Обучение и управление движениями

Овладение современной техникой выполне­ния упражнений — одно из главных направлений правильно организованного процесса занятий.

Техника выполнения двигательного действия — это определенный способ выполнения движений для достижения поставленной двигательной зада­чи, посредством управления, сформированной для данного случая и в данных условиях необходимой и достаточной биомеханической конструкции.

Следует также говорить о процессе овладения определенной техникой выполнения двигательных действий в ходе проведения занятий аэробикой. Определим этот процесс, как процесс обучения двигательным действиям, направленный на соз­нательное изменение поведения занимающегося в соответствии с задачами его деятельности.

Так как решение стоящих перед занимающим­ся задач происходит в процессе выполнения опре­деленных движений, то в нашем случае мы гово­рим о процессе обучения произвольным двига­тельным действиям и способах их использования.

С физиологической точки зрения процесс ов­ладения определенным способом выполнения движения (техникой движения) связан с измене­ниями или стабильностью выполнения моторных программ в результате многократного повторения упражнений. Моторные программы представляют собой гипотетические функциональные образова­ния, но их существование может быть гарантиро­вано с той же степенью уверенности, что и сущест­вование воспоминаний, убеждений и т.п.





Обучение

Можно предположить, что при выполнении занимающимся определенных движений или пе­ремещений, работают некие программы действий, каждая из которых базируется на моторной про­грамме, хранящиеся в памяти человека. Програм­ма действия — это модель того, что произойдет с организмом в будущем, ее можно рассматривать как формирование логики, алгоритма, функцио­нальной структуры в предстоящем двигательном действии.

Возможность осуществлять осознанные дви­жения предполагает, что человек имеет возмож­ность управлять, с большей или меньшей точно­стью, целенаправленными движениями всего тела или его отдельными частями.

Высказано предположение, что цель движе­ния, которая решается при действии отдельных частей тела (сформированной биомеханической конструкции для решения двигательной задачи, называемой также биомеханизмом, Шалмановы, 1990), воспринимается сознанием, следовательно, возможно сознательное управление и изменение этих явлений.

Проблема обучения сложным двигательным действиям решается в целом на основе умелой ор­ганизации занимающихся и реализации принци­пов доступности и индивидуализации, система­тичности и последовательности. Однако, кроме общепедагогических принципов, следует обратить внимание на современную физиологическую ос­нову управления и обучения движениями.

По общепринятому определению, обучением называют такие изменения поведения, которые нельзя объяснить ни процессом созревания разви­вающегося организма, ни утомлением, ни измене­ниями сенсорной информации (Хайнд, 1975).

При обучении, в нейробиологическом плане, речь идет о таком поведении, которое представляет собой активность организма в целом и находится

под контролем центральных систем (Шеперд, 1987). Сюда не относится активность отдельных структур периферической нервной системы или отдельных участков двигательных или сенсорных путей.

С обучением тесно связана память, которую можно определить как хранение и извлечение ин­формации о прошлом опыте, которую можно из­влечь сознательно.

Обучение и память — это функции централь­ных систем, управляющих поведением в целом.

Память необходима для обучения, так как она представляет собой механизм, с помощью которого прошлый опыт накапливается и может становиться источником адаптивных изменений поведения.

Процессы, связанные с хранением, извлече­нием и изменением моторных программ, управля­ющих произвольными целенаправленными дви­жениями, осуществляются только сознательно. Они подчиняются тем законам, которые имеют место в нейронных сетях головного мозга.

Процесс обучения, который, по-видимому, связан с временной памятью, отличается от состо­яния обученности, связанного с долговременной памятью.

В процессе обучения должно существовать из­меримое различие между поведением до какого-то вполне определенного события и после него. Это различие должно касаться отделов нервной систе­мы, ответственных за специфическое поведение, а не просто общего состояния организма. Сюда не от­носятся такие изменения, как, например, повыше­ние метаболизма или рост; изменение не должно также быть связано с процессами развития или со­зревания, с утомлением, повреждением или нор­мальной адаптацией рецепторов и нервных волокон.

