Растительные субстанции

Аюрведическая фармакогнозия насчитывает несколько десятков тысяч лекарственных расте­ний[125], свойства и качества которых описываются исходя из вкуса, энергетической характеристики, послевкуса, воздействия на баланс трех доша и на семь тканей организма, а также исходя из осо­бой природы – возможности использования для лечения тех или иных заболеваний. Однако, при всем при этом надо понимать, что действие растений зависит не только от их вкуса, природы, послевкуса или неординарных качеств. Огромное влияние на организм оказывают мистические свойства самих растений, зависящие от формы листьев, плодов, корней и цветов, соединенного влияния планет и планеты-покровителя, духов-покровителей самого растения и места его произрастания, знания обрядов и правил сбора того или иного растения человеком, заготавливающим лекарственное сырье.

Животные субстанции

Для человека, знакомого с современным индуизмом, может показаться странным, что животные компоненты входят в состав некоторых аюрведических препаратов, а мясо многих видов животных зачастую рекомендуется в качестве ежедневной пищи, причем, не только при наличии тех или иных заболеваний, но и здоровым людям. В текстах Брихат Трийи это воспринимается как само собой разумеющееся, и авторы классических аюрведических трактатов не нуждаются даже в попытках самооправдания, в отличие от современных аюрведических врачей, находящихся под влиянием общественного мнения о «вреде убиенной пищи», сложившегося во времена доминирования на территории Индии культуры джайнов, проповедовавших вегетарианство. Именно поэтому у комментаторов на аюрведические тексты, живших после третьего-четвертого века нашей эры и ощущается такая потребность. При обсуждении наставлений Чараки молодым врачам о культивировании доброжелательности и сострадания ко всем живым существам, Чакрапани Датта[126] указывает на то, что врач не проявляет сострадание, если он прописывает своим пациентам принимать свежее мясо животных. Напротив, вполне очевидно, что он непосредственно участвует в причинении вреда живым существам, однако именно это Аюрведа и предписывает в случаях общего истощения, туберкулеза, болезней сердца или просто как часть обычного рациона человека во время, например, холодного времени года. Обсуждение этого вопроса Чакрапани Даттой (Чакрапани Датта, 1.9.29.) очень интересно, ведь оно отражает некоторые из сторон современных споров о вегетарианстве и мясоедении. Так или иначе, в конце своих комментариев он делает весьма показательное заключение: «Рекомендации медицины не предназначены для того, чтобы помочь кому-то достичь добродетели. В таком случае для чего они нужны? Они необходимы ради достижения здоровья![127]». Поэтому, хотя Аюрведа и проповедует этические нормы[128], она без колебаний включает в лечение и профилактику тех или иных заболеваний употребление мяса и алкогольных напитков.

Основными субстанциями животного происхождения, используемыми в аюрведической медицине[129], являются мускус, конкременты, кости, кожа, половые органы, шерсть, перья и внутренние органы животных, птиц, насекомых, рептилий и рыб.

Соли

Слово «Лавана» (соль) обозначает основное отличительное качество этих субстанций – соленый вкус. Описывая качества солей, Вагбхата пишет (А.Х.1.6.143-149.): «Все соли вызывают отеки, от­кры­вают мелкие поры, помогают дефекации, уравновешивают Вату, помогают пищеварению, проникают глубоко в ткани, увеличивают Капху и Питту. Из них, каменная сольслегка сладковатая, афродизиак, по­лезна для сердца, уравновешивает все три доша, легко переваривается, не горячая, полезна для здоровья, не вызывает жжения во время пе­реваривания, улучшает пищеварение. Черная соль легко переваривается, полезна для сердца, издает приятный запах, очищает отрыжку, острая после переваривания, улучшает пищеварение и придает вкус (пище). Бида лавана (разновидность черной соли[130]) – поднимает вверх и опускает вниз Питту и Вату, улучшает пищеварение, лечит запор, вялость, газы, колики и тяжесть в желудке. Морская соль сладкая после переваривания, тяжело пере­ва­ривается и увеличивает Капху. Солончаковая соль слегка горчит, острая и мылкая на вкус, глубоко проникает в ткани и усиливает внутри них секрецию[131]. Кришна лавана (разновидность черной соли) – аналогична обычной черной соли, включая запах. Ромака лавана[132] легко пе­реваривается. Соль, добываемая на месторождениях, слегка мылкая, увеличивает Капха доша и слизи, тяжело переваривается. Для медицинских целей предпочти­тельней всего использовать каменную соль».

Вайдьйа Йадавджи Трикамджи Ачарья в своей Расамритам пишет (Р.А.2.1-2.): «Каменная соль – минерал, добываемый в Пенджабе. Существует две разновидности каменной соли – белая и розоватая. Ачарья Чарака пишет, что каменная соль – лучшая из солей, применяемых наружно. Каменная соль сладкая, холодная, маслянистая, легкая, уравновешивает все три доша, приятная, улучшает пищеварение, афродизиак, полезна для сердца, полезна для глаз, не вызывает жжения во время переваривания, лечит несварение, язвы, болезни глаз и другие заболевания. Она – лучшая среди солей».

