Металлы и драгоценные камни 10 страница

Дословный перевод — «два богатства».

Поскольку 27 накшатр образуют три группы по девять планет, и поскольку 13°20' х 9 = 120°, что эквивалентно четырем полным Раши (4 х 30°= 120°), то первые 9 накшатр от Ашвинидо Ашлеши Покрывают тот же зодиакальный сегмент, что и знаки от Овна до Рака; вторая группа от Магхи до Джйешттхи приходится на знаки от Льва до Скорпиона; и последняя группа от Мулы до Ревати распространяется на знаки от Стрельца до Рыб. Каждая из этих трех групп начинается от 0° знака огня (Овен, Лев, Стрелец) и заканчивается 30° знака воды (Рак, Скорпион, Рыбы).

таблица8 2

Взаимосвязь месяцев и накшатр

Накшатра, где находится Луна в момент полнолуния

Название лунного месяца

Читра Вишакха Джйешттха Пурва Ашадха Шравана Пурва Бхадрапада Ашвини Криттика Ардра

Магха Пурва Пхалгуни

Чайтра Вайшакха Джьяйштха

Ашадха

Шравана Бхадрапада

Ашвина

Карттика

Маргаширша (в западной Индии именуется Аграхаяна)

Магха Пхалгуна

В разных областях Индии календарные месяцы называются по имени накшатры, в которой в данное время будет располагаться полная Луна (или, реже, по имени одной из ближайших накшатр). В лунных календарях первого типа первым идет весенний месяц, в течение которого полнолуние наблюдается в Читре, и потому называемый Чайтра. В другом типе лунных календарей год открывает месяц Карттика, в течение которого Луна достигает полноты в Криттике или вблизи нее. Почти все религиозные праздники в областях, использующих эти календари, привязаны к лунному циклу, а не к григорианскому календарю. Таблица 8.2 показывает взаимосвязь лунных месяцев с накшатрами.

Вероятнее всего, в древности отсчет накшатр начинался с Криттики, так как в то время она отмечала собой весеннее равноденствие. Ашвини возглавила цикл накшатр только после того, как лунный и солнечный зодиаки совпали, и начальная точка Овна совпала с начальной точкой Ашвини. Вероятно, Раху и Кету были полностью признаны планетами в то времїЯ, когда девять равно-протяженных накшатр были положены равными четырем раши, с тем чтобы за каждой из девяти грах в этом случае закреплялось по три накшатры для владения. Возможно, это происходило тогда, когда количество накшатр утвердили равным 27, а протяженность каждой из них — 13°20\ Когда используется двадцать восьмая накшатра Абхиджит, ее помещают между Уттара Ашадхой и Шраваной, однако эта вставка разрушает симметричное распределение накшатр по зодиаку и порядок планетного управления накшатрами. Поскольку джиотиш использует Абхиджит только при рассмотрении вопросов элективной астрологии, мы не включаем ее в данное повествование.

Ганданта

Когда принципы джйотиша применяются для прогнозирования, всегда очень важно, чтобы яблоки сравнивались с яблоками, а апельсины с апельсинами. Однажды одна американка попросила опытного джйотиши выбрать ей благоприятный день для бракосочетания. После того, как тот произвел вычисления и посоветовал определенные датуй время, женщина сталу против них возражать, так как она где-то прочла, что конец месяца для свадеб неподходящ. Действительно, это характерно для джйотиша в целом, когда точки соединения (сандхи) считаются ослабленными и плохо различимыми из-за перемешивания двух энергий разного качества. Сангама (слияние двух рек) благоприятна, поскольку две энергии конвергируют друг с другом, но сандхи (буквально переводимое как «стыковка») это просто область разрыва между двумя энергиями, сохраняющими свои собственные характеристики.

Хотя большинство сандхи неблагоприятны для мирских дел по причине затруднения свободного течения благоприятных энергий в этих областях разрыва, они часто подходят для духовной сад ханы. В том случае с американкой джйотиши был вынужден мягко Указать ей, что рекомендованное время приходилось на конец месяца в западном календаре, а в индийском оно благоприятно рас -Полагалось в середине ме сяца, и сандхи, таким образом, не было.