В настоящее время принято считать, что все сознательные двигательные действия выполняют­ся на основе моторных программ, хранящихся в долговременной памяти человека.



Обучение и управление движениями - student2.ru Обучение и управление движениями - student2.ru Обучение и управление движениями - student2.ru Схема тела

Программа действия по реализации опреде­ленной моторной программы должна строиться, по крайней мере, на трех основных детерминан­тах: 1 — доминирующей на текущий момент моти­вации, 2 - прошлом жизненном опыте (долговре­менная память) и 3 - оценке текущей ситуации и удержании ее в кратковременной памяти.

Как полагают многие исследователи, для реа­лизации моторных программ мозг должен уметь формировать внутреннее представление об акту­альном окружении (модель мира), а также иметь представление о собственном теле, его структур­ной организации, его сенсорных и моторных воз­можностях и т.п. (модель самого себя). В пользу предположения о том, что в процессах регуляции позы и движений участвует внутренняя модель те­ла свидетельствуют накопленные в клинической и психологической литературе данные о так называ­емой "схеме" тела.

Как всем известно, о положении и движениях головы, конечностях и всего тела мы обычно узна­ем без помощи зрения. Даже при закрытых глазах мы знаем, вытянута или согнута у нас рука или но­га, повернута голова вперед или вбок, стоим ли мы прямо. Эту информацию о положении и движени­ях тела и его различных частей доставляет в мозг сенсорная система. Рецепторы этой сенсорной си­стемы находятся в мышцах и суставных сумках, а также в вестибулярном аппарате внутреннего уха. Эти рецепторы получили название проприоцепто-ров; это значит, что они информируют нас о состо­янии нашего собственного тела.

Не все элементы статической и кинетической информации (т.е. информации о положении и движениях тела) достигают большого мозга. Гене­рируемые в проприоцепторах импульсы могут ак­тивировать врожденные автоматизмы, приводя­щие к рефлекторной деятельности, которая регу­лируется не корой, а продолговатым или средним

Внешняя ориентация

мозгом; иногда эти импульсы даже прямо прово­дятся к передним рогам спинного мозга. Некото­рые движения, связанные с прямостоянием, со­вершаются автоматически. Реакции, связанные с тонким регулированием положения тела и головы, доходят до сознания с задержкой или же не дохо­дят вовсе. Таким образом, некоторые процессы, происходящие в проприоцептивном анализаторе, остаются неосознанными. Та часть информации, которая осознается человеком, проходит посред­ством проприоцептивных импульсов по сложному пути, самовозбуждающемуся кольцевому пути, который включает сенсорные и моторные зоны коры, определенные группы нейронов в стволе мозга (анатомы назвали их базальными ганглия­ми), нейроны таламуса и мозжечковые структуры. Эту реверберационную систему, которая связана с управлением схемой тела, неврологи называют эк­страпирамидной системой. Влияние мышечного утомления, какие-либо изменения в опорно-дви­гательном аппарате (например, изменение весо-ростовых показателей) будут оказывать прямое влияние на работу данной системы.

Кроме схемы тела при управлении движения­ми необходима ориентация во внешнем мире, при­вязка к месту и времени. Для выполнения даже та­кого простого двигательного акта, как захватыва­ние предмета, необходима координация между зрительным и тактильным восприятием простран­ства. Для этого нужно, чтобы существовал участок (или участки), где интегрировались бы эти две мо­дальности. По-видимому, важным участком, где интегрируются зрительные и тактильные воспри­ятия, служит задняя область теменной коры.

Высказано предположение, что в гиппокампе содержится "когнитивная карта", в которой как бы отмечены места различных прошлых событий. Можно добавить, что в гиппокампе хранится ком­бинированная информация о месте и времени



Обучение и управление движениями - student2.ru Обучение и управление движениями - student2.ru Текущая ситуация

Наши рекомендации