Значение кровообращения
1. Сердечный цикл и его фазы.
2. Проводящая система сердца.
3. Абсолютная и относительная рефрактерность сердечной мышцы.
4. Экстрасистола.
5. Компенсаторная пауза.
6. Систолический и минутный объем сердца разных видов зверей и птиц.
7. Частота сердечных сокращений у разных видов зверей и птиц.
8. Автоматия сердца.
9. Роль нервной системы в регуляции сердца.
10.Опыты Гольца.
11.Влияние адреналина и ацетилхолина на работу сердца.
12.Влияние одновалентных и двухвалентных электролитов на работу сердца.
13.Происхождение биотоков сердца.
14.Регистрация биотоков сердца.
15.Электрокардиография, анализ электрокардиограммы.
16.Что такое латентный период в ЭКГ?
17.Количество зубцов и отведений в ЭКГ.
18.Что такое кровяное давление и факторы, влияющие на его изменение.
19.Регуляция кровяного давления, сосудодвигательный центр.
20.Какие факторы влияют на скорость движения крови в сосудах.
21.Значение медленного кровотока в капиллярах.
22.Значение сосудистых рефлексов.
23.Значение лимфы, ее состав.
З А Н Я Т И Е № 4
ИЗУЧЕНИЕ ФУНКЦИЙ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ И ИХ РЕГУЛЯЦИЯ, АНАЛИЗ ГАЗОВ
Дыхание - это процесс обмена газов между организмом и окружающей средой, выделения респираторной влаги и с ней тепла, окисления питательных веществ и высвобождение энергии для нужд организма. Животный организм нуждается в постоянном поступлении кислорода и выделении углекислого газа.
Процесс дыхания включает в себя внешнее (легочное) дыхание (обмен газов между организмом и внешней средой в легких), внутренне (тканевое) дыхание (процессы обмена газов в клетках) и транспортирование кровью кислорода из легких в ткани, а углекислого газа в обратном направлении.
В процессе дыхания у зверей и птиц обеспечивается регуляция водного, теплового обмена и кислотно-щелочного равновесия.
Цель занятия:исследовать строение легких, механизм вдоха и выдоха, роль мембранных мышц в дыхании, ознакомиться с методикой пневмографии, наблюдать движение мерцательного эпителия, определить жизненную ёмкость легких. Исследовать защитные дыхательные рефлексы, ознакомиться с методикой оксигемометрии, исследовать состав воздуха, аускультация и перкуссия легких.
Материалы и оборудование: лягушки, кролик, препаровальный набор, кимограф, вата, физиологический раствор, аппарат Дондерса, пневмограф, микроскопы, угольный порошок, миллиметровая бумага, спирометры, капсула Марея, спирт, трахейная канюля, оксигемометр, фонендоскоп, плессиметр, перкуссионный молоток, нашатырный спирт, 2%-ный раствор новокаина.
РАБОТА 1.Приготовление препарата легких лягушки
1. Вскрыть грудную полость декапитированной лягушки. Ввести в голосовую щель канюлю, закрепить лигатурой. Надуть легкие, рассмотреть их строение и зарисовать.
РАБОТА 2.Исследование процесса дыхания на модели Дондерса
1. Зафиксировать легкие лягушки в аппарате Дондерса. Создать в аппарате Дондерса «условия грудной клетки», откачав воздух до давления 70-80 мм ртутного столба.
Рис. 21- Механизм вдоха и выдоха на модели Дондерса
2. Наблюдать за изменениями легких при изменении давления в «плевральной полости» за счет движения «диафрагмы» – резинового дна аппарата Дондерса. Записать в тетрадь, наблюдаемые явления:
а) при опускании диафрагмы _
б) при подъеме диафрагмы _
РАБОТА 3.Наблюдение за движением мерцательного эпителия в
Глотке и пищеводе лягушки
1. У декапитированной лягушки разрежьте вдоль глотку и пищевод. Затем нанесите с острия скальпеля немного угольного порошка на слизистую. Наблюдайте продвижение угля в сторону желудка.
2. Вырежьте кусочек слизистой в начале пищевода, поместите на предметное стекло в каплю физ. раствора, внесите несколько крупинок угля. Рассмотрите под микроскопом движение угля и мерцательного эпителия слизистой.
Выводы:___________________