Доли накшатр, именуемые ганданта (дословный перевод — «край щеки»), образуют другой класс сандхи, которые в джйотише считаются несчастливыми. Эти части — последние 3°20' накшатр Ашлеша, Джйешттха и Ревати и первые 3°20' Ашвини, Магхи и Мулы. «Ганда» означает «щека» и/или «вся сторона лица, включая висок», что делает сегменты ганданты «паузами» в ряду небесных ликов, взирающих на нас сверху. Ганданта — чрезвычайно неудачный участок неба, так как это двойные сандхи — сочленение и двух раши, и двух накшатр. Расположенные здесь грахи очень слабы и указывают на большие трудности в жизни урожденного, если их не усилить соответствующими методами-противоядиями.

Классификация накшатр

При рассмотрении натальной карты большинство джйотиши обычно исследуют природу накшатр, в которых находятся асцендент (представляющий основу личности) и Луна (поскольку она воплощает собой умственные и эмоциональные тенденции и поскольку Луна — это raison d'etre (смысл существования накшатр). Иногда они е.ще смотрят накшатру Солнца, чтобы составить представление о высшей духовной сущности индивида. Многие астрологи также делают предсказание, исходя из природы накшатры, зантлмаемой планетой — управителем определенного периода жизни (см. главу 11). Некоторые другие особенности накшатр приводятся ниже.

Подразделение накшатр по их активности

Активные накшатры: Криттика, Ашлеша, Магха, Читра, Ви-шакха, Джйешттха, Мула, Дхаништха и Шатабхиша.

Пассивные накшатры: Ашвини, Мригаширша, Пунартасу, Пу-шья, Хаста, Свати, Анурадха, Шравана и Пурва Бхадрапада.

Уравновешенные накшатры: Бхарани, Рохини, Ардраї, Пурва Пхалгуни, Уттара Пхалгуни, Пурва Ашадха, Уттара Ашадха, "Уттара Бхадрапада н Ревати.

Например, у двух людей, одинаково сведущих е. предмете, могут быть полярно противоположные стили изучения и обучения. Если (при прочих равных условиях) хозяин 9-го дома (высшее образование) занимает активную накшатру, то натив, ьюзможно, преследует цель получить высшее образование энергично и напористо. Если этот же хозяин 9-го дома хорошо расположен, то у человека, возможно, есть склонность энергично передавать свои знания другим и делать это с не меньшим успехом. Другие люди в чьих натальных картах хозяин 9-го дома расположен в пассивной накшатре, в своих метафизических штудиях могут следовать принципу: «Когда студент будет готов, тогда преподаватель его и вызовет». Такие люди, если бы оказались в роли учителей, скорее всего нашли бы себе одного сообразительного ученика, чем стали бы коллекционировать «паству». Однако, если их управитель 9-го дома хорошо расположен, они могут быть очень успешны в исследованиях, которые обычно не афишируются. Если хозяин 9-го дома находится в уравновешенной накшатре, то, скорее всего, обе линии поведения будут представлены в более или менее равной пропорции. Подобный стиль рассуждений приложим к любому из домов гороскопа.

Активная, динамичная планета вроде Марса, находясь в активной накшатре, будет усиливать свои качества. Тогда как пассивная планета, такая как Сатурн, занимая пассивную накшатру, будет усугублять это свое качество. В то время как активные накшатры, будучи пораженными, могут быть причиной таких проявлений, как агрессия, неуместное рвение, догматизм, ссоры, споры, нестабильность, безрассудство, эгоцентризм, импульсивность, нетерпимость и склонность с энтузиазмом приступать к делу, но не доводить его до конца, при хороших обстоятельствах указывают на силу воли и находчивость, активно используемые при достижении поставленных целей.

