Классификация видов мышления

По форме:

По мере развития психики человека в процессе его социализации, мышление последовательно проходит четыре стадии.

1. Наглядно-действенное – познание реальности проис­ходит в процессе взаимодействия человека с объектами и пре­образования ситуации, т.е. в процессе непосредственных действий с объектом. Имеется у детей с рождения до 1,5 лет.

2. Наглядно-образное – познание объективной реально­сти происходит на основании образов воспри­ятия и наглядного представления объекта. Задачи решаются с помощью существующего, реального объекта. Формирование в возрасте от 1,5 — до 7 лет.

3. В образном мышлении, которое наиболее развито у художников, дизайнеров, рекламистов, портных, парикмахеров и архитекторов, материалом для решения задачи являются не понятия, а образы – чаще зрительные (у музыкантов – слуховые). Они либо извлекаются из памяти, либо воссоздаются воображением. Преобладающую роль в этом виде мышления играет правое полушарие человека. Отличие от предыдущего этапа является широкое использование словесных конструкций в формировании и преобразовании образов, а также использование отвлеченных понятий.

4. Абстрактно-логическое – отражение связей и отноше­ний путем оперирования в уме понятиями. Здесь вскрываются такие явления, закономерности, причинно-следственные связи, кото­рые не поддаются чувственному, наглядно-действенному и об­разному познанию.

Например, термины этики «справедливость» и «совесть», математические термины «степень» и «производная», экономические термины «баланс» или «прибыль», являются абстрактными понятиями и не могут восприниматься человеком непосредственно его органами чувств. Формируется с 7 лет.

По степени развернутости:

1. Аналитическое – осуществляется путем логических умо­заключений.

2. Интуитивное – непосредственно, как «ясное видение» закона. Интуицию чаще связывают с прошлым опытом, о кото­ром человек забывает, и подсознательно знает, что правильно именно так, а не иначе. Как правило, интуитивное мышление основывается на знакомстве с основными знаниями в данной области и с их структурой, и это дает ему возможность осуще­ствляться в виде скачков, быстрых переходов, с пропуском от­дельных звеньев. Поэтому выводы интуитивного мышления ну­ждаются в проверке аналитическими средствами.

По содержанию используемых средств:

1. Вербальное – характерно для лиц, хорошо справляю­щихся со знаково-символическими задачами, но плохо даются образные задачи.

2. Невербальное – характерно для лиц, хорошо справляю­щихся с образными задачами, но плохо даются знаково-симво­лические задачи.

По степени новизны:

1. Репродуктивное – специфику этого типа мышления можно охарактеризовать как поиск и установление связей и отношений между готовыми продуктами мыслительной деятельности, которые фиксированы в знаковой форме. Данный тип предполагает интенсивную мыслительную деятельность.

2. Продуктивное (творческое) – это мышление, результатом которого является открытие принципиально нового или усовершенствованного решения той или иной задачи. Творческое мышление направлено на создание новых идей.

Способностью к творческому мышлению в какой-то мере обладает, наверное, каждый. В детстве, когда преобладает образное мышление, эта способность часто проявляется в рисунках, лепках, построениях из подручных материалов, в подростковом возрасте многие пишут стихи, а в зрелом она, как правило, помогает решать прикладные задачи разного уровня (от повседневных до научно-технических и так далее).

Творческое мышление отличается оригинальностью, гибкостью, образностью. В основе творческого мышления лежит синтез логического мышления и воображения. Эти процессы являются не взаимоисключающими, а взаимодополняющими, но их роль неодинакова на разных этапах творческого процесса.

Можно выделить следующие основные характеристики творческого мышления:

1. Зоркость в поисках: в потоке внешних раздражителей большинство людей обычно воспринимают лишь то, что укладывается в "координатную сетку" уже имеющихся знаний и представлений, а остальную информацию бессознательно отбрасывают. На восприятие влияют привычные структурные установки, оценки, чувства, а также комфортность по отношению к общепринятым взглядам и мнениям. Для творческого мышления характерна способность увидеть то, что не укладывается в рамки ранее "усвоенного".

2. Способность к свертыванию мыслительных операций: в процессе мышления нужен постепенный переход от одного звена в цепи рассуждений к другому. Иногда из-за этого не удается мысленным взором охватить всю картину целиком, все рассуждения.

3. Способность к переносу: весьма существенна способность применить навык, приобретенный при решении одной задачи, к решению другой, то есть умение отделить специфический аспект проблемы от неспецифического, переносимого в другие области. Это, по сути, способность к выработке обобщающих стратегий. Поиски аналогий - это и есть выработка обобщающей стратегии, необходимое условие переноса навыка или идеи.

4. Цельность восприятия: этим термином обозначается способность воспринимать действительность целиком, не дробя (в отличие от восприятия информации мелкими независимыми "порциями").

5. Готовность памяти: когда человек ищет решение проблемы, он может рассчитывать лишь на ту информацию, которую в данный момент воспринимает, и которую может извлечь из памяти, в таких случаях говорят о сообразительности, то есть о готовности памяти "выдать" нужную информацию в нужную минуту. Готовность памяти – это одно из важнейших условий продуктивного мышления.

6. Способность к оценочным действиям: чрезвычайно важна способность к оценке, к выбору одной из многих альтернатив до ее проверки. Оценочные действия проводятся не только по завершении работы, но и по ее ходу; они служат вехами на пути творческих исканий, отделяющих различные этапы и стадии творческого процесса.

7. Беглость речи.

8. Гибкость мышления.

9. Способность к доведению дела до конца.

10. Профессиональные способности.

Творческим обычно называют человека, совершившего научное открытие, гениальное изобретение или создавшего произведение искусства, то есть совершившего творческий акт, который был высоко оценен большинством, а также человека неординарного в своем восприятии действительности и реакции на нее.

По способу решения задачи:

1. Конвергентное – поиск единственно правильного реше­ния задачи.

2. Дивергентное – поиск оригинального решения задачи из нескольких возможных вариантов («веерообразный» поиск).

I.

II.

III.

IV.

V.

По типу решаемых задач:

1. Теоретическое – познание законов и правил. Пользуясь этим видом мышления, человек в процессе решения задачи обращается к понятиям, готовым знаниям, полученным другими людьми, как правило, сам не имея опыта в решении данной задачи.

2. Практическое – разработка средств к решению, постановка цели, создание плана, схемы последовательности действий. Материалом, который использует человек при практическом мышлении, являются не понятия, суждения и умозаключения, а образы. Они извлекаются из памяти или творчески воссоздаются воображением. В ходе решения мыслительных задач соответствующие образы мысленно преобразуются так, чтобы человек в результате манипулирования ими смог непосредственно усмотреть решение интересующей его задачи.

Наши рекомендации