Щелочи

Термин «Кщара» (щелочь) обозначает разъедание и основывается на специфическом качестве щелочи разрушать кожу и плоть[133]. Щелочи обладают способностью укрощать все три доша, вышедшие из равновесия. Вследствие их белого цвета, они должны быть включены в категорию охлаждающих субстанций, однако, они являются порождением огня и воды, поэтому они входят в категорию веществ, которые являются и горячими и холодными одновременно. Как и все субстанции огненной природы, щелочи наделены свойствами образовывать волдыри, обжигать, разъедать, вскрывать и т.д., что не является противоречием с их изначальной природой. Они острые на вкус, горячие по природе, хорошо проникают вглубь тканей, помогают разрушать каловые камни, не полезны для здоровья, раздражающие, легко перевариваются и способствуют пищеварению, разрушающие, впитывающие, разжижающие, врачующие раны, обезболивающие и парализующие, разрушающие живые ткани, обезвреживающие яды, глистогонные, лечат слизистые накопления в кишечнике, уменьшают и иссушают жир и мокроту, возбуждают Питта доша и кровь, из-за острого и соленого вку­са вредны для семени, Оджаса, волос и глаз, лечат болезни кожи, в больших дозах разрушают мужскую силу. Вагбхата пишет (А.Х.4.7.8.): «Щелочные субстанции при смешивании с кислотой быстро становятся сладкими».

Сушрута подразделяет щелочи на две большие категории по способу медицинского применения – Пратисаранья (щелочи для наружного применения) и Пания (щелочные микстуры). Щелочь для наружного применения готовится в трех потенциях – умеренной, средней и сильной. Он пишет (С.С.1.11.16.): «Щелочи в руках неосведомленного и невежественного врача надо бояться сильнее, чем яда, огня, смертоносного оружия, удара молнии или самой смерти, в то время как в руках образованного врача она может быстро излечить болезни, при которых показано ее применение».

Описывая качества идеальной щелочи, Вагбхата пишет (А.Х.1.30.24-26.), что: «Она должна быть не слишком сильной и не слишком слабой, однородной, слизистой, быстро проникающей в ткани тела, белой, при наложении напоминать горную вершину, легко удаляться, не должна вызывать сильной боли и обильной экссудации. Она должна выполнять те же функции, что и острые хирургические инструменты или огонь. Благодаря быстрому всасыванию, способности вызывать жжение во всем теле, быстрому распространению в тканях, они достаточно быстро и без остатка удаляют вышедшие из равновесия доша. После того, как исчезла боль и доша пришли в состояние равновесного баланса, щелочи отпадают без посторонней помощи».

Вагбхата пишет[134], что щелочные субстанции не используются при увеличении Питта доша и крови, при уменьшении Вата доша, при лихорадке, диарее, болезнях головы и сердца, при анемии, анорексии, ухудшении зрения, после проведения очистительных процедур, при болезнях глаз и век. Он не рекомендует назначать щелочи тучным, беспокойным, озабоченным, беременным, во время месячных и при нарушениях менструального цикла, при загибе матки или влагалища, страдающим несварением, детям и старикам. Щелочи не наносят на артерии, суставы, Марма точки, связки, хрящи, вены, нервы, швы, на гортань, пупок, на места, незащищенные мышцами, на половой член, яички, в отверстия, проходы, в ноздри. Процедура не проводится в холод, в дождь, в жару и когда солнце скрыто за облаками.

Сушрута пишет (С.С.1.11.14-15.): «Ослабленный пациент, ребенок, пожилой человек, субтильный пациент, больной, страдающий от скопления жидкости в брюшной полости или туберкулеза, беременная женщина, женщина во время менструации, больной с высокой температурой, нарушенным мочеиспусканием, истощенный воспламенением легких, истощенный, страдающий жаждой, импотенцией, болезнями яичек, слишком опущенными или втянутыми яичками, женщина, страдающая загибом матки или пролапсом влагалища – все они непригодны к нанесению щелочи. Кроме того, щелочи не наносят на вены, нервы, суставы, хрящи, связки, швы, артерии, горло, пупок, гениталии, внешние каналы, незащищенные мышцами части тела, ногти и другие уязвимые части тела, ни при болезнях глаз, за исключением тех, которые поражают веки. Использование щелочи не даст эффекта у больного, страдающего от отека конечностей, от боли в костях, от болезней, поражающих суставы или сердце, у больного с отсутствием аппетита и пищеварительной способности, даже если ему показано их применение».

ЧАСТЬ 12

Наши рекомендации