Пассивные накшатры, когда поражены, могут означать общее равнодушие и отсутствие каких-либо целей в жизни, откладывание дел на завтра, чрезмерный и бесплодный идеализм, нерешительность и недостаток куража; но под воздействием благоприятных факторов они указывают на предупредительность по отношению к другим людям, сострадание и способность воспринимать реальность согласно принципу «будь что будет».

Поражение уравновешенных накшатр влечет за собой ханж-скую установку искать вину в других, неспособность что-то делать иначе, чем «старым, дедовским способом», ультраконсерватизм, нежелание принимать все как есть и стремление прожить жизнь с минимумом приключений и тревог. Однако, испытывая Доброе влияние, сбалансированные накшатры обнаруживают то благостное чувство равновесия во всем мироздании, которое выражено в молитве: «Даруй мне силу изменить то, что я в состоянии изменить, терпение принять то, что я изменить не в силах, и мудрость понять разницу между тем и другим».

Касты

Брахмана-накшатрами являются: Криттика, Пурва Пхалгуни, Пурва Ашадха и Пурва Бхадрапада.

Кшатрия-накшатры: Пушья, Уттара Пхалгуни, Уттара Ашадха и Уттара Бхадрапада.

Вайшья-накшатры: Ашвини, Пунарвасу и Хаста.

Шудра-накшатры: Рохини, Магха, Анурадха и Ревати.

Накшатры класса слуг: Мригаширша, Читра, Джйешттха и Дхаништха.

Накшатры класса палачей: Ардра, Мула, Свати и Шатабхиша. Млеччха-накшатры53: Бхарани, Ашлеша, Вишакха и Шравана.

Эта классификация по кастам сродни той, что приведена для планет в главе 4, и используется она примерно так же. Она является, главным образом, попыткой разделить людей по их природным способностям. Естественное желание брахманов — быть погруженными в философию, религию и альтруистическое служение; кшатриев — быть сосредоточенными на политике и управлении; вайшьи обладают природными способностями к торговле и бизнесу; шудры же естественным образом тяготеют к услужению и ручному труду. Ручной труд — необязательно неквалифицированный; в современных условиях некоторые люди, занятые в торговле, могут быть отнесены к шудрам. Млеччха (внекастовые) представляют тех, кто в обществе является изгоями. Накшатры классов палачей и слуг по своей натуре тяготеют к убийствам и рабскому положению соответственно.

Творение, сохранение и разрушение

Млеччха означает «варвар», «чужеземец», «внекастовый». (Прим. перев.)

Накшатры творения (сришти): Ашвини, Рохини, Пунарвасу, Магха, Хаста, Вишакха, Мула, Шравана и Пурва Бхадрапада.

Накшатры сохранения (стхити): Мригаширша, Пушья, Пурва Пхалгуни, Читра, Анурадха, Пурва Ашадха, Дхаништха и Уттара Бхадрапада.

Накшатры разрушения (лайя или самбара): Криттика, Ардра, Ашлеша, Уттара Пхалгуни, Свати, Джйешттха, Уттара Ашадха, Шатабхиша и Ревати.

Накшатры творения заключают в себе начала вещей, накшатры сохранения — их хранение, накшатры разрушения — их распад или демонтаж. У абстрактного начальника, преисполненного инициативы, с бьющей через край энергией по начинанию новыхдел, значимые факторы гороскопа вполне могут находиться в творческих накшат-рах. Его ассистент, корпящий над бухгалтерскими отчетами, может быть способным к сохранению всего приобретенного посредством исполнительского рвения, если в его карте сильны позиции поддерживающих накшатр. Накшатры разрушения могут преобладать в гороскопе человека, избавляющего общество от вещей, ставших бесполезными или ненужными, чем бы он ни занимался — разборкой старых машин на запчасти или продажей по частям корпораций.

Направление

Накшатры, «направленные вверх»: Рохини, Ардра, Пушья, Пурва Пхалгуни, Уттара Ашадха, Шравана, Дхаништха и Уттара Бхадрапада.

