Ещё пару советов по правильному дыханию

Чтобы получить более мощное, качественное звучание от губной гармошки - сосредоточьтесь на том, чтобы струя воздуха проходила сквозь отверстия губной гармошки, а не просто попадала в них. Ведь воздух выходить с тыльной стороны гармошки, а затем ещё 7-9 см. движется параллельно язычку. Если же поток воздуха движется под углом, то вы сами того не желая меняете высоту нот, а некоторые ноты (верхние) при таком положении могут плохо прозвучать или не прозвучать вовсе. Это причина того, что у многих новичков проблема в звукоизвлечении на выдохе через 2-ое и 3-ье отверстия.

Так же постарайтесь не переусердствовать в извлечении одиночной ноты. Такая проблема часто возникает у музыкантов прошедших начальный этап игры на губной гармошке. Вы спросите почему? Просто начинающие имеют скверную привычку сильно смыкать и напрягать губы при извлечении одиночной ноты. В свою очередь, это препятствует свободному прохождению воздуха, в результате проходит не максимально возможное количество воздуха. Старайтесь следить за оптимальной конфигурацией губ. Дабы добиться хорошего, качественного звука при наименьших затратах усилий.

Во время игры на губной гармошке воздух из вас должен выходить только через губную гармошку. Просто у многих начинающих задействован ещё и нос, но это отражается на звучании, поэтому следует этого избегать. Если у вас по-прежнему задействован нос, то можете потренироваться на следующем упражнении. Зажмите ноздри пальцами (или каким-нибудь другим способом закройте ноздри). Начните медленно играть мажорную гамму вверх-вниз, по мере игры периодически затягивайте любую из нот настолько, насколько требуется для вашего дыхания. Такое упражнение на первых порах желательно выполнять регулярно, в несколько подходов по 1-3 минуты. Это научит вас использовать ноты для наполнения воздухом ваши лёгкие. Освоив это упражнение, вы можете использовать нос в коротких промежутках в том случае если нужно будет освободиться от лишнего воздуха. Но это уже будет осознанное действие, которое не отразиться на игре.

Главное правило при дыхании во время игры на губной гармошке. Это - комфорт. Вы должны хорошо себя чувствовать, дабы сосредоточиться только на игре. Если в легких слишком много воздуха то старайтесь от него освободиться или наоборот, если мало, то наберите его. Всё должно быть на "автомате".
Если основательно подойдете к изучению данного урока, то, думаю, в будущем вы ещё не раз скажете спасибо. Ведь если вы и впрямь нацелены, что бы стать приличным музыкантом "харпером", то без этого никак.

D`аnna

Вернуться к началу

·

Урок 6. Артикуляция.

Ещё пару советов по правильному дыханию - student2.ru D`аnna » 11 май 2010 18:26

На уроке №6 немного рассмотрим "артикуляцию". Что такое артикуляция?На губной гармошке артикуляция осуществляется благодаря языку. А теперь подробнее. При помощи языка вы можете извлекать повторяющуюся ноту или аккорд на одном лишь вдохе. Прошу не путать артикуляцию с обычной "блокировкой языком" при извлечении одиночной ноты.

Получение повторяемой одиночной ноты методом "свистка" можно двумя способами. Первое и самое простое - просто сделать несколько поочерёдных выдохов (ну или вдохов). Но это проделать этот метод в некоторых случая физически невозможно (например - при быстром темпе, или сложных длительностях). Второй способ - это артикуляция при помощи языка. В этом случае не возникает проблем с разборчивостью нот в быстрых мелодиях. Вам нужно просто совершать на выдохе повторяющиеся движения языком, будто произносите звук "та". Язык при этом не соприкасается с нёбом. Звук нот приобретает более мягкую окраску. А при вдохе нужно "произносить" звук "да". В этом случае язык должен касаться зубов.

Приоткрою небольшой секрет. Выбор именно этих звуков обусловлен тем, что они дают возможность находиться руту в полуоткрытом положении. А это, в свою очередь, позволяет повторяющимся нотам звучать более ярко.
Вы можете "изобретать" и свои комбинации артикуляций. Виртуозами в области диатонических губных гармошек являются такие музыканты как Джон Майалл и Сони Терри. Наиболее распространены комбинации: "уи", "та", "да", "ки", "ту", "до", "ди", "дит", "тука", "тук" и др..

Пожалуй, каждый исполнитель имеет свой набор звучаний и артикуляций. Некоторые язык используют только в целях извлечения одиночной ноты, другие только для артикуляции. Но большинство прибегают к тому и другому.

Бенд.

Что такое бенд? Пожалуй, с этого мы и начнём наш 7-ой урок. Бенд можно смело отнести к одному из звук эффектов применяемых при игре на губной гармошке. Это приём - позволяющий вам изменить (например, понизить) высоту ноты.
При игре на губной гармошке бенд применятся в основном в 2-ух случаях:
1. Для получения нот, которые отсутствуют в диатонической гамме.
2. Для получения звуковых эффектов напоминающих стенание, плач человека или вой животного.

Сейчас рассмотрим более детально 1-ый случай (ноты, которые отсутствуют в диатонической гамме). Применив бенд через 4-ое отверстие (на вдохе), вы получаете ноту Db или С# (ре бемоль или до диез), которая, в свою очередь, в хроматической гамме находится между нотами C (4-ое отверстие при выдохе) и D (4-ое отверстие при вдохе).
Когда вы освоите бенд на выдохе и вдохе, то вы вплотную приблизитесь к звучанию хроматической (это как белые и черные клавиши в диапазоне пианино) на диатонической губной гармошке. В основном бенд применяется на вдохе для нижнего регистра гармошки.

