Двигательные системы мозга. движение

После 30 лет у людей, ведущих малоподвижный образ жизни, начинает снижаться масса мышц, падает мышечная сила. У мужчин этот процесс коррелирует со снижением продук­ции андрогенов. Одновременно при старении нарушаются механизмы нервной регуляции произвольных движений, позы и равновесия. С возрастом увеличивается время проявления простых и сложных двигательных реакций, движения утрачивают плавность, походка ста­новится медленной и неуверенной, утрачивается способность быстро и адекватно коррек­тировать центр тяжести тела при нарушении равновесия. Все это ограничивает двигательную активность людей старшего возраста. Достаточно высокая мышечная активность, адекват­ная физиологическим возможностям организма, является мощным фактором, препятству­ющим старению.

ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ

При старении в костях, хрящах и связочном аппарате позвоночника и конечностей про­исходят выраженные дистрофически-деструктивные изменения. Они проявляются такими явлениями, как остеопороз и гиперпластический процесс. Одновременно возникают компенсаторно-приспособительные реакции, направленные на восстановление потерянной функции и структуры (костно-хряшевые разрастания краев тел позвонков и дисков, измене­ние их формы, изменение кривизны позвоночника). Возрастной остеопороз, т.е. разреже­ние костной массы или рарефикация — это снижение массы костей в результате уменьше­ния в них матрикса и числа костных перекладин. Остеопороз обусловлен нарушением син­теза ферментно-белковых систем в костной ткани, которое возникает в результате накопле­ния дефектов в нуклеотидном составе ДНК. После 40 лет каждые 10 лет мужчины теряют до 3% костной массы, а женщины — до 8%.; у них заместительная терапия эстрогенами замедляет остеопороз. Вследствие недостатка витамина Д при старении нарушается и про­цесс кальцификации скелета, что приводит к остеомаляции, т.е. к размягчению костей. Все это уменьшает прочность костей на сжатие, растяжение и изгиб. Например, у молодых людей костная ткань поясничного позвонка разрушается при нагрузке в 800—1000 Н/см2, а у по­жилых и старых людей — при нагрузке в 300—400 Н/см2. Остеопороз повышает риск пе­релома костей у пожилых и старых людей, особенно у женщин.

33. Физиология человека

После 50 лет в суставах (главным образом, в мелких суставах кистей, в суставах позво­ночника) вследствие изменения сосудов синовиальной оболочки и многочисленных трав-матизаций происходят выраженные изменения хрящей (истончение, потеря эластичнос­ти), что ведет к развитию остеоартритов. Этому способствует и дистрофически-деструк­тивные процессы в костной ткани, за счет которых изменяется форма и сближаются сустав­ные концы костей с увеличением площади соприкосновения и утолщением их рельефа.

При старении на поверхности тел позвонков появляются патологические костные наро­сты (остеофиты), которые сдавливают корешки спинномозговых нервов, вызывая тем са­мым острые боли. Эту симптоматику остеохондроза усиливает такое явление, как истонче­ние межпозвоночных дисков, происходящее в результате потери воды и других деструктив­но-дистрофических процессов.

При старении у многих людей увеличение кривизны позвоночника в сагиттальной и фронтальной плоскостях, снижение высоты позвоночных дисков и толщины хряща костей, образующих суставы, приводит к снижению роста. Каждые 20 лет рост уменьшается при­мерно на 1,27см.

СЕНСОРНЫЕ СИСТЕМЫ

При старении существенные изменения происходят в сенсорных системах. Наиболее выражены они в зрительном и слуховом анализаторе. В целом они сводятся к постепенно­му снижению сенсорной чувствительности.

