Тема: Звуковые единицы языка

II. Содержание программы

2.1. Наименование тем лекционных занятий и их содержание

Наименование раздела, темы Содержание
Звуковые единицы языка Предмет, задачи, методы исследования фонологии, место фонетической системы в структуре языка, виды единиц языка, их дискретность, отношения между ними. Иерархические связи единиц разных уровней. Синтагматические и парадигматические отношения, существующие между единицами языка одного уровня. Понятие о фонеме, ее дифференциальных и интегральных признаках. Теории тождества фонемы различных фонологических школ. Дистрибуция фонем.
Троякий аспект звуков речи Определение аспектов: анатомо-физиологический (биологический), акустический (физический), лингвистический (функциональный). Анатомо-физиологический аспект, деятельность речевых анализаторов, активные и пассивные артикуляционные органы, их функции в звукообразовании. Психофизиологический механизм формирования произношения. Акустический аспект. Качественные характеристики звуков речи (высота, сила, тембр). Высота звуков, ее единицы, выражение. Сила звуков (интонация), ее выражение в амплитуде колебаний, единица измерения уровней силы звука. Тембр звука. Определение, механизм. Понятие резонанса. Количественные характеристики звуков. Длительность, ее фонетические и фонологические типы. Лингвистический аспект. Учение о фонеме. Различные методы фонетико-фонологических исследований: акустические, физиологические и комбинированные (кимографический, осциллографический, спектрографический, метод палатограмм, рентгенографии, кинофотосъемки). Комбинирование экспериментальных методов.
Согласные звуки Условия образования согласных. Акустические и артикуляционные характеристики согласных звуков. Система согласных фонем, их классификация.
Звенья звукового потока Фраза, речевой такт (синтагма, фонетическое слово). Слог как минимальная произносительная единица. Определение слога; его природа; критерии слогоделения. Теории, определяющие природу слога: экспираторная, сонорная, теория мускульного напряжения. Типы слогов. Просодические или дифференциальные признаки слога и последовательности слогов («Сверхсегментные или суперсегментные фонемы»). Ударение как различительный просодический признак слога.
Ударение Типы ударений: логическое (синтагматическое), словесное, постоянное и свободное. Фонетическая природа ударения. Фонетические средства ударения: длительность, сила, качество гласного, высота тона. Место ударения в слове. Синтагматическое ударение. Речевой такт и фонетическое слово, ударение в них. Ударение выделенное, логическое и эмфатическое. Паузы, ритм речи.
Интонация Определение интонации: признаки, ее составляющие. Типы интонаций. Интонема. Основные характеристики интонационных конструкций (ИК). Особенности интонации как звукового средства речи. Методика, ее различные функции. Длительность (темп). Интенсивность.

2.2. Наименование тем практических (семинарских, лабораторных) занятий и их содержание



Наименование раздела, темы Содержание
Изменение фонем
  1. Позиционные изменения фонем.
  2. Комбинаторные изменения фонем.
Согласные звуки
  1. Условия образования согласных.
  2. Акустические и артикуляционные характеристики согласных звуков.
  3. Система согласных фонем, их классификация.

Самостоятельная работа слушателей

Тема: Звуковые единицы языка

Вопросы и задания

1. Проведите два несложных эксперимента с детьми-дошкольниками. Прочтите испытуемым два приведенных ниже текста. Попытайтесь проинтерпритировать результаты опытов с точки зрения фоносемантики.

1.1. «Жили-были два брата. Один был большой, рослый, а другой маленький, худенький. Одного звали Тим, а другого Том. Как вы думаете как звали большого? А как маленького?»

1.2. В одном лесу жили два зверя. Один был ласковый, добрый, хороший, а другой – злой, жадный, вредный, нехороший. Одного звали Лиэмень, а другого Ущербурх. Как вы думаете, как звали большого? А как маленького?

2. Какой смысл может быть приписан фразе «Глокая куздра штеко будланула бокра и кудрячит бокренка»?

3. Дайте анализ фонетической стороне речи Тема: Звуковые единицы языка - student2.ru Тема: Звуковые единицы языка - student2.ru ребенка на материале диалога взрослого с ребенком:

—Как тебя, девочка, зовут?

—Малина (т.е. Марина).

—Малина?

—Нет, Малина.

—Ну, я и говорю — Малина!

—Малина, Малина!

—А, так тебя Мариной зовут?

—Да, Малиной!

4. Прочтите два отрывка из стихотворений В. Орлова «Близкие слова» и «Нелживые слова» и определите, какие фонетические механизмы в них описаны.

Слова «резня» и «розни»

Всегда живут в приязни,

А в тихом слове «козни»

Живет зародыш «казни»…

Едва напишите ПАЛАЧ –

И тут же раздается ПЛАЧ.

Едва напишите ЖИЛЬЕ

И вот является ЖУЛЬЕ.

Произнесите: ДАР и ПОИСК-

И тут как тут: УДАР и ПРОИСК.

5. Провести обследование 2-3 дошкольников на предмет фонетической стороны речи. Обсудить полученные результаты в группе. Полученные результаты представить в «Экране по звукопроизношению».

6. Составить рекомендации для родителей по коррекции фонетической стороны речи.

7. Законспектируйте и обсудите в группе 14 основных правил красивой речи (И.А. Поварова. Практикум для заикающихся: учимся говорить правильно и красиво).

Тема: Гласные звуки

Вопросы и задания

1. Провести классификацию гласных звуков русского языка с учетом анатомо-физиологических особенностей их образования. Воспользоваться учебным пособием «Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению»/Под ред Т.В. Волосовец. М., 2000.

2. Построить речевые профили гласных звуков.

Тема: Согласные звуки

Вопросы и задания

  1. Провести классификацию согласных звуков русского языка с учетом анатомо-физиологических особенностей их образования. Воспользоваться учебным пособием «Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению»/Под ред Т.В. Волосовец. М., 2000.
  2. Построить речевые профили согласных звуков.
  3. Подобрать комплексы артикуляционных упражнений для постановки основных дефектных групп звуков.
  4. Подобрать речевой и картинный материал для обследования «проблемных» звуков у дошкольников-логопатов. Аргументировать свой выбор. Возможно использование материала «Альбома для логопеда» Иншаковой и книги «Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников» Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой, Т.Б. Филичевой.
  5. Составить план-конспект индивидуального занятия по коррекции одного из проблемных звуков у дошкольников.
  6. Проанализируйте ситуации, в которых имеются возможности для развития способностей (речевых и интеллектуальных) ребенка с нарушениями речи.
  7. Подберите чистоговорки для отработки навыков «чистого» звукопроизношения.

Тема: Транскрипция

Вопросы и задания

1. Познакомиться с особенностями транскрипции в русском языке.

2. Записывать с помощью транскриптов слова разной фонетической структуры.

Наши рекомендации