При заболеваниях органов дыхания
Пропедевтика
Внутренних болезней
Учебное пособие для студентов
Курса педиатрического,
Медико-профилактического
И стоматологического факультетов
Часть 2
Барнаул – 2009
Печатается по решению Центрального
координационно-методического совета Алтайского
государственного медицинского университета
Составители: д.м.н., проф. Молчанов А.В., к.м.н., доц. Кузнецова А.В., к.м.н., доц. Филиппова Т.В., к.м.н., ассистент Кондакова Г.Б.
Под редакцией: д.м.н., проф. Молчанова А.В.
Пропедевтика внутренних болезней : учебное пособие для студентов 3 курса педиатрического, медико-профилактического и стоматологического факультетов. Часть 2 / Молчанов А.В., Кузнецова А.В., Филиппова Т.В., Кондакова Г.Б. – Барнаул : Издательство Алтайский государственный медицинский университет, 2009. – 228 с.
© ГОУ ВПО «Алтайский государственный
медицинский университет», 2009
© Коллектив авторов, 2009
Тема: Клиническое исследование больных
И диагностика респираторных, бронхиальных
И респираторно-бронхиальных синдромов
при заболеваниях органов дыхания
1. Актуальность темы:
Заболевания органов дыхания очень широко распространены. У каждого человека бывают эпизоды поражения бронхо-лёгочной системы, к примеру, острый бронхит на фоне ОРВИ.
Умение распознать симптомы патологии органов дыхания и, объединив их с данными функционального исследования, выделить клинический синдром – это ключ к постановке диагноза. Выделенные клинические синдромы позволят назначить больному необходимое дополнительное обследование и на основании их результатов сформулировать клинический диагноз. Своевременное выявление заболевания определяет адекватность и эффективность проводимого лечения и позволяет достичь более быстрого выздоровления.
2. Цели практического занятия:
Освоить патофизиологические механизмы, клинические проявления, лабораторную и инструментальную диагностику респираторных, бронхиальных и респираторно-бронхиальных синдромов при заболеваниях органов дыхания.
3. Задачи практического занятия:
3.1. Студент должен понимать:
· патофизиологические механизмы развития респираторных, бронхиальных и респираторно-бронхиальных синдромов при заболеваниях органов дыхания;
· механизм развития клинических проявлений этих синдромов;
· взаимосвязь клинических симптомов и синдромов с патофизиологическими и функциональными изменениями.
3.2. Студент должен знать:
· определение, классификацию, этиологию, патогенез, симптоматологию, лабораторную и инструментальную диагностику респираторных, бронхиальных и респираторно-бронхиальных синдромов при заболеваниях органов дыхания.
3.3. Студент должен уметь:
· провести расспрос больного;
· провести объективное исследование больного;
· на основании анализа и синтеза полученных данных выделить и обосновать синдромы при заболеваниях органов дыхания;
· обоснованно составлять диагностическую программу при респираторных, бронхиальных и респираторно-бронхиальных синдромах с формулировкой ожидаемых результатов.
4. Контрольные вопросы по смежным дисциплинам:
· Какие доли и сегменты имеют правое и левое лёгкое?
· Что такое лёгочный ацинус? Каково его строение и функция?
· Какие слои имеет бронхиальная стенка? Какова их функция?
· Какова патофизиологическая сущность инфильтрации лёгочной ткани, её виды?
· Что такое ателектаз лёгкого? Виды ателектазов.
· Что такое бронхоэктазы? Какие виды бронхоэктазов Вы знаете?
· Какие патоморфологические изменения происходят при эмфиземе лёгких? виды эмфиземы.
5. Контрольные вопросы по изучаемой теме:
· Синдром инфильтрации лёгочной ткани: определение, классификация, этиология.
· Жалобы больных с синдромом инфильтративного уплотнения лёгочной ткани, механизм их возникновения.
