Тема: Психофизиологические основы построения профессий
ФАЖТ
ФГБОУ ВПО Сибирский государственный университет путей сообщения
Кафедра социальной психологии управления
Курс «ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Рабочая тетрадь
_______________
(Ф.И.О. студента)
гр. УПБ- _________
Проверил: ___________________________
(должность,
_______
ФИО преподавателя)
Новосибирск, 2011г.
Практическое занятие 2
Тема: Введение в курс «Психофизиология профессиональной деятельности»
Задание 1:Заполните таблицу «Электрофизиологические методы исследования».
Название метода, его расшифровка | Необходимое оборудование | Диагностические возможности метода (что можно исследовать) |
ЭЭГ – | ||
ТМГ – | ||
РЭГ – | ||
ЭОГ – | ||
ЭМГ – | ||
КГР – | ||
ЭКГ – |
Практическое занятие 3
Тема: Общий план строения нервной системы человека
Задание 2:Заполните таблицу «Функции основных отделов головного мозга»
Отдел мозга | Анатомическая структура | Функции |
Конечный мозг | Большие полушария (кора) | |
Базальные ганглии | ||
Гиппокамп | ||
Промежуточный мозг | Гипоталамус | |
Таламус | ||
Гипофиз | ||
Ретикулярная формация | ||
Средний мозг | Крыша, покрышка, четверохолмие | |
Задний мозг | Продолговатый мозг | |
Варолиев мост | ||
Мозжечок |
Практическое занятие 4
Тема: Основные физиологические процессы – возбуждение и торможение
Задание 3:Подпишите на рисунке основные структурные элементы нейрона
Задание 4:Заполните таблицу «Медиаторы нервной системы человека»
Медиатор | Место синтеза | Функции |
Ацетилхолин (АЦХ) | ||
Дофамин | ||
Норадреналин | ||
Серотонин | ||
Гистамин | ||
Глицин | ||
ГАМК | ||
Глутамат |
Практическое занятие 5
Тема: Физиологическая регуляция функций и поведения
Задание 5:Подпишите на рисунке основные элементы рефлекторной дуги
Задание 6:Заполните таблицу «Гормоны и их физиологический эффект»
Название железы, анатомическая структура | Продуцируемые гормоны | Физиологический эффект гормонов |
Гипофиз | ||
Передняя доля | АКТГ | |
ТТГ | ||
Соматотропин | ||
Фолликуло-стимулирующий гормон | ||
Лютеинизирующий гормон | ||
Пролактин | ||
Задняя доля | Окситоцин | |
Вазопрессин | ||
Щитовидная железа | ||
Левая, правая, пирамидная доли | Тироксин, трийодтиронин, тиреокальцитонин | |
Паращитовидные железы | ||
Левая, правая | Паратгормон | |
Поджелудочная железа | ||
Островки Лангерганса | Инсулин | |
Глюкагон | ||
Надпочечники | ||
Корковый слой | Альдостерон | |
Кортизон | ||
Эстрогены, андрогены, прогестерон | ||
Мозговой слой | Адреналин | |
Норадреналин |
Практические занятия 7, 8
Тема: Психофизиологические основы построения профессий
Задание 7:Используя должностную инструкцию специалиста по персоналу, опишите заданную профессию по приведенной схеме.
Название должности: __________________
1. Описание перечня обязанностей
Цель деятельности (что в итоге должно получиться?)________________________
____
Задачи деятельности специалиста или обязанности по должностной инструкции (что должен делать?) _______________
____
Для решения этих задач специалист должен:
- собирать информацию о _____________ ____
____
- передавать информацию ___, в том числе с помощью современных технических средств ________________________________
- анализировать информацию о _________
____
- преобразовывать информацию (разрабатывать проекты, решения и т.п.) _________
____
____
- составлять документы _______________
____
- устанавливать контакты со специалистами:
- внутри организации ____________
- с внешними организациями ______
- осуществлять совместную деятельность со специалистами:
- внутри организации _____________
- со специалистами внешних организаций ________________________________
- отстаивать свою точку зрения перед аудиторией _____________________________
Операциональная составляющая деятельности.
