Физиологические и биохимические основы утомления
На тему: Утомление у юных футболистов 5-6 лет.
Выполнил: Студент 3 курса,34 группы
Педагогического факультета
Калинин Андрей Юрьевич
Проверено:
Оценка:
Защитил:
Санкт-Петербург 2011 г.
Содержание
Введение 3
Глава I Обзор литературы 4
1.1 Физиологические основы утомления у детей 5 – 6 лет 4
1.2 Физиологические особенности детей дошкольного возраста 9
1.3. Частота сердечных сокращений у детей 5 – 6 лет . 15
1.4. Время реакции у детей дошкольного возраста 17
Глава II Организация исследования 19
Глава III. Результаты исследований 22
Глава IV Обсуждение результатов 26
Выводы 27
Список литературы 28
ВВЕДЕНИЕ
Дети дошкольного и младшего школьного возраста отличаются недостаточно развитым ощущением усталости. Они плохо оценивают изменения внутренней среды организма при утомлении и не могут в полной мере отразить их словами даже при полном изнеможении.
Поэтому утомление является важнейшей проблемой физиологии спорта и одним из наиболее актуальных вопросов медико – биологической оценки физической деятельности детей. Знание механизмов утомления и стадий его развития позволяет правильно оценить функциональное состояние и работоспособность детей и должно учитываться при разработке мероприятий, направленных на сохранение здоровья и развитие физических качеств.
ГЛАВА I. ОБЗОР ОБЩЕЙ И СПОРТИВНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Физиологические и биохимические основы утомления
Проблема утомления считается актуальной общебиологической проблемой, представляет большой теоретический интерес и имеет важное практическое значение для деятельности человека в труде и спорте .
С физиологической точки зрения утомление –является функциональным состоянием организма, вызванным умственной или физической работой, при котором могут наблюдаться временное снижение работоспособности, изменение функций организма и появление субъективного ощущения усталости (Солодков А.С., 1978).
В ЦНС происходят изменения, выражающиеся в запредельном торможении в корковых нервных центрах и торможении на уровне двигательных центров спинного мозга, а также в работающих мышцах, в следствии чего проявляется ухудшение сократительных свойств мышечных волокон и нервно-мышечной передачи.
Как показали исследования последних десятилетий, структуру той или иной мышцы составляют различные по функциональным особенностям и организации деятельности двигательные единицы (ДЕ), которые, как и мышечные волокна, имеют свои функциональные отличия. ДЕ деляться исходя из сочетания двух свойств - скорости сокращения и устойчивости к утомлению. Выдвинуто 4 типа ДЕ (табл. 1).
Таблица №1. Типы двигательных единиц
Типы | Свойства | Способность волокон ДЕ |
S | Медленные, весьма устойчивые к утомлению | Утилизация аэробных источников энергии |
FR | Быстрые, устойчивые к утомлению | Приспособлены к обоим типам энергетического обмена |
FF | Быстрые, быстро утомляемые | Более способны к анаэробному гликолизу |
F(i) | Быстрые, промежуточные |
Есть мнение (Шапков Ю.Т., 1983), что у человека наиболее надёжно различаются лишь ДЕ, относящиеся к двум крайним типам - медленные, устойчивые к утомлению (S) и быстрые, быстро утомляемые (FF).
Существуют многочисленные попытки классифицировать утомление. Так, различают четыре основных вида утомления (табл. 2).
Таблица №2. Классификация видов утомления (Волков В.М., 1977)
Виды | Проявление утомления |
Умственное | Наблюдается при игре в шахматы |
Сенсорное | Наблюдается у спортсменов-стрелков при напряженной функции анализаторов |
Эмоциональное | Эмоции - неразлучные спутники спортивной деятельности |
Физическое | Отмечается в результате напряженной мышечной деятельности |
В. Н. Волков (1973) составил классификацию клинических проявлений утомления (табл. 3).
Таблица №3. Классификация проявлений утомлений
Виды | Проявление утомления | Состояние спортсмена |
Лёгкое | Состояние, которое развивается даже после незначительной по объему и интенсивности мышечной работы | Оно проявляется в виде усталости. Работоспособность при этой форме утомления, как правило, не снижается |
Острое | Состояние, которое развивается при предельной однократной физической нагрузке | Отмечается слабость, резко снижается работоспособность и мышечная сила, появляются атипические реакции сердечно-сосудистой системы на функциональные пробы. Бледность лица. Тахикардия. Повышение максимального АД на 40-60 мм рт. ст., резкое снижение минимального АД, на ЭКГ нарушение обменных процессов сердца, повышение общего лейкоцитоза крови, иногда белок в моче |
Перенапряжение | Остро развивающееся состояние после выполнения однократной предельной тренировочной или соревновательной нагрузки на фоне сниженного функционального состояния организма | Общая слабость, вялость, головокружение, иногда обморочное состояние, нарушение координации движений, сердцебиение, изменение АД. Нарушение ритма сердца, увеличение печени (болевой печеночный синдром), атипическая реакция сердечно-сосудистой системы на нагрузку. Эта форма длится от несколько дней до нескольких недель |
Перетренированность | Состояние, которое развивается у спортсменов при неправильно построенном режиме тренировок и отдыха (физическая перегрузка, однообразие средств и методов тренировки, нарушение принципа постепенности увеличения нагрузок, недостаточный отдых, частые выступления в соревнованиях) | Выраженные нервно-психические сдвиги, ухудшение спортивных результатов, нарушение сердечно-сосудистой и нервной системы снижение сопротивляемости организма к инфекциям |
Переутомление | Патологическое состояние организма. Оно чаще всего проявляется в виде невроза, наблюдается, как правило, у спортсменов с неустойчивой нервной системой, эмоционально впечатлительных, при чрезмерных физических нагрузках | Проявления похожи на свойственные перетренировке, но более четко выражены. Спортсмены апатичны, их не интересуют результаты участия в соревнованиях, у них нарушен сон, появляются боли в сердце, расстройство пищеварения, половой функции, тремор пальцев рук |
Биологическая роль утомления состоит в своевременной защите организма от истощения при длительной или напряженной мышечной работе. Физиологические сдвиги при резко выраженном утомлении носят черты стрессовой реакции, сопровождающейся нарушением постоянства внутренней среды организма. В то же время повторное утомление, не доводимое до чрезмерной величины, является средством повышения функциональных возможностей организма.
Утомление у детей дошкольного и младшего школьного возраста развивается быстрее, чем у взрослых, вследствие ряда особенностей деятельности центральной нервной системы. У детей быстрее нарушаются процессы внутреннего торможения, в особенности дифференцировочного и запаздывающего. При этом падает внимание, появляется двигательное беспокойство, сменяющееся резким понижением активности в результате развития охранительного торможения и понижения возбудимости корковых клеток.
Феноменологическая картина утомления у детей и роль отдельных факторов в его развитии столь же разнообразны, как и у взрослых. Однако течение восстановительных процессов, быстрота развития утомления у детей имеют существенные отличия от взрослых. В занятиях с детьми следует исключать однообразную, монотонную работу, чередовать различные виды работы, облегчающие восстановление по механизму активного отдыха.
Учитывая, что работоспособность детей падает от первого к последнему уроку, от понедельника к субботе, в режиме дня школьника необходимо предусмотреть и соответствующие изменения в содержании физических и умственных нагрузок, а также в средствах и методах их активизации. (Н.А. Фомин)
1.2 Физиологические особенности детей дошкольного и младшего школьно возраста