Опыт № 3 Тканевые и сосудистые изменения при воспалении на языке лягушки

Лягушка находится на дощечке в прежнем положении; язык лягушки расправляют над треугольным отверстием дощечки. Под малым увеличением микроскопа находят участок языка вблизи его края с хорошо выраженным капиллярным кровообращением. Затем к слизистой оболочке языка прикладывают маленький кристаллик ляписа на несколько секунд. После удаления кристалла, язык промывают дистиллированной водой. Под малым увеличением микроскопа наблюдают изменения в центре и по краям очага повреждений. Обращают внимание на особенности кровотока в сосудах, прилежащих к очагу некроза – стаз, тромбоз, замедление кровотока; по периферии (расширение артериальных сосудов и ускорение тока крови в них).

Делают выводы о соотношении альтеративных и сосудистых изменений.

Опыт № 4 Фагоцитоз птичьих эритроцитов в перитонеальном экссудате морской свинки (опыт И.И. Мечникова)

За сутки до занятия морской свинке вводят внутрибрюшинно 8‑10 мл стерильного мясо-пептонного бульона. При этом возникает асептическое воспаление, в перитонеальном экссудате скапливается большое количество макрофагов. Во время занятия морской свинке внутрибрюшинно вводят 5-8 мл 5% птичьих эритроцитов, подогретых до +38°С. Птичьи эритроциты являются объектом фагоцитоза.

Через 30-40 минут после введения птичьих эритроцитов у подопытного животного ножницами делают небольшой (3-5 мм) разрез кожи живота по средней линии. В месте разреза стерильной пастеровской пипеткой прокалывают брюшную стенку. В силу капиллярности перитонеальный экссудат заполняет пипетку. Из этого экссудата готовят 2 препарата: 1 – висячую каплю; 2 – фиксированный мазок.

Приготовление висячей капли

3-5 капель экссудата помещают на часовое стекло и смешивают с 1 каплей краски «нейтральрот» (нейтральный красный). На покровном стекле делают ободок из вазелина, а в центре его помещают каплю экссудата, смешанного с краской. Покровное стекло накрывают предметным стеклом с лункой. Затем весь препарат переворачивают покровным стеклом вверх, при этом капля экссудата повисает над лункой. Рассматривая препарат под малым увеличением, среди массы желтоватых эритроцитов находят красноватые комочки – макрофаги морской свинки, в которых уже идут процессы фагоцитоза. Поставив такой комочек в центр поля зрения, подробно рассмотреть его под большим увеличением, при этом можно наблюдать все стадии фагоцитоза птичьих эритроцитов макрофагами морской свинки.

«Нейтральрот» – индикатор, принимающий в кислой среде красный цвет. Следовательно, красноватый цвет приобретает протоплазма тех макрофагов, где уже идут процессы переваривания фагоцитированных клеток под воздействием ферментов макрофага.

Приготовление мазка

Каплю экссудата наносят на предметное стекло и с помощью стекла со шлифом делают мазок. Высохший мазок фиксируют в смеси Никифорова 15-20 минут или в метиловом спирте 3 минуты. Затем мазок заливают краской Романовского на 20-25 минут, смывают водой и, высушив, рассматривают под микроскопом с иммерсионной системой. Зарисовывают все стадии фагоцитоза.

Контроль освоения темы

Ситуационные задачи.

Задача № 1.

Больной Р. поступил в клинику по поводу туберкулезного гонита (воспаление коленного сустава). Болен в течение 2 лет. Начало заболевания связывает с ушибом коленного сустава при падении. Часто болел простудными заболеваниями. Что явилось причиной заболевания? Какие условия способствовали развитию заболевания?

Ответ. Причина – туберкулезная палочка. Развитию заболевания способствовали нарушение питания, снижающее резистентность к инфекциям, травма колена, нарушающая его местные барьерные механизмы.

Задача № 2.