Накшатры, «направленные вниз»: Бхарани, Криттика, Ашлеша, Магха, Уттара Пхалгуни, Вишакха, Мула, Пурва Ашадха и Пурва Бхадрапада.

Накшатры, «остающиеся на своем уровне» (увиливающие в сторону): Ашвини, Мригаширша, Пунарвасу, Хаста, Читра, Свати, Анурадха, Джйешттха и Ревати.

«Направленные вверх» накшатры пригодны для всего, что «растет вверх», возвышается над землей. Они хороши для проектирования построек типа башен или зданий, особенно многоярусных; посадки деревьев и других растений; воздушных или просто надземных способов перемещения; а также для занятий вроде альпинизма. Так как эти накшатры обозначают еще возрастание и расширение, то, если они заняты вредителями, не имеющими соединений или аспектов с благодетелями, это может означать серьезную болезнь или дефект телосложения, — в частности, органов тела, подпадающих под влияние пораженной накшатры.

Накшатры, «направленные вниз», являются противоположностью накшатр, «направленных вверх», в том смысле, что они представляют собой принципы сжатия или сдерживания. Расположенные в этих накшатрах вредители могут и не означать болезнь, так как их воздействие здесь умаляется и сдерживается. Поскольку они также указывают на проникновение вглубь, эти накшатры подходящи для различных видов земляных работ, включая бурение нефтяных и водных скважин, прокладку шахт и туннелей и археологические раскопки. Они символизируют скрытые, подповерхностные виды деятельности и перемещения под землей — дайвинг, исследования в пещерах (спелеология), туннели и подводные лодки и означают глубинные исследования различного рода. Они связаны с риском.

«Уровневые» накшатры символизируют равновесие между расширением и сжатием, и расположенные здесь вредители, чье влияние не подкорректировано благодетелями соединением или аспектом, могут указывать на незначительные заболевания или дефекты телосложения. Эти накшатры могут означать что-то плоское — полы, картины, дверные проемы, дома на снос или земельные участки, готовые к продаже. Еще они связаны с покупкой или продажей животных.

Пол

Мужские накшатры таковы: Ашвини, Пунарвасу, Пушья, Хаста, Анурадха, Шравана, Пурва Бхадрапада и Уттара Бхадрапада.

К женским накшатрам принадлежат: Бхарани, Криттика, Рохини, Ардра, Ашлеша, Магха, Пурва Пхалгуни, Уттара Пхалгуни, Читра, Свати, Вишакха, Джйешттха, Пурва Ашадха, Уттара Ашадха, Дхаништха и Ревати.

Бесполые накшатры следующие: Мригаширша, Мула и Ша-табхиша.

Назначение данной классификации, главным образом, в том, чтобы помочь определить пол ребенка, хотя ей также можно пользоваться для определения архетипа личности — мужского или женского, независимо от того, какого пола человек в действительности (то есть у того, в чьем гороскопе больше проявлены женские накшатры, могут быть сильные архетипически женские качества, даже если в действительности он мужчина, и наоборот). Чтобы узнать пол детей, родственников, родственников отца и всех остальных, име-ющих отношение к нативу, отметьте, женские или мужские накшатры занимают диспозиторы интересующего вас вопроса. Если, например, управителем 5-го дома (дети) является Юпитер (мужская граха), и он находится в мужской накшатре, то следует ожидать рождения мальчика, если, конечно, гороскоп обещает рождение детей.

Может возникнуть интересная дилемма, если в данном контексте использовать совместно и грахи, и раши, и накшатры. Если граха, раши и накшатре-согласны между собой в определении пола, то проблем никаких не возникает. Но если один из этих элементов беспол, другой — мужского пола, а третий — женского, тогда налицо серьезное затруднение, которое можно наилучшим образом разрешить только проведя исследование по выявлению наиболее сильного из этих факторов. Для этого используйте стандартные методы определения планетарной силы для оценки силы самой планеты, управителя дома, а также управителя накшатры. Если господином 5 дома гороскопа является бесполый Меркурий, расположенный в мужском раши Овна (управляемый Марсом) и в женской накшатре Бхарани (управляемой Венерой), то сильнейшая из этих трех грах — Меркурия, Марса и Венеры, и укажет на наиболее вероятный результат. В этом примере Меркурий обладает умеренной силой, так как Марс нейтрален к Меркурию54. Если бы Марс был в своем собственном раши, а Венера — в экзальтации, то Венера была бы сильнее (при прочих равных условиях), и следовало бы ожидать рождения девочки; если бы соотношение сил Марса и Венеры было обратным, то, скорее всего, родился бы мальчик.

