Тема: Сенсорные (анализаторные) системы организма

Задание 18:Заполните таблицу «Строение анализаторов»

Название анализатора Анатомические структуры анализатора  
Рецепторный отдел Проводниковый отдел Центральный отдел
Зрительный        
Слуховой        
Вестибулярный        
Соматосенсорный        
Обонятельный        
Вкусовой        
Висцеральный        

Практическое занятие 11

Тема: Психофизиологические основы когнитивной деятельности

Задание 19:Заполнить таблицу «Локализация высших психических функций»

Когнитивная функция Правое полушарие Левое полушарие
Восприятие        
Внимание        
Память        
Мышление      
Речь        
Сознание        

Практические занятия 15, 16

Тема: Психофизиологические функциональные состояния в профессиональной деятельности

Задание 20: Определение висцеральных признаков суточного хронотипа человека (тест Г.Хольдебранта)

Инструкция:

1. У здорового испытуемого в условиях основного обмена, т. е. в утренние часы, до завтрака, при температурном и психическом комфорте, в положении сидя определяются за 1 мин. ЧСС (частота сердечных сокращений) и ЧД (частота дыхания).

2. Показатель ЧСС делят на показатель ЧД с точностью до 0,1:
ЧСС/ЧД = ______________________

3. Оценка результата: если полученный параметр соответствует 4,0-5,0, испытуемого относят к «аритмикам», если превышает 5,0 – к «жаворонкам», если меньше 4,0 – к «совам».

4. Для более точного определения типа исследования следует выполнять в течение нескольких дней подряд и для вывода использовать средний результат:
1 проба – _______________; 2 проба – _______________; 3 проба – _______________

На основании полученных результатов сделайте вывод о присущем Вам хронотипе работоспособности.

ВЫВОД:______________________________

Задание 21:Оцените недельное расписание вашей группы:

а) выпишите недельное расписание занятий группы; оцените каждую пару в баллах по степени трудности: 1 – самый легкий, 10 – самый сложный

Учебный предмет Балл
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

б) подсчитайте сумму баллов по всем дням недели, цифровые данные представьте в виде графиков

Понедельник     Четверг
Вторник     Пятница
Среда   Суббота

в) постройте график недельной нагрузки:

Тема: Сенсорные (анализаторные) системы организма - student2.ru

Проведите анализ расписания с учетом знаний о биологических ритмах и динамики работоспособности.

ВЫВОД:

________________________

г) составьте свой вариант недельного расписания, постройте графики на тех же рисунках, используя другой цвет. Сделайте выводы о соответствии вашего расписания гигиеническим требованиям.

ОБЩИЕ ВЫВОДЫ:

_________________________

Практическое занятие 16

Тема: Психофизиологическая адаптация персонала к условиям профессиональной деятельности

Задание 22:Определение адаптационного потенциала

0,011 х ЧСС + 0,014 х АД(с) + 0,008 х АД(д) + 0,014 х В + 0,009 х М – 0,009 х Р – 0,27

Характеристика значения адаптационного потенциала

Адаптационный потенциал (баллы) Характер адаптации Характеристика уровня функционального состояния
Менее 2,1 Удовлетворительная адаптация Высокие или достаточные функциональные возможности организма
2,11 – 3,2 Напряжение механизмов адаптации Достаточные функциональные возможности обеспечиваются за счет функциональных резервов
3,21 – 4,3 Неудовлетворительная адаптация Снижение функциональных возможностей организма
Больше 4,3 Срыв адаптации Резкое снижение функциональных возможностей организма