Больной М., 10 лет. поступил в педиатрическое отделение больницы № 17 с жалобами на кашель с мокротой, повышение температуры до 38-39°С, общую слабость, потливость, головную боль. Болезнь связывает с тем, что накануне, на катке продрог, после чего появился кашель, и повысилась температура. При клиническом и рентгенологическом обследовании ус­тановлена левосторонняя нижнедолевая пневмония.

Что явилось непосредственной причиной болезни? Какую роль в возникновении болезни сыграло охлаждение организма? Какие механизмы реактивности обусловили снижение резистентности к данному заболеванию? Ваши предположения повышения резистентности организма к простудным заболеваниям.

Ответ. У больного пневмония, непосредственной причиной заболевания является пневмококк.

Охлаждение снизило резистентность и вызвало нарушение естественных барьеров (увеличилась проницаемость слизистой оболочки верхних дыхательных путей, снизилось количество секреторного иммуноглобулина, угнетение фагоцитоза).

Для повышения резистентности необходимо заниматься закаливанием.

Задача 3

Пациентка 42 лет обратилась к стоматологу с жалобами на пульсирующую, постоянную боль, припухлость и покраснение десны нижней челюсти, появившиеся после переохлаждения. Ощущает головную боль, общее недомогание, температура 37,5 С.

1. О каком типовом патологическом процессе идет речь?

2. На основании каких признаков можно судить о данном патологическом процессе?

Ответ:

У больной воспаление тканей пародонта, т.к. имеются его основные признаки: боль, покраснение, припухлость и температура.

Задача 4Больной П., 15 лет находится на стационарном лечении в БСМП по поводу острого лимфаденита правой подчелюстной области, возникшего после острого переохлаждения. В анамнезе у больного хронический тонзиллит, рекомендовано оперативное лечение. Состояние больного не удовлетворительное. Голова наклонена вправо. Справа в подчелюстной области пальпируется плотный инфильтрат, болезненный при пальпации. Температура тела в подмышечной впадине - 38,3ºС. Комплимент С-3 плазмы крови - 2,3 г/л (норма 1,3-1,7 г/л), НСТ - тест 40% (норма 15%), (тест восстановления тетразоля нитросинего отражает степень активации кислородзависимых механизмов бактерицидной активности фагоцитирующих клеток). С - реактивный белок в плазме крови (++), СОЭ - 35 мм/час.

Вопросы:

1. Какому патологическому процессу присущи выявленные изменения?

2. Какие симптомы общих реакций организма на воспаление вы выявили при анализе истории болезни?

3.Какие местные симптомы воспалительной реакции приведены в задаче,объясните патогенез:

а) артериальной гиперемии;

б) венозной гиперемии;

в) пролиферации в очаге воспаления

4. Приведите пример общего анализа крови:

а) при остром воспалении;

б) хроническом.

5. Особенности воспалительной реакции в период новорожденности.

Задача 5.Больной Б. 46 лет поступил в хирургическое отделение БСМП с жалобами на лихорадку до 39 градусов, пульсирующую боль в подчелюстной области справа. Заболевание началось после резкого переохлаждения четыре дня назад. Объективно – в подчелюстной области справа инфильтрат красно – синюшного цвета с участком размягчения по центру. По неотложной помощи произведено вскрытие абсцесса. При лабораторном исследовании в экссудате обнаружено высокое содержание нейтрофильных лейкоцитов. В гемограмме выявлены: ядерный сдвиг влево, ускорение СОЭ. С – реактивный белок (+++).

Вопросы:

1. Для какого воспаления, острого или хронического, более типична указанная ситуация?

2. Охарактеризуйте понятие “ Ответ острой фазы” при воспалении

3. О каких изменениях в организме свидетельствует определение С – реактивного белка в крови, динамика изменения показателей «ответа острой фазы» в разные стадии воспаления, значение для прогноза.

4. Патогенез ускорения СОЭ при воспалении

5. Особенности фагоцитоза в детском возрасте.

