиках).

Расскажите ребенку, как и где растут овощи у вас на

даче. Как ухаживают за овощами? Как убирают овощи?

Какие овощи выдергивают? Какие срезают? Какие выкапывают? Какие снимают?

ФРУКТЫ

ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИЙ

МИНИМУМ

Словарь

Существительные: сад, яблоко, груша, апельсин, лимон, мандарин, банан, виноград, вишня.

Прилагательные, характеризующие фрукты:

* по форме (круглый);

* по цвету (красный);

* по вкусу (сладкий);

* по сочности (сочный);

* по твердости (мягкий);

* по запаху (душистый).

Грамматика

Образование уменьшительной формы существительных (яблоко — яблочко), прилагательных (желтое — желтенькое).

Образование множественного числа существительных

в именительном и родительном падежах (лимон — лимоны — много лимонов).

Согласование данных прилагательных с существительными в роде, числе и падеже. Составление словосочетаний (яблоко круглое, яблоко хрустящее).

Составление сложных предложений с союзом «а» (Яблоко сладкое, а лимон кислый).

Составление простых предложений с однородными определениями (Яблоко твердое, круглое, зеленое, хрустящее); с однородными сказуемыми (Яблоко срывают, моют, едят); с однородными подлежащими (Яблоки и груши растут в саду).

Образование относительных прилагательных от существительных (яблоко — яблочный сок, яблочное повидло).

Согласование прилагательных и существительных в единственном и множественном числах (яблоко красное — яблоки красные).

Уточнение родовой принадлежности существительных. Составление словосочетаний с местоимениями мой, моя, мое, мои (мое яблоко, моя груша).

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ

СВЯЗНОЙ РЕЧИ

Изменение предложений по образцу: Коля пьет сок из яблок. — Коля пьет яблочный сок.

Составление описательного рассказа о фрукте по опорной схеме (используется та же схема, что и для овощей).

ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Наши рекомендации