Нади

Капха накшатры: Криттика; Рохини, Ашлеша, Магха, Свати, Вишакха, Уттара Ашадха, Шравана и Ревати.

Питта накшатры: Бхарани, Мригаширша, Пушья, Пурва Пхалгуни, Читра, Анурадха, Пурва Ашадха, Дхаништха и Уттара Бхадрапада.

Согласно другой точке зрения Марс Меркурию враждебен, но Меркурий к Марсу нейтрален, поэтому в марсианских знаках чувствует себя нейтрально. (Прим. перев.)

Вата накшатры: Ашвини, Ардра, Пунарвасу, Уттара Пхалгуни, Хаста, Джйешттха, Мула, Шатабхиша и Пурва Бхадрапада.

Подразделение накшатр по их нади (переводимое здесь как «пульс») используется как в целях сравнения гороскопов супругов, так и в медицинской астрологии. Природа планет, занимающих определенную накшатру, обусловливается пульсом этой накшатры, который есть ее аюрведическая конституция. Вредители, особенно те, которые не исправились под влиянием благодетелей, будут вносить диссонанс в соответствующую накшатре дошу, в то время как благодетели, не испорченные вредителями, будут усиливать дошу, представленную занимаемой ими нак-шатрой.

Например, те нативы, в чьих гороскопах ослабленный Юпитер (отвечающий за капху) находится во 2-м доме (горло, глаза) в Раке (капха), в Ашлеше (капха), наверное, постоянно вынуждены заботиться об удалении слизи из горла. Возможно, у них слезящиеся по утрам глаза, по причине избытка слизи. Возможно, у них оплывшая шея и двойной подбородок. Однако если на этой позиции вместо Юпитера окажется зловредный Сатурн, то капха-доша этого человека может испытать расстройство сатурнического типа. Так как Сатурн представляет вата-дошу, одно из качеств которой сухость, то Сатурн может высушить природную влагу Рака и Ашлеши в той части тела, которая относится ко 2-му дому, что выразится в сухости зева, глотки или глаз. Этот симптом проявится особенно ярко, когда сила Сатурна возрастет в определенные периоды жизни данного индивида (см. главу 11).

Нрав

Фиксированные, или постоянные (дхрува), накшатры: Рохини, Уттара Пхалгуни, Уттара Ашадха и Уттара Бхадрапада.

Подвижные, или эфемерные {чара), накшатры: Пунарвасу, Свати, Шравана, Дхаништха и Шатабхиша.

Острые, или пугающие (тикшна), накшатры: Ардра, Ашлеша, Джйешттха и Мула. Они еще называются твердыми (даруна) накшатрами.

Мягкие, кроткие или нежные (мриду) накшатры: Мригаширша, Читра, Анурадха и Ревати.

Острые и, в то же время, мягкие (т.е. смешанные) накшатры: Криттика и Вишакха.

Лютые или суровые (угра) накшатры: Бхарани, Магха, Пурва Пхалгуни, Пурва Ашадха и Пурва Бхадрапада.

Легкие (лагху) или быстрые (кшипра) накшатры: Ашвини, Пушья и Хаста.