Существует 4 разновидности (вида) бенда:
1. Оверблоу
2. Овердро
3. Бенд на выдохе
4. Бенд на вдохе

Более подробно мы будем затрагивать последний тип – «бенд на вдохе». Это, пожалуй, наиболее ходовой и часто встречаемый вид бенда. На обычной, стандартной губной гармошке он извлекается из 1-6 отверстий. Используя бенд на вдохе при 1-ом, 4-ом, 6-ом отверстиях вы сможете достичь понижения на полтона. Бенд на вдохе через 2-ое отверстие опустит ноту на целый тон, а через 3-ье понизит высоту звука на 3 полутона (терцию). Наиболее «рабочая зона» это 2-ое, 3-ье, 4-ое отверстия. Поэтому большинство музыкантов работают на вдохе и именно в этой «рабочей зоне». Их примеру можете последовать и вы.
Бенда на вдохе через 5-ое отверстие по возможности нужно избегать. Почему? Просто он не даст вам как таковой новой ноты и будет вызывать быстрый износ язычка. Тоже самое касается бенда на вдохе при 7-ом отверстии.

А теперь попробуем обобщить «бенд на вдохе» для стандартной C-мажарной губной гармошки. Для всех отверстий будет применимо понижение:
1-ое отверстие – понижает ноту D до Db, (или С#).
2-ое отверстие – ноту G до F.
3-ье отверстие – ноту В до Ab, (или G#).
4-ое отверстие - ноту D до Db, (или С#). Тоже самое, что и на первом отверстии.
5-ое отверстие обойдём стороной, о нём говорилось выше.
6-ое отверстие - ноту А до Ab, (или G#).

Стоит сразу сказать, что если вами не усвоены первый уроки, а именно урок по извлечению одиночной ноты, то осваивать бенды ещё рано.


2 основных аспекта бенда:
1. Угол атаки
2. Дыхание

При дыхании вам нужно не просто направлять струю воздуха в отверстие губной гармошке, но и сильно проталкивать его сквозь корпус. Если ваши усилия слабы, то вам будет весьма сложно извлечь нормальный бенд.

Угол атаки – это направление создаваемой вами воздушной струи. При обычной игре поток воздуха параллелен верхней накладке и плоскости язычка. Но, когда вы меняете угол, то происходит давление на язычок, вследствие чего замедляется его колебание и понижается высота звучащей ноты. Для того, чтобы звучание стало ещё ниже, вы должны направить воздух по направлению к вашему верхнему нёбу (т.е вы как бы вытягиваемся из гармошки воздух).

В разных пособиях и методиках преподавания вы можете встретить облегчения при освоении бенда посредством комбинирования согласных и гласных или при помощи различных движений челюсти и языка. Однако эти методы весьма относительны и срабатывают не так уж и часто. Запомните – понижение ноты зависит от изменения угла атаки струи воздуха. Отталкиваясь от этого, можете начать свои попытки по извлечению бенда.

Сперва, постарайтесь проделать этот приём на вдохе через 4-ое отверстие. Если ничего не получается то перейдите и упражняйтесь на 1-ом отверстии. А вообще для начала найдите то отверстие, через которое у вас получиться извлечь бенд и прорабатывайте до тех пор, покудова не выработается мышечная память.

Если у вас все равно ничего не получилось, то можно прибегнуть к маленькой хитрости. Посредством изменения положения губной гармошки добиться этого необходимого угла атаки. Для это возьмите губную гармошку за концы корпуса и приподнимите её заднюю часть относительно направлению носа. Наблюдайте за тем, чтобы направление вашей воздушной струи при поднятии гармошки не менялось. Т.е. не нужно менять направление потока воздуха за инструментом, иначе угол не изменится и толка не будет. Если бенд будет получаться у вас только в таком положении, то поиграйте некоторое время именно так. По мере занятий у вас начнёт получаться изменять поток внутри полости рта, а необходимость изменения положения гармошки отпадёт.

Бенд, пожалуй, самый сложный эффект на губной гармошке. Поэтому не удивительно, если сразу у вас ничего не получиться. Сразу бенд даётся пожалуй счастливым единицам. Принципы м советы перечисленные и указанные выше помогут вам в освоении этого непростого эффекта. Если у вас не получается, то это вопрос времени. Все зависит от вашей усидчивости и желания. Придётся изрядно потрудиться. Не стоит опускать руки. Ничего само по себе не возникает.

Ключевая точка.

Ну и напоследок пришло время рассказать вам о «ключевой точке». Дело в том, что каждый язычок ( с 1-ой по 6-ой) имеет свою ключевую точку. Принцип заключается в том, что у вас может получиться бенд на вдохе через 2-ое отверстие, но через 4-ое отверстие у вас ничего не выйдет. А когда вы освоите бенд через оба, то вы возможно удивитесь, узнав что вы используете два разных технических приёма. Получается, что каждое отверстие требует своего подхода, а все потому что требуются разные углы атаки. Со времени всё у вас будет происходить на «автомате», поэтому гармошку вам в руки и побольше энтузиазма и желания!

D`аnna

Вернуться к началу

·

Наши рекомендации