Нарушение парагипофизарной регуляции

ПАТОФИЗИОЛОГИЯ ЭНДОКРИННОЙ СИСТЕМЫ

Все звенья эндокринной системы функционируют в тесном взаимодействии. Поэтому нарушение функции одной какой-нибудь эндок­ринной железы неизбежно приводит к цепной реакции гормональных сдви­гов.

Центральная регуляция эндокринных функций осуществляется двумя путями:

1) трансгипофизарным (нейрогуморальным)

2) парагипофизарным (нервно-проводниковым).

Трансгипофизарная регуляция является основной для щитовидной, половых и коры надпочечных желез. Она представляет собой трехступенчатый каскад усиления регуляторного сигнала.

Первая ступень включает образование в гипоталамусе или связанных с ним вышележащих отделов головного мозга олигопептидов. В гипоталамусе вырабатываются рилизинг-факторы (нейрогормоны) - осуществляющие стимуляцию (либерины) или торможение (статины) секреции аденогипофизарных гормонов. К первым относятся кортиколиберин, тиролиберин, соматолиберин, гонадолиберины, пролактолиберин, меланолиберин; ко вторым - соматостатин, меланостатин и др.

Избирательное нарушение образования того или иного рилизинг-фактора влечет за собой изменение секреции соответствующего тропного гормона гипофиза.

Вторая ступеньначинается с об­разования в аденогипофизе тропных гормо­нов — соматотропного (СТГ), или соматотропина, гонадотропных гормонов (ГТГ) и др.

Третья сту­пень включает в себя действие тропных гормонов на соответствую­щие мишени. Из них тиреотропный, гонадотропные, адренокортикотропный гормоны сти­мулируют в соответствующих железах внут­ренней секреции образование гормонов, а СТГ вызывает в разных органах образо­вание соматомединов — полипептидных гор­монов, через которые и оказывает свое действие.

Нарушение парагипофизарной регуляции

Парагипофизарный путь является нервно-проводниковым и через него осуществляется секреторное, сосу­дистое и трофическое влияние ЦНС на функцию желез внут­ренней секреции. Для мозгового слоя надпо­чечников, островков Лангерганса и паращитовидных желез это важнейший путь ре­гуляции. В реализации функции других же­лез играют роль оба пути регуляции.

Нарушения транс- и парагипофизарной ре­гуляции являются важнейшими механизмами дисфункции желез внутренней секреции. Выделяют различные варианты нарушений функции железы:

1. Гипофункция - снижение образования гормонов данной же­лезой.

2. Гиперфункция — усиление их образо­вания.

При нарушении функции одной же­лезы говорят о моногландулярном процессе, расстройство функций нескольких желез обозначают как плюригландулярный процесс. Нарушения функции железы могут быть парциальными, когда страдает образование какого-либо одного из нескольких секретируемых железой гормонов (например, в над­почечниках), либо тотальными, когда изме­няется секреция всех гормонов, продуцируе­мых данной железой.

Характер регуляторных связей в нейроэндокринной системе.

Эндокринные ткани включены в цепи прямой или об­ратной связи. В случае прямой связи секреция гормона происходит в ответ на внутренние и (или) внешние сигналы, но результаты секреции не оказывают на нее обратного действия. В системе обратной связи на секрецию железы в данном случае могут влиять какие-либо результаты этой секреции.

Как правило, секреторная активность эндокринных тканей регулируется по принципу отрицательной обратной связи. Это означает, что повышение концентрации самого гормона или сигналов о результатах реакции на него со стороны «ткани-мишени», оказывает тормозящее или ослабляет стимулирующее действие на синтез или секрецию данного гормона. Уменьшение кон­центрации гормона или ослабление сигналов о реализа­ции его действия вызывает противоположный эффект.

Петли обратной связи могут замыкаться на разных уровнях и включать разное число звеньев. В простей­шем случае — это периферическая железа и ее гормон; в более «длинные» петли могут быть включены перед­няя доля гипофиза с ее тропными гормонами и гипота­ламус с либеринами и статинами.

Однако длитель­ное и интенсивное напряжение какого-либо контура от­рицательной обратной связи может вызвать в эндокринных структурах не только функциональные, но и морфоло­гические эффекты. Так, длительный дефицит гормона вызывает гиперплазию соответствующей железы, избыток гормона - ее атрофию. Эти эффекты также могут реализоваться на разных уровнях регуляции (включая гипофиз и гипоталамус). Механизм обратной связи включается и при лечении гормонами. В этих случаях вводимый извне гормон тормозит функцию соответствующей железы и при длительном введении приводит к атрофии железы. Об этом очень важно помнить при лечении кортикостероидными гормонами. Они применя­ются с лечебной целью очень широко и нередко длительно, что вызывает атрофию коры надпочечников.

На некоторые эндокринные клетки непосредственно воздействуют определенные параметры окружающей среды: концентрация определенных электролитов (на­пример, ионы калия и натрия — на клубочковую зону коры надпочечников, кальция — на паращитовидные же­лезы), концентрация глюкозы (на бета-клетки островков поджелудочной железы), осмотическое давление и др.

В отдельных случаях в системе нейроэндокринной регуляции существует также положительная обратная связь.

Выделившиеся из желез гормоны в той или иной сте­пени связываются в крови с определенными белками и циркулируют в двух формах — связанной и свободной. Специфической активностью обладает лишь свободная форма гормона. Соотношение свободной и связанной фракций и прочность транспортной связи различны у разных гормонов и могут в определенных пределах ва­рьировать у одного и того же гормона.

Наши рекомендации