Планеты, находящиеся в подвижных накшатрах, побуждают к перемещениям, путешествиям, к изменениям в карьере, смене места жительства, переменам в любой области. Постоянные накшатры, наоборот, указывают на стабильность, постоянство или незначительные изменения. Согласно 98-й главе «Брихат Самхиты Варахамихиры», острые накшатры говорят об: «...успехе в атакующих действиях, о пытках, наказаниях, гипнотическом воздействии, общении с потусторонними силами и действиях по разрыву или заключению союза», подразумевая силовые, хорошо спланированные, исполненные ярости, целенаправленные, крутые действия. Поскольку мягко-кротко-нежные накшатры хороши для: «...заведения дружбы, любовных утех, наслаждения ношением одежд и украшений, выполнения приятных церемоний, — таких как свадьба и музицирование...», мы делаем вывод, что это непринужденные, покладистые, любящие удовольствия накшатры.

Легкие или быстрые накшатры «...благоприятны для торговли, продаж, чувственного восприятия, приобретения знаний, изготовления украшений и других произведений изящных искусств, работ, требующих мастерства (плотницкие или водопроводные работы), медицинских процедур, зарабатывания или траты денег...» Еще они подходят для приема лекарств, для занимания денег в долг или расплаты с долгами, возможно потому, что их быстрота заставляет лекарства оказывать скорое действие, а долги — быстро возмещаться.

Свирепые накшатры удостоились этого эпитета за эффективность в: «...поражении врагов, разрушении, бесчестии, обмане, заточении в тюрьму, отравлениях, поджогах, вооруженных выступлениях, убийствах и тому подобных вещах». Эти накшатры могут обозначать террористов, убийц и любителей судебных тяжб. У одного человека, ныне покойного, который сжег дотла фабрику ради получения страховки, Луна — хозяин 2-го дома денег, располагалась в 11-м доме прибыли, находясь в Угра накшатре Бхарани. Суровые накшатры, конечно, не всегда столь презренны, так как если они заметны в карте, натив может преуспеть в изучении военного дела.

Качества

Саттвичные накшатры: Пунарвасу, Ашлеша, Вишакха, Джйешттха, Пурва Бхадрапада и Ревати.

Раджастичные накшатры: Бхарани, Криттика, Рохини, Пурва Пхалгуни, Уттара Пхалгуни, Хаста, Пурва Ашадха, Уттара Ашадха и Шравана.

Тамасичные накшатры: Ашвини, Мригаширша, Ардра, Пушья, Магха, Читра, Свати, Анурадха, Мула, Дхаништха, Шатабхиша и Уттара Бхадрапада.

На эти качества будет оказывать влияние природа планет, занимающих соответствующую накшатру. Тамасичный лик Пушьи проявится с большей вероятностью, если эта накшатра будет занята Марсом, а не Юпитером, так как, во-первых, Марс по природе тамасичен, а Юпитер — саттвичен, а во-вторых, Пушья входит в созвездие Рака, где Марс в падении, а Юпитер в экзальтации. Очень может быть, что Юпитер подчеркнет расположенность Пушьи к миру богов (см. Происхождение, ниже), поскольку правящее божество Пушьи — Брихаспати (Юпитер).

Сексуальный тип

Накшатры обладают половыми органами и сексуальным поведением соответственно следующих существ:

1 — лошадь, 2 — слон, 3 — овца, 4 — змея, 5 — змея, 6 — собака, 7 — кошка, 8 — овца, 9 — кошка, 10 — крыса, 11 — крыса, 12 — корова, 13 — буйвол, 14 — тигр, 15 — буйвол, 16 — тигр, 17 — олень, 18 — олень, 19 — собака, 20 — обезьяна, 21 — корова, 22 — обезьяна, 23 — лев, 24 — лошадь, 25 — лев, 26 — корова, 27 — слон.

Данная классификация используется, в основном, для сравнения гороскопов в целях выявления супружеской совместимости, в частности, совместимости при совокуплении. По этой оценке, которая всегда делается с учетом прочих факторов, существа схожего типа будут обладать большей половой совместимостью, чем те, кто радикально отличен друг от друга, или те, кто по природе друг другу враждебен. Общий смысл таков, что крыса не будет счастливо жить с кошкой, а олень — со львом или тигром. Некто рожденный с Луной скажем в Бхарани, конечно,не будет в буквальном смысле обладать половым органом как у слона, но речь идет о том, стоит ли ему или ей выбрать себе в пару обезьяну.