Зрение.При старении происходят следующие изменения. 1) Потеря хрусталиком элас­тичности, приводящая к утрате аккомодационной способности глаза и развитию старчес­кой дальнозоркости (пресбиопии). Это явление представляет собой один из первых призна­ков старения. Оно связано с перемещением волокон хрусталика с периферии к центру, где из них постепенно формируется плотное ядро хрусталика, лишающего его эластичности. В 60—65 лет аккомодация уже практически полностью отсутствует. 2) Разрастание в сет­чатке новых кровеносных сосудов, обладающих повышенной проницаемостью, за счет чего в сетчатке происходят точечные кровоизлияния и отек (эксудация). 3) Накопление в сетчат­ке поврежденных клеток, которые являются барьером для световых волн, поступающих к фоторецепторам. 4) Дистрофические изменения сетчатки, приводящие к снижению остро­ты зрения. 5) Появление в стекловидном теле светонепроницаемых телец, ощущаемых в виде плывущих в поле зрения черных точек. 6) Появление старческой дуги (геронтоксона) или кольцевого помутнения роговицы, связанной с липидной инфильтрацией роговой обо­лочки. 7) Появление старческого птоза, обусловленного атрофией мышцы, поднимающей верхнее веко, старческого энофтальма, вызванного атрофией жировой клетчатки орбиты. 8) Снижение скорости зрачка на световое раздражение, критической частоты мельканий, т.е. порога слияния, контрастной чувствительности, световой и цветовой чувствительнос­ти. Принято считать, что для оценки биологического возраста человека можно использо­вать такие показатели состояния зрительного анализатора, как сила аккомодации, критиче­ская частота мельканий, минимальный порог чувствительности к свету глаза, адаптирован­ного к темноте, и другие.

Помимо физиологических, обусловленных старением организма изменений, для пожи­лого и старческого возраста характерны такие заболевания глаза, как катаракта, т.е. помут­нение хрусталика, глаукома (офтальмотонус, или повышение внутриглазного давления) и атрофия зрительного нерва. Эти заболевания возникают в результате дегенеративно-дис­трофических процессов, происходящих на этапах позднего онтогенеза. Появление этих за­болеваний в более молодые годы указывает на преждевременное старение организма.

Слух. Возрастные изменения органа слуха обнаруживаются уже после 20 лет. Однако субъективно снижение остроты слуха (старческая тугоухость, или пресбиакузия) проявля­ется после 40 лет. Как правило, при старении прежде всего понижается восприятие звуков высокой частоты, а также ухудшается разборчивость речи при еще хорошем восприятии

тонов средних и низких частот, т.е. частот речевой зоны (250—2000 Гц). При старении сни­жается способность различать тона, возрастают пороги костной и воздушной проводимос­ти. Возрастные изменения касаются как звукопроводящего, так и звуковоспринимающего отделов слухового анализатора. Так, в среднем ухе при старении происходит остеопороз слуховых косточек, атеросклероз внутрикостных сосудов, атрофия суставов между слухо­выми косточками (отосклероз); однако эти изменения не оказывают существенного влия­ния на слуховую функцию. Старческая тугоухость обусловлена, главным образом, измене­ниями в звуковоспринимающем отделе, среди которых особое значение имеют такие, как снижение эластичности и увеличение ригидности основной мембраны, а также атрофия сосудистой полоски, нейронов спирального ганглия улитки, волокон слухового нерва, ядер продолговатого мозга, нейронов слуховой коры.

Вкус. При старении число вкусовых луковиц уменьшается, особенно в передней части языка. На фоне сниженной продукции слюны это приводит к уменьшению вкусовых ощу­щений. Курение способствует регрессу вкусовой функции. До 50 лет преобладающим явля­ется сладкий вкус, а затем — кислый. Считается, что вкус, как и обоняние, это филогенети­чески древнее чувство, которое в онтогенезе формируется очень рано и сохраняется даже в самой глубокой старости. Однако у некоторых пожилых людей снижение вкусовой чувст­вительности бывает настолько сильным, что вызывает серьезные проблемы, например, че­ловек может не есть, потому что ничто не нравится ему на вкус.

Обоняние. При старении происходит атрофические изменения в слизистой носа, а также дегенерация обонятельных нейронов. Все это ведет к снижению обоняния, которое отчет­ливо начинает проявляется после 60 лет. Однако, как и вкусовая чувствительность, обоня­ние сохраняется даже у долгожителей. В отдельных случаях снижение обоняния приводит к трагедии: старый человек, например, может не чувствовать утечки газа.

Болевая, температурная и тактильная чувствительность. При старении болевая и темпе­ратурная чувствительность снижаются не так выражено, как другие виды чувствительнос­ти. Считается, что первые признаки снижения болевой чувствительности появляются в 30 лет. Тактильная чувствительность снижается после 60 лет; при этом уменьшается вос­приятие прикосновения, давления и особенно вибрации. Например, у долгожителей часто наблюдается полное выпадение вибрационной чувствительности. Полагают, что тест на вибрационную чувствительность может использоваться при определении биологического возраста на поздних этапах онтогенеза.