ВЫВОД:_____________

ОСОБЫЕ УСЛОВИЯ ТРУДА

Виды особых условий Неблагоприятные факторы, влияющие на здоровье и психику Негативные психические качества и состояния работника, возникающие под воздействием неблагоприятных факторов Позитивные психические качества и состояния, обеспечивающие противостояние неблагоприятным факторам Пути и формы профессионального обучения для подготовки к работе в особых условиях
Неопределенная ситуация Неопределенность времени появления количественных и качественных характеристик оперативного события Снижение функционального тонуса; отклонения в эмоциональной сфере, приводящие к изменениям в познавательной сфере   Устойчивость к фактору неопределенности, неполноты информации Тренировка в модельных ситуациях неопределенности
Ситуация с усложненными условиями Монотония, длительный режим труда, дефицит информации, сенсорная изоляция, длительное лишение сна, шум, вибрация Затруднения нормального хода деятельности; неадекватная психическая напряженность, не контролируемая человеком; снижение продуктивности деятельности Оптимальная напряженность как основа преодолевающего поведения; конструктивное преобразование ситуации, выработка человеком новых качеств мышления, памяти Обучение приемам мотивационной готовности, оперативного мышления в нестандартных ситуациях
Ситуация, требующая готовности к экстренному действию Неисправность техники Пониженная готовность к действию в момент критической точки Поддержание на высоком уровне готовности к действию, бдительность, состояние активного ожидания, умения быстрого выполнения действия Моделирование аварийных ситуаций (отказа техники)
Ситуация с измененными условиями Невесомость, перепады давления, температуры, кислородное голодание, землетрясения, наводнения Обостренные психические состояния (страх, тревожность), депрессия, нарушение мышления, сужение сознания, ухудшение результатов деятельности Состояние мобилизованности, активации, привлечение компенсаторных возможностей Тренажерное обучение с моделированием измененных условий
Ситуация риска с преднамеренным усложнением условий Увеличение скорости, объема информации, сокращение времени Неадекватная оценка ситуации, неустойчивое улучшение результатов деятельности Адекватная оценка своих сил и возможностей в ситуации, умение своевременно направить ситуацию в иное русло Обучение приемам определения степени оправданности риска
Экстремальная ситуация в предметной профессиональной среде Длительное, постоянное действие экстремальных факторов, угроза здоровью; дефицит времени, избыток информации Нарушение нормального хода деятельности; перегрузка психики и организма; состояние динамического рассогласования и нарушение адекватности физиологических и поведенческих реакций Мобилизация «буферных» резервов организм; экстремальная напряженность, увеличение продуктивности мышления; расширение сенсорного входа Обучение приемам саморегуляции в условиях перегрузок
Сверхэкстремальная ситуация в предметной профессиональной среде Длительное воздействие сочетания экстремальных факторов; потенциальная угроза жизни Возможность патологических нарушений организма человека, полная невозможность продолжения деятельности, истощение резервов организма Мобилизация аварийных резервов организма, сверхэкстремальная напряженность Обучение приемам профессионального самовосстановления после перегрузок
Ситуация изменения социального положения, статуса, ранга Сопоставление с другим человеком при аттестации, профотборе, конкурсах Неадекватная профессиональная самооценка, страх, тревога, зависть, эмоциональный дискомфорт Уточнение личностного и профессионального самоопределения, своих психических качеств на данном этапе жизни Тренировка участия в профессиональных испытаниях, информированность о профессиограммах, критериях профессионализма
Ситуация вхождения в новую профессиональную среду, смена социальных ролей Переход на другую работу, переезд, в т.ч. в другую страну Профессиональный, культурный шок, ностальгия Успешная адаптация к новой профессиональной среде, гибкая смена профессиональных ролей Тренинг профессиональной гибкости, деловые игры
Ситуация нововведений, конфликтов в профессиональной среде Необходимость профессионального обновления, приспособления к другим людям Состояние неопределенности, неуверенности в будущем, предрасположенность к конфликтам Инновационная готовность, профессиональная бесконфликтность Обучение техникам конструктивного выхода из конфликтов, обучение профессиональной этике
Ситуация потери работы Отсутствие перспективы Состояние неопределенности, шока, эпизодическая адаптация, дефицит активного поиска, разрушение интересов Отношение к смене работы как к апробации своих новых возможностей и их переоценке Информирование о видах профессий
Экстремальная ситуация кризиса в профессиональной деятельности, смена мотивов, ценностей, потеря смысла Низкая социальная оценка результатов труда, неудовлетворенность трудом Разрушение целостности образа себя как профессионала, растерянность, застой, установка на худший исход Расширение сознания, выход за пределы ситуации, анализ ее в более широком контексте, переоценка смыслов Обучение психотехнологиям смыслотворчества, саморегуляции, рефлексии
Сверхэкстремальная ситуация в социальной профессиональной среде Социальные задачи, превышающие по трудности возможности человека Утрата социального статуса, потеря трудоспособности, распад личности профессионала Поиск нового шанса в безвыходных условиях, оптимистическое толкование своей профессиональной ситуации Обучение техникам профессионального самовосстановления, самосохранения

Задание 23:Какие особенности и условия профессиональной деятельности (по заданной профессии) могут оказать негативное влияние на психические качества и состояния работников? Какие методы обучения работников позволят снизить силу воздействия указанных факторов?

Неблагоприятные факторы деятельности, влияющие на здоровье и психику работника Негативные психические качества и состояния работника, возникающие под воздействием неблагоприятных факторов Позитивные психические качества и состояния, обеспечивающие противостояние неблагоприятным факторам Пути и формы профессионального обучения для подготовки к работе в условиях действия неблагоприятных факторов
         

Наши рекомендации