Значение желательных эмоций и способы их намеренного вызова
Большую роль играет вызванная эмоция у композиторов, актеров, спортсменов, то есть у людей, чья деятельность требует вдохновения, творческого подъема. Один известный в нашей стране композитор говорил, что сочинение музыки – это работа, которая требует определенного душевного настроя, эмоционального состояния. И это состояние он вызывает у себя сам. В спортивной деятельности имеется такое понятие, как «спортивная злость». В.М. Игуменов (1971) показал, что успешно выступавшие на чемпионатах Европы и мира борцы имели перед соревнованиями уровень эмоционального возбуждения в два раза выше, чем у менее успешных. По данным Е.П. Ильина и др. (1979), лучшая интеллектуальная мобилизованность была у студентов, волновавшихся перед экзаменом.
1. Актуализация эмоциональной памяти и воображения – способ вызова определенного эмоционального состояния – составная часть саморегуляции. Суть – человек вспоминает ситуации из своей жизни, которые сопровождались у него сильными переживаниями, эмоциями радости или огорчения, воображает некоторые значимые для него ситуации. Эффект этого приема возрастает в результате повторных попыток (Писаренко, 1986).
В последнее время появилось новое направление управления своими эмоциями – гелотология(греч. – смех). Установлено, что смех положительно влияет на психические и физиологические процессы:
- подавляет боль посредством высвобождения гормонов катехоламинов, которые препятствуют воспалению, и эндорфинов, действующих как морфин;
- благотворно влияет на состав крови;
- уменьшает стресс и его последствия, снижая концентрацию стрессовых гормонов – норэпинефрина, кортизола и допамина;
- косвенно повышает сексуальность (женщины часто и в полный голос смеющиеся более привлекательны для мужчин).
2.Для вызова эмоциональных состояний можно использовать музыку. В Древнем Вавилоне жрецы-музыканты знали об облегчающем значении для скорби плачевных песен и исполняли их при траурных церемониях. Основным условием восприятия музыки является эмоциональное переживание, это было замечено еще философами и врачами Древней Греции. Аристотель писал, что «…музыкальные лады существенно отличаются друг от друга, так что при слушании их у нас появляется различное настроение и мы далеко не одинаково относимся к каждому из них; так, например, слушая одни лады, мы испытываем более жалостное и подавленное настроение, слушая другие, менее строгие лады, мы в нашем настроении размягчаемся…» (1911). Многие композиторы говорили об этом же, например, П.И. Чайковский сказал, что музыка передает все то, «для чего нет слов, но что просится из души и хочет быть высказано».
В.М. Бехтерев считал музыку властительницей чувств и настроений человека.Она способна: а) ослабить излишнее возбуждение; б) перевести из грустного в хорошее настроение; в) придать бодрость и снять усталость.
Представители эстетики считают, что музыка воспринимается не столько эмоционально, сколько интеллектуально. Э. Ганслик (1895) писал: «Больше всего чувствует при слушании музыки профан, меньше всего – образованный художник» (с.144). По его мнению, музыка становится наслаждением тогда, когда слушатель находит удовлетворение в отгадывании намерений композитора, констатируя, как ожидания оправдываются или приятно обманываясь в них. Здесь речь идет о разных уровнях восприятия музыки, что вызывает и разный эмоциональный отклик. И. Глебов в 1930 г. писал, что у профессиональных музыкантов восприятие музыки углубляется за счет интеллектуальных операций «осмысления звучания». Б.М. Теплов писал в 1947 г., что восприятие музыки идет через эмоцию, но эмоцией не кончается, то есть для него музыка – это эмоциональное познание.
Следовательно, развитие способности воспринимать музыку и переживать всю гамму человеческих эмоций является важной задачей музыкального воспитания детей.
Кстати, роль музыки в эмоциональном развитии человека и формировании черт характера рассматривалась еще древнегреческими философами. Изучение эмоциональной значимости отдельных элементов музыки показало их способность вызывать определенные эмоциональные состояния человека. В нашей стране и за рубежом было проведено большое количество исследований по влиянию музыки на физиологические функции организма. Стали говорить о кодировании эмоций в музыке, о музыкальной эмоции, которая может быть представлена в виде различных формул.
По мнению В.И. Петрушина (1988), кодирование музыкальных эмоций и отнесение различных произведений к выражению эмоций одной и той же модальности можно осуществить при помощи системы координат:
После экспериментов им была составлена таблица музыкальных произведений, выражающих сходное эмоциональное состояние, из данных которой следует, что одна и та же мелодия, в зависимости от того, как она будет исполнена: в мажорном или минорном ладу, быстром или медленном темпе, будет передавать разные эмоции.
Л.П. Новицкая в 1984 г. провела эксперимент, в котором подтвердила свое предположение о том, что классическая музыка вызывала у слушателей приятную легкую грусть в сочетании с радостным оживлением, приливом сил, воодушевлением, оптимизмом. Рок и диско-музыка, характеризующиеся ритмичностью, вызывали либо сверхвеселое настроение, либо раздражение и тоску.
Влияние музыки на снятие послеэкзаменационного психо-эмоционального напряжения изучал Ю.А. Цагарелли в 1981 г., в результате чего выяснилось, что классическая музыка имеет явное преимущество. Причем незнакомая классическая музыка снижает эмоциональное напряжение больше, чем знакомая.
В настоящее время активно развивается музыкотерапия, которая учитывает влияние музыки на эмоции человека, а следовательно, и на его здоровье. Музыкотерапией занимались древнегреческие и арабские врачи, такие как Гиппократ, Авиценна. Попытки использовать музыку в качестве терапевтического средства предпринимались и в последующие века.
В 1913 г. в России было основано «Общество для выяснения лечебно-воспитательного значения музыки и ее гигиены». Были составлены так называемые «лечебные каталоги музыки». В последующие годы в этом направлении работали такие специалисты, как Дж. Альтшулер (1954), Слободяник, Г.П. Шипулин (1966), Буллер, Олсон, Брен (1974).
Глава 7. УПРАВЛЕНИЕ ЭМОЦИЯМИ