ВЫСШАЯ НЕРВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

С возрастом уменьшается сила, подвижность и уравновешенность основных нервных процессов, ослабевает процесс внутреннего торможения, что некоторые авторы объясняют снижением активирующего влияния ретикулярной формации на кору больших полушарий. При старении процессы истощения нейронов начинают преобладать над процессами вос­становления. В целом, такие изменения приводят к снижению работоспособности, расст­ройству сна, эмоциональной неустойчивости и раздражительности, к ослаблению внима­ния и памяти, к нарушению сложных форм психической деятельности и целенаправленного поведения, к появлению дефектов поведения. В частности, известно, что продолжитель­ность сна снижается наиболее заметно после 65 лет. С возрастом увеличивается число про­буждений, прерывающих сон, Снижается доля быстрого сна, появляется склонность к днев­ному сну. Возможно, поэтому у пожилых и старых людей в ЭЭГ изменены характеристики а - ритма (он становится более редким и низкоамплитудным); появляются или усиливают­ся медленные колебания ЭЭГ. По мере старения ухудшаются различные процессы мнести-ческой деятельности — функции запоминания, хранения и воспроизведения, а также усили­вается процесс забывания. Кратковременная память значительно ослабевает и часто быва­ет нарушенной; нередко наблюдается явление ретроградной амнезии. Долговременная па­мять сохраняется хорошо: условнорефлекторные связи, упроченные в течение жизни, сни-

жаются только в глубокой старости. В логико-смысловой памяти изменения касаются наи­более сложных и редко «используемых» структур. Запоминание материала, не организо­ванного по смыслу, представляет большую трудность, чем материала, объединенного в смыс­ловые системы. Условные рефлексы вырабатываются труднее, а угасание их происходит медленнее, чем в молодом возрасте. Способность к обучению снижается. У пожилых и ста­рых людей уменьшается способность к концептуальной деятельности, снижается рассудоч­ность. Речь сохраняется относительно хорошо, однако из-за ослабления внутреннего тор­можения у пожилых и старых людей появляется многословность. Полагают, что оптимум развития интеллектуальных функций приходится на 18—20 лет. Если логическую способ­ность 20-летних принять за 100%, то в 30 лет она будет равна 96%, в 40 лет — 87%, в 50 лет — 80%, в 60 лет — 75%. Вербально-логические функции достигают первого оптимума в молодости, затем они могут вторично возрастать в зрелом возрасте (до 50 лет), снижаясь после 60 лет. Задачи, требующие для своего решения находчивости, воображения и изобре­тательности, в пожилом и старческом возрасте решаются с большим трудом; в этот возра­сте значительно легче решение задач, основанных на использовании жизненного опыта. У пожилых и старых людей наблюдаются заострение черт характера, немотивированная обидчивость, эгоцентризм, ипохондричность, ослабление аффективной жизни, что лишает их красочности и яркости новых впечатлений и составляет основу нарушений психологи­ческой адаптации в старческом возрасте. У пожилых растет тревожность и ннвертиро-ванность, снижается эмоциональность. На фоне неблагоприятных условий жизни, при отсутствии рационально построенного режима дня эти изменения способствуют появле­нию характерных для позднего онтогенеза психических синдромов и болезней, в том числе депрессии пожилых, бредовых психозов (параноиды), галлюцинозов позднего возраста, стар­ческого слабоумия (сенильной деменции), ранним и злокачественным вариантом которой является болезнь Альцгеймера.Согласно К. Байеру и Л. Шейнбергу (1997) она обычно на­чинает проявляться к 65 годам. Вероятность этого заболевания достаточно велика (напри­мер, в США — это 10—16%) и зависит от генетической предрасположенности. К ранним симптомам этой болезни относят потерю памяти на недавние события, дезориентацию и снижение спонтанных эмоциональных реакций. По мере развития болезни человек утрачива­ет способность читать, писать и считать. Постепенно помрачается сознание, больной перестает узнавать близких, он может постоянно говорить, хотя и бессвязно. В конечном итоге наступают судороги и смерть. Пока нет способов предотвратить развитие болезни Альцгеймера.

ОГЛАВЛЕНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ КО ВТОРОМУ ИЗДАНИЮ__з

Наши рекомендации