Происхождение

Ашвини, Мригаширша, Пунарвасу, Пушья, Хаста, Свати, Анурадха, Шравана и Ревати — божественные (дэвата) накшатры.

Бхарани, Рохини, Ардра, Пурва Пхалгуни, Уттара Пхалгуни, Пурва Ашадха, Уттара Ашадха, Пурва Бхадрапада и Уттара Бхадрапада — человеческие (манушья) накшатры.

Криттика, Ашлеша, Магха, Читра, Вишакха, Джйешттха, Мула, Дхаништха и Шатабхиша — демонические (ракшаса) накшатры.

Накшатра Луны используется для того, чтобы узнать, из каких миров воплотилась личность. Как и предыдущая классификация, эта широко применяется для суждения о брачной совместимости. Подробности этой темы оставлены для будущей публикации.

Таттвы

Земные накшатры: Ашвини, Бхарани, Криттика, Рохини и Мригаширша.

Водные: Ардра, Пунарвасу, Пушья, Ашлеша, Магха и Пурва Пхалгуни.

Огненные: Уттара Пхалгуни, Хаста, Читра, Свати, Вишакха и Анурадха.

Воздушные: Джйешттха, Мула, Пурва Ашадха, Уттара Ашадха и Шравана.

Накшатры таттвы эфира: Дхаништха, Шатабхиша, Пурва Бхадрапада, Уттара Бхадрапада и Ревати.

Нужно следовать приведенным здесь правилам:

• Огонь и воздух взаимодействуют друг с другом.

• Земля и вода взаимодействуют друг с другом.

• Эфир без разбору взаимодействует со всеми другими таттвами.

• Земля не взаимодействует с огнем и, особенно, с воздухом.

• Вода не взаимодействует с воздухом и, особенно, с огнем.

• Огонь не взаимодействует с землей и, особенно, с водой.

• Воздух не взаимодействует с водой и, особенно, с землей.

Взаимоотношения таттв, которые в западной астрологии используются как приложение к качествам знаков тропического зодиака, составляли часть традиции джйотиша многие века. Если, например, управитель 7-го дома в чьем-либо гороскопе находится в накшатре, чья таттва несовместима с его собственной (см. в главе 4 «Элементы»), то брак или счастье в браке встречает преграды. Вот пример из реальной жизни, из наших досье: асцендент во Льве, хозяин 7-го дома — Сатурн (таттва воздуха) занимает 12-й дом и Пушья накшатру (таттва воды). Воздух и вода несовместимы, и у этой женщины не было мужа. Большую часть своей жизни она провела в одиночестве, все время мечтая кого-нибудь встретить. Отметьте, что здесь Сатурн в 12-м доме — в ущербной позиции для хозяина 7-го дома супружества, что подтверждает предсказание.

Индивидуальные характеристики накшатр

Ни одно из правил джйотиша не является незыблемо-священным, каждый джйотиши со временем должен разработать собственные принципы интерпретации. Бесполезно жестко привязываться к поверхностно-усвоенным правилам, но невозможно и создать собственную систему без приобретения первоначальных базовых знаний. Несмотря на некоторые утверждения, что можно узнать достаточно много о «ведической астрологии» без подробного изучения накшатр, выдающиеся джйотиши, включая наших гуру, подчеркивают, что накшатры являются одним из важнейших элементов джйотиша. Следовательно, мы уделим накшатрам самое пристальное внимание. То, что приводится ниже, — это несколько простых, но работающих тезисов, касающихся традиционного использования накшатр при толковании гороскопов рождения. Описания лунных предикторов Варахамихиры — это дословный перевод из его труда «Брихад Джатака».

