Тема: Психофизиологические основы построения профессий

ФАЖТ

ФГБОУ ВПО Сибирский государственный университет путей сообщения

Кафедра социальной психологии управления

Курс «ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Рабочая тетрадь

_______________

(Ф.И.О. студента)

гр. УПБ- _________

Проверил: ___________________________

(должность,

_______

ФИО преподавателя)

Новосибирск, 2011г.

Практическое занятие 2

Тема: Введение в курс «Психофизиология профессиональной деятельности»

Задание 1:Заполните таблицу «Электрофизиологические методы исследования».

Название метода, его расшифровка Необходимое оборудование Диагностические возможности метода (что можно исследовать)
ЭЭГ –      
ТМГ –      
РЭГ –      
ЭОГ –      
ЭМГ –      
КГР –      
ЭКГ –      

Практическое занятие 3

Тема: Общий план строения нервной системы человека

Задание 2:Заполните таблицу «Функции основных отделов головного мозга»

Отдел мозга Анатомическая структура Функции
Конечный мозг Большие полушария (кора)    
Базальные ганглии      
Гиппокамп    
Промежуточный мозг Гипоталамус    
Таламус    
Гипофиз    
Ретикулярная формация    
Средний мозг Крыша, покрышка, четверохолмие    
Задний мозг Продолговатый мозг      
Варолиев мост    
Мозжечок    

Практическое занятие 4

Тема: Основные физиологические процессы – возбуждение и торможение

Задание 3:Подпишите на рисунке основные структурные элементы нейрона

Тема: Психофизиологические основы построения профессий - student2.ru

Задание 4:Заполните таблицу «Медиаторы нервной системы человека»

Медиатор Место синтеза Функции
Ацетилхолин (АЦХ)    
Дофамин    
Норадреналин    
Серотонин    
Гистамин    
Глицин    
ГАМК    
Глутамат    

Практическое занятие 5

Тема: Физиологическая регуляция функций и поведения

Задание 5:Подпишите на рисунке основные элементы рефлекторной дуги

Тема: Психофизиологические основы построения профессий - student2.ru

Задание 6:Заполните таблицу «Гормоны и их физиологический эффект»

Название железы, анатомическая структура Продуцируемые гормоны Физиологический эффект гормонов
Гипофиз
Передняя доля АКТГ        
ТТГ        
Соматотропин        
Фолликуло-стимулирующий гормон  
Лютеинизирующий гормон    
Пролактин        
Задняя доля Окситоцин        
Вазопрессин        
Щитовидная железа
Левая, правая, пирамидная доли Тироксин, трийодтиронин, тиреокальцитонин  
Паращитовидные железы
Левая, правая Паратгормон        
Поджелудочная железа
Островки Лангерганса Инсулин        
Глюкагон        
Надпочечники
Корковый слой Альдостерон        
Кортизон        
Эстрогены, андрогены, прогестерон  
Мозговой слой Адреналин  
Норадреналин      

Практические занятия 7, 8

Тема: Психофизиологические основы построения профессий

Задание 7:Используя должностную инструкцию специалиста по персоналу, опишите заданную профессию по приведенной схеме.

Название должности: __________________

1. Описание перечня обязанностей

Цель деятельности (что в итоге должно получиться?)________________________

____

Задачи деятельности специалиста или обязанности по должностной инструкции (что должен делать?) _______________

____

Для решения этих задач специалист должен:

- собирать информацию о _____________ ____

____

- передавать информацию ___, в том числе с помощью современных технических средств ________________________________

- анализировать информацию о _________

____

- преобразовывать информацию (разрабатывать проекты, решения и т.п.) _________

____

____

- составлять документы _______________

____

- устанавливать контакты со специалистами:

- внутри организации ____________

- с внешними организациями ______

- осуществлять совместную деятельность со специалистами:

- внутри организации _____________

- со специалистами внешних организаций ________________________________

- отстаивать свою точку зрения перед аудиторией _____________________________

Операциональная составляющая деятельности.

