Тема: Звуковые единицы языка
II. Содержание программы
2.1. Наименование тем лекционных занятий и их содержание
№ | Наименование раздела, темы | Содержание |
Звуковые единицы языка | Предмет, задачи, методы исследования фонологии, место фонетической системы в структуре языка, виды единиц языка, их дискретность, отношения между ними. Иерархические связи единиц разных уровней. Синтагматические и парадигматические отношения, существующие между единицами языка одного уровня. Понятие о фонеме, ее дифференциальных и интегральных признаках. Теории тождества фонемы различных фонологических школ. Дистрибуция фонем. | |
Троякий аспект звуков речи | Определение аспектов: анатомо-физиологический (биологический), акустический (физический), лингвистический (функциональный). Анатомо-физиологический аспект, деятельность речевых анализаторов, активные и пассивные артикуляционные органы, их функции в звукообразовании. Психофизиологический механизм формирования произношения. Акустический аспект. Качественные характеристики звуков речи (высота, сила, тембр). Высота звуков, ее единицы, выражение. Сила звуков (интонация), ее выражение в амплитуде колебаний, единица измерения уровней силы звука. Тембр звука. Определение, механизм. Понятие резонанса. Количественные характеристики звуков. Длительность, ее фонетические и фонологические типы. Лингвистический аспект. Учение о фонеме. Различные методы фонетико-фонологических исследований: акустические, физиологические и комбинированные (кимографический, осциллографический, спектрографический, метод палатограмм, рентгенографии, кинофотосъемки). Комбинирование экспериментальных методов. | |
Согласные звуки | Условия образования согласных. Акустические и артикуляционные характеристики согласных звуков. Система согласных фонем, их классификация. | |
Звенья звукового потока | Фраза, речевой такт (синтагма, фонетическое слово). Слог как минимальная произносительная единица. Определение слога; его природа; критерии слогоделения. Теории, определяющие природу слога: экспираторная, сонорная, теория мускульного напряжения. Типы слогов. Просодические или дифференциальные признаки слога и последовательности слогов («Сверхсегментные или суперсегментные фонемы»). Ударение как различительный просодический признак слога. | |
Ударение | Типы ударений: логическое (синтагматическое), словесное, постоянное и свободное. Фонетическая природа ударения. Фонетические средства ударения: длительность, сила, качество гласного, высота тона. Место ударения в слове. Синтагматическое ударение. Речевой такт и фонетическое слово, ударение в них. Ударение выделенное, логическое и эмфатическое. Паузы, ритм речи. | |
Интонация | Определение интонации: признаки, ее составляющие. Типы интонаций. Интонема. Основные характеристики интонационных конструкций (ИК). Особенности интонации как звукового средства речи. Методика, ее различные функции. Длительность (темп). Интенсивность. |
2.2. Наименование тем практических (семинарских, лабораторных) занятий и их содержание
№ | Наименование раздела, темы | Содержание |
Изменение фонем |
| |
Согласные звуки |
|
Самостоятельная работа слушателей
Тема: Звуковые единицы языка
Вопросы и задания
1. Проведите два несложных эксперимента с детьми-дошкольниками. Прочтите испытуемым два приведенных ниже текста. Попытайтесь проинтерпритировать результаты опытов с точки зрения фоносемантики.
1.1. «Жили-были два брата. Один был большой, рослый, а другой маленький, худенький. Одного звали Тим, а другого Том. Как вы думаете как звали большого? А как маленького?»
1.2. В одном лесу жили два зверя. Один был ласковый, добрый, хороший, а другой – злой, жадный, вредный, нехороший. Одного звали Лиэмень, а другого Ущербурх. Как вы думаете, как звали большого? А как маленького?
2. Какой смысл может быть приписан фразе «Глокая куздра штеко будланула бокра и кудрячит бокренка»?
3. Дайте анализ фонетической стороне речи ребенка на материале диалога взрослого с ребенком:
—Как тебя, девочка, зовут?
—Малина (т.е. Марина).
—Малина?
—Нет, Малина.
—Ну, я и говорю — Малина!
—Малина, Малина!
—А, так тебя Мариной зовут?
—Да, Малиной!
4. Прочтите два отрывка из стихотворений В. Орлова «Близкие слова» и «Нелживые слова» и определите, какие фонетические механизмы в них описаны.
Слова «резня» и «розни»
Всегда живут в приязни,
А в тихом слове «козни»
Живет зародыш «казни»…
Едва напишите ПАЛАЧ –
И тут же раздается ПЛАЧ.
Едва напишите ЖИЛЬЕ
И вот является ЖУЛЬЕ.
Произнесите: ДАР и ПОИСК-
И тут как тут: УДАР и ПРОИСК.
5. Провести обследование 2-3 дошкольников на предмет фонетической стороны речи. Обсудить полученные результаты в группе. Полученные результаты представить в «Экране по звукопроизношению».
6. Составить рекомендации для родителей по коррекции фонетической стороны речи.
7. Законспектируйте и обсудите в группе 14 основных правил красивой речи (И.А. Поварова. Практикум для заикающихся: учимся говорить правильно и красиво).
Тема: Гласные звуки
Вопросы и задания
1. Провести классификацию гласных звуков русского языка с учетом анатомо-физиологических особенностей их образования. Воспользоваться учебным пособием «Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению»/Под ред Т.В. Волосовец. М., 2000.
2. Построить речевые профили гласных звуков.
Тема: Согласные звуки
Вопросы и задания
- Провести классификацию согласных звуков русского языка с учетом анатомо-физиологических особенностей их образования. Воспользоваться учебным пособием «Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению»/Под ред Т.В. Волосовец. М., 2000.
- Построить речевые профили согласных звуков.
- Подобрать комплексы артикуляционных упражнений для постановки основных дефектных групп звуков.
- Подобрать речевой и картинный материал для обследования «проблемных» звуков у дошкольников-логопатов. Аргументировать свой выбор. Возможно использование материала «Альбома для логопеда» Иншаковой и книги «Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников» Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой, Т.Б. Филичевой.
- Составить план-конспект индивидуального занятия по коррекции одного из проблемных звуков у дошкольников.
- Проанализируйте ситуации, в которых имеются возможности для развития способностей (речевых и интеллектуальных) ребенка с нарушениями речи.
- Подберите чистоговорки для отработки навыков «чистого» звукопроизношения.
Тема: Транскрипция
Вопросы и задания
1. Познакомиться с особенностями транскрипции в русском языке.
2. Записывать с помощью транскриптов слова разной фонетической структуры.