Описание выполняемых действий и используемых в связи с этим средств деятельности (например, сбор информации может осуществляться на основе имеющейся по конкретному вопросу нормативной документации, литературе или с помощью информационных систем, обработки входящей корреспонденции, публикаций в средствах массовой информации и т.п.). ______________________
Перечень конкретных навыков, умений, знаний, необходимых для выполнения работы:
□ пользование информационными системами
□ работа с использованием оргтехники
□ умения, связанные с делопроизводством
□ навыки делового общения
□ другие (перечислить, какие):
__________________
□ знание документов (перечислить основные):
_______________
□ знание процедур (перечислить, какие):
_______________
Организационные основы деятельности.
Режим работы _________________
Работа:
□ в одном помещении
□ в одном здании
□ на разных территориях
1.4.3 Перед кем и за что отвечает:
_________________________
1.4.4 Имеются ли в подчинении исполнители (их количество) __________________
1.4.5 Форма оплаты труда и материального поощрения
_____
1.4.6 Степень самостоятельности в постановке производных целей (самостоятельность в определении целей собственной деятельности):
□ сам определяет
□ большей частью
□ иногда
□ никогда
1.4.9 Степень делегирования специалисту основных управленческих функций в общей структуре деятельности
Не имеет подобных полномочий | Частично | В полном объеме | |
Планирование собственной деятельности | |||
Планирование работы коллектива | |||
Организация собственной деятельности | |||
Организация деятельности коллектива | |||
Контроль результатов собственной деятельности | |||
Контроль результатов деятельности других членов коллектива | |||
Отсутствует/незначительная/высокая степень координированности собственной деятельности с другими |
1.4.7 Степень самостоятельности в принятии решений:
□ в отношении всех проблем в рамках своей компетенции
□ в отношении большей части проблем
□ иногда
□ никогда
2. Требования к некоторым психическим процессам.
Работа предполагает:
□ частую смену видов деятельности,
□ частую смену объектов деятельности
□ высокую концентрацию внимания
□ темп деятельности (высокий, средний, низкий)
□ деятельность в условиях неопределенности в отношении условий, задач, способов, средств их решения:
□ требует кратковременного запоминания информации
□ требует долговременного запоминания информации (в значительных/средних/незначительных объемах)
- оперативное воспроизведение информации
□ по широкому кругу вопросов
□ по ограниченному кругу вопросов
□ по узкому кругу вопросов
- волевую регуляцию эмоционального состояния:
□ часто
□ иногда
□ редко
- деятельность при возможности санкций со стороны партнеров по взаимодействию
□ при наличии принципиальных противоречий
□ при возникновении даже незначительных трений
- типичные противоречия при взаимодействии по
□ вертикали
□ горизонтали
- стандартизованность решаемых задач
□ высокая
□ средняя
□ низкая
Ошибка при выполнении профессиональных обязанностей выявляется:
□ легко и сразу
□ выявление затруднено
□ имеет отдаленные последствия
Ошибка при выполнении профессиональных обязанностей имеет, как правило:
□ значительные социальные последствия
□ ограниченные социальные последствия
□ особых последствий не имеет
□ как когда
Работа осуществляется в условиях, препятствующих концентрации внимания часто/редко/никогда
Работа осуществляется в условиях, провоцирующих перевозбуждение часто/редко/никогда
Профессиональные задачи осуществляются на воне противодействия других людей часто/редко/никогда
3. Профессиональная подготовка
Требования к уровню профессиональной подготовки
_____
Формы профессиональной подготовки
_____
Возможности и формы повышения квалификации
_____
Дополнительные замечания
____________________
Задание 8:Изучите представленный ниже фрагмент профессиограммы начальника отдела кадров и разработайте самостоятельно фрагмент аналитической профессиограммы для выполнения указанных функций.