Задача 6.Больная Б., 27 лет, кормящая мать. Через 3 недели после родов появились боли в области левой молочной железе. Кормление этой грудью стало болезненным. На 3-й день заболевания у больной появился озноб, температура тела повысилась до 39ºС. Объективно: Состояние не удовлетворительное. Вынужденное положение тела. Левая молочная железа имеет синюшную окраску, застойно – отечная, пальпация железы болезненна. Увеличенные подмышечные регионарные лимфатические железы при пальпации также болезненны. При лабораторном исследовании выявлено: количество лейкоцитов – 12,4×109 /л; СОЭ – 35 мм/ч.

Вопросы:

Имеются ли признаки, свидетельствующие о воспалительной природе заболевания у женщины?

1. Укажите местные и общие признаки воспаления, их патогенез.

2. Что понимается под термином “ гематологический синдром ” при воспалении, его патогенез.

3. Роль иммунной системы в развитии воспаления.

4. Причины перехода острого воспаления в хроническое.

Задача 7.Больной И., 16 лет, более года страдает воспалением слизистых оболочек гайморовых пазух, за последние две недели ухудшилось общее состояние: температура тела колебалась в пределах 37,5 - 38,5ºС, усилились головные боли, дыхание через нос стало затрудненным. Слизистая оболочка носовых ходов резко гиперемирована и отечна. Носовое дыхание недостаточное. При пальпации проекции гайморовых пазух на лице – ощущается локальная боль. Со стороны крови отмечается нейтрофильный лейкоцитоз, ускорение СОЭ.

Вопросы:

1. Какой патологический процесс имеет место у больного у больного? Этиология.

2. Перечислите местные признаки воспаления у данного больного, их патогенез.

3. Какие признаки общего характера свидетельствуют о развитии воспаления?

4. Механизмы развития воспаления – медиаторы и модуляторы воспаления. Их характеристика.

5. Особенности лихорадочной реакции периода новорожденности.

Литература для преподавателей

Основная

1.Патологическая физиология [Текст]: учебник для студ. / Н. Н. Зайко, Ю. В. Быць, А. В. Атаман [и др.] изд. 2-е. М.: МЕДпресс-информ, 2004. - 640 с. - Предм. указ.: с. 621-628. - ISBN 5-98322-066-7

2.Патофизиология [Электронный ресурс]: учебник Режим доступа: http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970414798.html / Литвицкий, П.Ф М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. - 496 с.

3. Патофизиология [Электронный ресурс]: учебник: в 2 т. /– - Режим доступа: том 1 http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970410448.html.

Том 2

Режим доступа: http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970410455.html / Под ред. В.В. Новицкого, Е.Д. Гольдберга, О.И. Уразовой М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. - Т.1. - 848 с.

Т.2. - 640 с.

4.Практикум по патофизиологии: учебное пособие для студ. мед. вузов рек. УМО по мед. и фармац. образования вузов России / Башкирский гос. мед. ун-т ; сост. Д. А. Еникеев [и др.]. - Уфа : БГМУ, 2009. - 105 с. - Библиогр.: с. 104-105.

Дополнительная:

1. Атлас по патофизиологии: учеб. пособие для студ. мед. вузов 2-е изд., перераб. и доп. / Войнов В. А. - М.: МИА, 2007. 217 с

2. Патофизиология [Электронный ресурс]: этиология, патогенез, принципы терапии и профилактики болезней, патологических процессов и реакций: комплект слайдов - [Электрон. изд.]. - - 1 эл. опт. диск (CD-ROM). под ред. П.Ф. Литвицкого. - М.: ГЭОТАР-МЕД, 2004

3. Патофизиология. Задачи и тестовые задания [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие /.

Режим доступа: http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970418666.html / Под ред. П.Ф. Литвицкого - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2011. - 384 с.

4. Патофизиология. Основные понятия [Электронный ресурс]: учебное пособие / - Режим доступа: http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970416365.html / Под ред. А.В. Ефремова - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. - 256 с.

5. Патофизиология [Электронный ресурс]: руководство к занятиям: учебно-методическое пособие /

Режим доступа: http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970416341.html / Под ред. П.Ф. Литвицкого. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. - 128 с. -

Подпись

« »____________________2013

Наши рекомендации