Описание выполняемых действий и используемых в связи с этим средств деятельности (например, сбор информации может осуществляться на основе имеющейся по конкретному вопросу нормативной документации, литературе или с помощью информационных систем, обработки входящей корреспонденции, публикаций в средствах массовой информации и т.п.). ______________________

Перечень конкретных навыков, умений, знаний, необходимых для выполнения работы:

□ пользование информационными системами

□ работа с использованием оргтехники

□ умения, связанные с делопроизводством

□ навыки делового общения

□ другие (перечислить, какие):

__________________

□ знание документов (перечислить основные):

_______________

□ знание процедур (перечислить, какие):

_______________

Организационные основы деятельности.

Режим работы _________________

Работа:

□ в одном помещении

□ в одном здании

□ на разных территориях

1.4.3 Перед кем и за что отвечает:

_________________________

1.4.4 Имеются ли в подчинении исполнители (их количество) __________________

1.4.5 Форма оплаты труда и материального поощрения

_____

1.4.6 Степень самостоятельности в постановке производных целей (самостоятельность в определении целей собственной деятельности):

□ сам определяет

□ большей частью

□ иногда

□ никогда

1.4.9 Степень делегирования специалисту основных управленческих функций в общей структуре деятельности

  Не имеет подобных полномочий Частично В полном объеме
Планирование собственной деятельности      
Планирование работы коллектива      
Организация собственной деятельности      
Организация деятельности коллектива      
Контроль результатов собственной деятельности      
Контроль результатов деятельности других членов коллектива      
Отсутствует/незначительная/высокая степень координированности собственной деятельности с другими      

1.4.7 Степень самостоятельности в принятии решений:

□ в отношении всех проблем в рамках своей компетенции

□ в отношении большей части проблем

□ иногда

□ никогда

2. Требования к некоторым психическим процессам.

Работа предполагает:

□ частую смену видов деятельности,

□ частую смену объектов деятельности

□ высокую концентрацию внимания

□ темп деятельности (высокий, средний, низкий)

□ деятельность в условиях неопределенности в отношении условий, задач, способов, средств их решения:

□ требует кратковременного запоминания информации

□ требует долговременного запоминания информации (в значительных/средних/незначительных объемах)

  • оперативное воспроизведение информации

□ по широкому кругу вопросов

□ по ограниченному кругу вопросов

□ по узкому кругу вопросов

  • волевую регуляцию эмоционального состояния:

□ часто

□ иногда

□ редко

  • деятельность при возможности санкций со стороны партнеров по взаимодействию

□ при наличии принципиальных противоречий

□ при возникновении даже незначительных трений

  • типичные противоречия при взаимодействии по

□ вертикали

□ горизонтали

  • стандартизованность решаемых задач

□ высокая

□ средняя

□ низкая

Ошибка при выполнении профессиональных обязанностей выявляется:

□ легко и сразу

□ выявление затруднено

□ имеет отдаленные последствия

Ошибка при выполнении профессиональных обязанностей имеет, как правило:

□ значительные социальные последствия

□ ограниченные социальные последствия

□ особых последствий не имеет

□ как когда

Работа осуществляется в условиях, препятствующих концентрации внимания часто/редко/никогда

Работа осуществляется в условиях, провоцирующих перевозбуждение часто/редко/никогда

Профессиональные задачи осуществляются на воне противодействия других людей часто/редко/никогда

3. Профессиональная подготовка

Требования к уровню профессиональной подготовки

_____

Формы профессиональной подготовки

_____

Возможности и формы повышения квалификации

_____

Дополнительные замечания

____________________

Задание 8:Изучите представленный ниже фрагмент профессиограммы начальника отдела кадров и разработайте самостоятельно фрагмент аналитической профессиограммы для выполнения указанных функций.

Наши рекомендации