Основные периоды развития координационных способностей
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему:
Характеристика координационных способностей и особенности проявления их в детском боксе
Исполнитель: учащийся 2 курса
группы 25
Одинаев Рустам
Руководитель:
Дюмин Игорь Михайлович
Минск 2012
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………… | |
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА | |
1.1. Основные периоды развития координационных способностей…………………………………………………………... | |
1.2. Педагогические и физиологические механизмы развития координационных способностей……………………………………... | |
1.3. Факторы, влияющие на развитие координационных способностей…………………………………..………………………. | |
2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ | |
2.1 Виды координационных способностей.....……………………….. | |
2.2 Специфика проявления координационных способностей в боксе……………………………………………………………………. | |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………... | |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………... |
ВВЕДЕНИЕ
В теории физического воспитания и спортивной тренировки основными физическими (двигательными) качествами называют: силу, быстроту, выносливость, ловкость и гибкость. Однако в последние годы вместо существующего основного термина ловкость, оказавшегося очень многозначным, нечетким, ввели в теорию практику термин координационные способности, стали говорить о системе таких способностей и необходимости дифференцированного подхода к их развитию (Лях В. И., 1989).
Ознакомление со специальной литературой, посвященной одной из актуальнейших проблем – управлению движениями человека, называемой координацией движений, свидетельствует о многогранности и чрезвычайной сложности предмета исследования (Карпеев А. Г., 1995).
В современных условиях значительно увеличился объем деятельности, осуществляемой в вероятностных и неожиданно возникающих ситуациях, которая требует проявления находчивости, быстроты реакции, способности к концентрации и переключению внимания, пространственной, временной, динамической точности движений и их биомеханической рациональности (Холодов Ж. К. Кузнецов В. С. 2004).
Координационные способности – это возможность индивида, определяющие его готовность к оптимальному управлению и регулировке двигательного действия (Лях В.И., 2000).
При развитии координационных способностей возможно оптимально управлять сложными двигательными действиями и регулировать их. Эти способности иначе называются двигательной ловкостью или координацией движения. Совершенствовать эти способности можно и важно не только на уроках физической культуры, на школьных секциях, тренировках, но и во время самостоятельных занятиях (Лях В. И., 1997).
Актуальность темы состоит в том, что развитие координационных способностей детей, занимающихся боксом, влияет не только на быстрое и качественное овладение новыми видами осваиваемых движений, а так же улучшает психологические процессы: память, мышление, представление, восприятие движений, что благоприятно скажется в дальнейшей жизни подрастающей личности. Контроль процессов становления и развития координационных способностей в детском боксе является необходимой составной частью тренировочного процесса и в целом физического воспитания детей школьного возраста.
Целью данной работы являлось:
• Выявление особенностей воспитания двигательных координационных способностей мальчиков, занимающихся боксом.
Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
1. Охарактеризовать основные периоды развития координационных способностей.
2. Проанализировать педагогические и физиологические механизмы развития и воспитания координационных способностей.
3. Выявить факторы, влияющие на развитие и проявление координационных способностей.
4.Рассмотреть основные виды координационных способностей
5.Охарактеризовать специфику проявления координационных способностей в боксе.
Объектом исследования являлось физическое качество ловкость (координационные способности).
Предметом исследования послужили особенности воспитания и проявления координационных способностей в детском боксе.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Основные периоды развития координационных способностей
Педагогическое воздействие и упражнения, направленные на развитие координационных способностей (КС) дает наибольший эффект, если их систематически применять в возрасте 7-9 лет (Лях В. И., 1994).
Способность к выполнению координированных движений у детей, обусловленная взаимодействием центральных механизмов управления движениями, развивается медленнее, чем отдельные двигательные качества. В возрастном периоде 6-9 лет основным механизмом регуляции произвольных движений является механизм кольцевого регулирования. Преобладают медленные движения. У детей до 6-летнего возраста проприорецепция выражена слабо, ведущая роль регуляции точности движений принадлежит зрительной сенсорной системе. Начиная с 7 лет, проприорецептивная система становится ведущей. В этот же период онтогенеза центральное программирование движений является несовершенным (Солодков А. С. 1998).
В возрасте 10-12 лет усиливаются тормозные влияния коры на подкорковые структуры. Формируются близкие к взрослому типу корково-подкорковые взаимоотношения с ведущей ролью коры больших полушарий и подчиненной ролью подкорки (Солодков А. С., Сологуб Е. Б., 2001).
Период с 9 до 12 лет, характеризуется резким увеличением взаимосвязей между различными корковыми центрами, главным образом за счет роста отростков нейронов в горизонтальном направлении. Это создает морфофункциональную основу развития функций мозга, установление межсистемных взаимосвязей (Солодков А. С., Сологуб Е. Б., 2001).
В онтогенетическом развитии двигательных координаций способность ребенка к выработке новых двигательных программ достигает своего максимума в 11-12 лет. Этот возрастной период определяется многими авторами, как особенно поддающийся целенаправленной спортивной тренировке (Холодов Ж. К. Кузнецов В. С. 2004).
По данным В. С. Фарфеля естественное развитие КС заканчивается в 13-15 лет (Лях В. И. 1995).