· Изменения, выявляемые при объективном исследовании у больных с синдромом инфильтративного уплотнения лёгочной ткани.
· Инструментальная диагностика инфильтративного уплотнения лёгочной ткани.
· Синдром ателектаза: определение, классификация, этиология.
· Патофизиологические механизмы формирования ателектаза, отличие от коллапса лёгкого.
· Клинические проявления ателектаза.
· Инструментальная диагностика ателектаза.
· Синдром коллапса лёгкого: определение, этиология, патогенез, дифференциация
с ателектазом, клинические проявления и инструментальная диагностика.
· Синдром эмфиземы: классификация, определение её различных форм.
· Интерстициальная эмфизема лёгких и эмфизема средостения: определение, причины, патогенез, клинические проявления.
· Основные факторы, вызывающие снижение эластических свойств лёгочной ткани при везикулярной эмфиземе.
· Механизм повреждающего действия полютантов при везикулярной эмфиземе.
· Механизм развития везикулярной эмфиземы при снижении эластических свойств лёгочной ткани.
· Механизм развития везикулярной эмфиземы при бронхиальной обструкции.
· Клинические проявления везикулярной эмфиземы.
· Инструментальная диагностика везикулярной эмфиземы.
· Синдром бронхиального раздражения: определение, клинические проявления.
· Синдром бронхиальной обструкции: определение, классификация.
· Патофизиологические механизмы бронхиальной обструкции.
· Жалобы больных с синдромом бронхиальной обструкции, механизм их возникновения.
· Изменения, выявляемые при объективном исследовании у больных синдромом бронхиальной обструкции.
· Инструментальные методы диагностики бронхиальной обструкции.
· Синдром гиперреактивности бронхов: определение, классификация, патогенез,
клиника, инструментальная диагностика.
· Бронхоэктатический синдром: определение, этиология, патогенез.
· Клинические проявления и инструментальная диагностика бронхоэктатического синдрома.
· Синдром пневмосклероза: определение, этиология и классификация.
· Клинические проявления и инструментальная диагностика синдрома пневмосклероза.
· Синдром полости в лёгком: определение, этиология, клинические проявления.
· Лабораторная и инструментальная диагностика синдрома полости в лёгком.
· Синдром отёка лёгких: определение , этиология, классификация.
· Патофизиологические механизмы формирования кардиального отёка лёгких.
· Патофизиологические механизмы формирования некардиального отёка лёгких.
· Клинические проявления и инструментальная диагностика интерстициального отёка лёгких.
· Клинические проявления и инструментальная диагностика альвеолярного отёка лёгких.
· Респираторный дистресс-синдром: этиология, патогенез.
· Клиника и оказание неотложной помощи при респираторном дистресс-синдроме.
6. Содержание учебного материала:
· Респираторные синдромы: их определение, классификация, этиология, патогенез, клинические проявления и инструментальная диагностика.
· Бронхиальные синдромы: определение, классификация, этиология, патогенез, клинические проявления и инструментальная диагностика.
· Респираторно-бронхиальные синдромы: их определение, классификация, этиология, патогенез, клинические проявления и инструментальная диагностика.
7. Информационные материалы:
Клинический синдром – это совокупность клинических проявлений (симптомов), объединённых общим механизмом развития.
В основу классификации клинических синдромов при заболеваниях органов дыхания положено первичное поражение определённых структур бронхо-лёгочной системы.
По этому принципу все синдромы разделены на 7 больших групп:
- Респираторные
- Бронхиальные
- Респираторно-бронхиальные
- Плевральные
- Сосудистые
- Синдром дыхательной недостаточности
- Синдром нарушения регуляции дыхания.
В зависимости от характера патологического процесса респираторные синдромы подразделяют следующим образом:
- синдром инфильтрации лёгочной ткани;
- синдром ателектаза лёгкого;
- синдром коллапса лёгких;
- синдром эмфиземы лёгких.