Нужно понимать, что за все проблемы, связанные с органами тела, приписываемыми какой-либо накшатре, она же и несет ответственность. Поражение накшатры (например, если в ней находятся зловредные планеты, чья сила не уравновешена влиянием благотворных планет) может вызвать сбой в работе управляемого ей органа. Болезненные состояния подобного рода часто имеют природу вовлеченной в данный расклад планеты/планет. Например, некто, у кого в гороскопе Марс (порезы, раны) в Шраване (половые органы), перенес хирургическую операцию на половых органах. У другого с Марсом (воспаления) в Ардре (глаза) было много воспалительных заболеваний глаз. Еще один, у кого Раху (спазмы) в Читре, страдает от рецидивных спазмов мышц шеи. Хотя иногда эти комбинации показательны сами по себе, чтобы быть уверенными в прогнозе, их нужно прочитывать в контексте гороскопа в целом. В каком возрасте наступят предсказанные трудности, можно определить только развернув планетные энергии во времени (см. ниже, глава 11).

Не существует никакого энциклопедического сборника значений накшатр, так как эти значения меняются в зависимости от контекста. После того как вы усвоите основной материал и научитесь тонко чувствовать основные темы, связанные с каждой накшатрой, ваши собственные исследования и наблюдения придадут вашей системе знаний завершенный вид. Однако не следует попадать под влияние многих современных авторов, которые выводят значения накшатр простым переложением свойств раши, в которые попадают данные накшатры. В одной книге подзаголовком «Ашвини» перечислены: кровоизлияние в мозг, энцефалит и головная боль. Легко видеть, что все это присуще Овну, так как в теле он проецируется на голову. Профессии вроде бухгалтера, писателя и переводчика, обычно приписываемые Ардре (которая находится в Близнецах), на самом деле всецело присущи Близнецам и их управителю Меркурию, но, совсем необязательно, Ардре. Одно из классических определений Ардры: «те, кто имеет дело с мертвечиной», что включает в себя мясников, а, может быть, и консервированные и замороженные продукты и индустрию быстрого питания — то есть то, что однозначно не принято связывать с Близнецами. Поскольку накшатры — не просто еще одно прочтение более хорошо известных 12 созвездий зодиака, мы попытались решительно отмежеваться от подобных пассажей.

1. Ашвини (00°00' - 13°20' Овна)

Варахамихира: Тот, у кого Луна в Ашвини, — прекрасной внешности, любезен, любит украшения, искусен в работе и смышлен.

Общие указания: Символ Ашвини — лошадиная голова, а их правящее божество — Ашвины Кумары, герои-близнецы с головами коней, закованные в золотую броню, принадлежащие древнему ведическому мифу, которые, будучи целителями, явили множество чудесных исцелений небожителей.

Если диспозитор родственника располагается в Ашвини, это может означать, что он или она — близнец (аналогично хозяин 9-го дома в Ашвини может значить, что отец является близнецом и т.д.). Лошадиный символизм часто означает интерес к коневодству. Еще Ашвини управляет всеми средствами передвижения и подразумевает большую потребность в движении и скорости. Ашвини располагает к быстрым движениям, к приобретениям и к широким интересам и указывает как на способность начать новое дело, так и на необходимую для этого мотивацию. Эта стремительность может помешать эффективности, подобно тому как речь становится невнятной, если она слишком быстрая; как заикание имеет своей причиной слишком сильное желание вымолвить слова; как спешка становится причиной того, что все валится из рук.

Если асцендент или Луна занимают Ашвини, это часто означает беспечный характер в сочетании с живым интеллектом. Связь Ашвини с Ашвинами Кумарами может указывать на медицину, целительство или социальную службу или, возможно, вовлеченность в какие-то сверхъестественные или героические дела. Великолепие, присущее Ашвинам Кумарам, передается людям в виде шарма, элегантности, любви к украшениям, популярности, но также и некоторой экстравагантности. Если в Ашвини располагаются хозяева 4, 6 или 5-го домов, то в жизни могут быть сильно затронуты, соответственно, темы собственности, черной магии, бездетности.

Наши рекомендации