Опорно-двигательный аппарат человека
Цель занятия: проанализировать морфологические особенности и разновидности соединительной ткани; изучить пассивную часть опорно-двигательного аппарата человека (костно-суставной аппарат)
Знать | Уметь |
1) разновидности и общую характеристику разновидностей соединительной ткани организма человека 2) классификацию костей и суставов организма человека. | 1) определять классификационные характеристики, локализацию в организме и функцию кости скелета человека |
Рекомендуемая литература:
1) Лекционный материал.
2) Гистология [Текст] / Под ред. Ю.И.Афанасьева, Н.А.Юриной // М.:Медицина, 2001. – 744 с.
3) Логинов, А.В. Физиология с основами анатомии человека [Текст] / А.В.Логинов // М.:Медицина, 1983. – 496 с.
Контрольные вопросы для самостоятельной внеаудиторной работы:
1) Определение понятия «ткань», классификацию тканей, понятие гистогенеза.
2) Основные морфофункциональные признаки соединительной ткани.
3) Разновидности соединительной ткани.
4) Строение кости; классификацию костей.
5) Виды соединений костей; строение суставов.
6) Отделы скелета; строение позвоночника, грудной клетки, черепа, плечевого пояса, тазового пояса, нижних конечностей.
7) В тетради для самоподготовки представить ответы на вопросы:
а) Классификация костей скелета человека.
б) Классификация суставов человека.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА
Работа № 1.
Плотная оформленная волокнистая соединительная ткань. Сухожилие. (окраска гематоксилин-эозин).
На препарате рассмотреть параллельно расположенные пучки коллагеновых волокон. Между пучками волокон – клетки соединительной ткани фиброциты. Зарисовать ткань, отметить основные элементы – клетки, волокна. В выводе дать общую морфофункциональную характеристику соединительной ткани, обосновать классификационные характеристики исследованной ткани.
Работа № 2.
Частная остеология.
Рассмотреть кость скелета, определить ее название, дать характеристику ее строения, пояснить с какими костями и как она соединяется в организме. Расположить кость в пространстве так, как она расположена в организме. Зарисовать кость в протоколе лабораторного занятия и записать ее характеристики. Провести работу для трубчатой и губчатой кости.
Занятие № 5
Тема занятия: Общая характеристика крови.Физико-химические свойства и состав плазмы крови
Цель занятия:познакомиться с правилами работы с кровью, как биологической жидкостью; изучить физико-химические свойства плазмы крови, роль констант плазмы крови в поддержании гомеостаза; иметь представление о методах определения гематокрита и скорости оседания эритроцитов; знать клиническое значение показателей.
Знать | Уметь |
1. Состав крови, объем циркулирующей крови в организме человека, функции крови. 2. Основные физико-химические показатели крови и их физиологическое значение. | 1. Соблюдать технику безопасности при работе с кровью. 2. Оценивать показатель скорости оседания эритроцитов в общем анализе крови. Пояснять возможные причины наблюдаемых отклонений показателя. |
Рекомендуемая литература:
1. Лекционный материал.
2. Алипов, Н.Н. Основы медицинской физиологии [Текст] / Н.Н.Алипов // М.: Гэотар-медиа, 2008. – 423 с.
3. Физиология человека: Учебник [Текст] / Под ред. В.М.Покровского, Г.Ф. Коротько // М.:Медицина, 2007. – 656 с.
Дополнительная информация:
Таблица 2
Биофизические показатели системы крови
Показатель | Норма |
Гематокрит | 0,40-0,48 (40-48%) у мужчин 0,36-0,42 (36-42%) у женщин |
Вязкость крови Вязкость плазмы | 4,2 – 5,0 1,7-2,2 |
Относительная плотность крови Относительная плотность плазмы | 1,05-1,06 1,029-1,034 |
рН | артериальная кровь 7,42 венозная кровь 7,36 |
Осмотическое давление плазмы крови | 7,3-7,6 атм |
Онкотическое давление плазмы крови | 25-30 мм рт ст (0,03-0,04 атм) |
Содержание белков в плазме крови | Всего: 7-8%, из них альбумины 3,5-5 % глобулины 2-3 % фибриноген 0,2-0,4 % |
Уровень глюкозы в плазме крови | 3,3 – 5,7 ммоль/л |
Скорость оседания эритроцитов | У мужчин: 1-10 мм/час У женщин: 2-15 мм/час |
Контрольные вопросы для самостоятельной внеаудиторной работы:
1. Кровь как внутренняя среда организма и разновидность соединительной ткани. Состав крови. Объем циркулирующей крови.
2. Функции крови и их характеристика (транспортная, питательная, дыхательная, защитная, регуляторная, гомеостатическая, терморегуляторная).
3. Понятие гематокрита.
4. Состав плазмы крови:
4.1 неорганические электролиты плазмы, их функции;
4.2 белки плазмы, их функции;
4.3 другие вещества, транспортируемые плазмой крови (питательные вещества, витамины, промежуточные продукты обмена, микроэлементы и др.)
5. Физико-химические константы плазмы (рН, осмотическое и онкотическое давления, вязкость, плотность). Буферные свойства крови.
6. Скорость оседания эритроцитов (СОЭ) (механизм оседания эритроцитов, факторы влияющие на скорость оседания эритроцитов). Принципы определения величины СОЭ, медицинское значение этого показателя крови.
7. Письменно в тетради для самоподготовки ответьте на вопрос: «Буферные системы плазмы крови» с описанием свойств буферных систем и их химического состава.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА
Работа № 1.