Исследование рН ротовой жидкости в покое и после воздействия раздражителей

Работа выполняется на добровольцах.

Для работы необходимы: универсальный индикатор определения рН, чашка Петри, сахар, жевательная резинка без сахара, питьевая вода для полоскания рта.

Ход работы:

1. Испытуемому предлагают тщательно прополоскать рот.

2. Через 5 мин кусочек индикаторной бумаги смачивают ротовой жидкостью и по эталонной шкале определяют величину рН.

3. Испытуемому предлагают разжевать кусочек сахара и через 20 мин вновь измеряяют рН ротовой жидкости индикаторной бумагой.

4. Испытуемому вновь предлагают тщательно прополоскать рот.

5. Испытуемый в течение 5 минут тщательно разжевывает жевательную резинку без сахара.

6. Кусочек индикаторной бумаги смачивают ротовой жидкостью и по эталонной шкале определяют величину рН немедленно после прекращения жевания жевательной резинки и через 20 мин после окончания жевания.

Рекомендации к оформлению протокола:

Результаты эксперимента занести в таблицу:

Характер воздействия рН ротовой жидкости
Базальный уровень рН  
После разжевывания сахара  
Тотчас после использования жевательной резинки  
Через 20 мин после использования жевательной резинки  

По результатам эксперимента постройте диаграмму (приведены ориентировочные значения):

Исследование рН ротовой жидкости в покое и после воздействия раздражителей - student2.ru Рис. 10. рН ротовой жидкости

В выводе поясните терминологические отличия понятий «слюна» - «ротовая жидкость», дайте характеристику физико-химических свойств слюны, поясните причины изменения рН ротовой жидкости после оказываемых воздействий и возможную роль изменения состава ротовой жидкости в развитии различных заболеваний ротовой полости.

Ситуационные задачи:

1. Известно, что многие животные зализывают свои раны. Какие физиологические особенности слюны лежат в основе этого «метода лечения»?

2. У больного снижена кислотность желудочного сока. Работа каких структурных элементов слизистой оболочки желудка нарушена? Как это скажется на процессе пищеварения?

3. Почему атрофические гастриты при которых уменьшается количество желез желудка сопровождаются развитием анемии?

4. Известный биолог Кох установил, что возбудителем холеры является холерный вибрион. Его научный противник Петтенкоффер, чтобы доказать ошибочность взглядов Коха, выпил в присутствии студентов жидкость, содержащую чистую культуру вибриона, и не заболел. Однако, Кох был прав. Почему не заболел Петтенкоффер?

5. В результате закупорки общего желчного протока поступление желчи в двенадцатиперстную кишку прекратилось. Нарушение каких процессов пищеварения при этом следует ожидать?

6. В результате тяжелого проникающего ранения живота произошло повреждение тощей и подвздошной кишки. Было удалено 2/3 длины этого отдела кишечника. Послеоперационный период завершился благополучно. Расстройства каких функций следует опасаться?

7. После оперативного удаления отрезка кишечника у больного образовался свищ (ход, соединяющий просвет кишечника с кожей брюшной стенки), отделяемое которого разъедало брюшную стенку. Какой отдел кишечника подвергался оперативному вмешательству?

8. Аппендицит является очень распространенным и опасным заболеванием, часто дающим тяжелые осложнения. Чтобы избежать этих возможных осложнений, хирургами 70-х годов ХХ века было высказано предложение проводить всем плановую аппендектомию (удаление аппендикса) в детском возрасте, поскольку «аппендикс не несет какой-либо физиологической роли в организме». Почему это предложение не может быть принято, в чем ошибка хирургов и к каким неблагоприятным последствиям может привести удаление аппендикса?

Занятие № 29

Тема занятия: Виды и механизмы регуляции секреторной и моторной функций пищеварительного тракта

Цель занятия:Исследовать регуляторные механизмы секреции и отделения пищеварительных соков, регуляцию моторики разных отделов пищеварительного конвейера

Знать Уметь
1) Основные закономерности нервной регуляции секреции и моторики в пищеварительном тракте. 2) Основные гастроинтестинальные гормоны организма человека и их физиологическое значение. 1) Рисовать схемы нервной регуляции слюноотделения, выделения желудочного и панкреатического соков. 2) Рисовать схему регуляции акта дефекации.

Рекомендуемая литература:

1. Лекционный материал.

2. Алипов, Н.Н. Основы медицинской физиологии [Текст] / Н.Н.Алипов // М.: Гэотар-медиа, 2008. – 423 с.

3. Физиология человека: Учебник [Текст] / Под ред. В.М.Покровского, Г.Ф. Коротько // М.:Медицина, 2007. – 656 с.

Контрольные вопросы для самостоятельной внеаудиторной работы:

1) Значение трудов И.П. Павлова в создании современного учения о пищеварении.

2) Механизмы регуляции функции слюнных желёз и жевательных мышц. Методы исследования. Регуляция акта глотания.

3) Фазную регуляцию желудочной секреции и экспериментальное подтверждение фаз регуляции.

4) Особенности регуляции двигательной функции желудка. Механизмы перехода химуса из желудка в двенадцатиперстную кишку.

5) Механизмы регуляции секреторной функции поджелудочной железы, выделения кишечного сока, образования желчи и желчевыделения. Методы исследования.

6) Механизмы регуляции двигательной активности гладкой мускулатуры кишечника. Перистальтический рефлекс.

7) Регуляцию акта дефекации.

8) По аналогии с изученной ранее (материал занятия № 27) схемой акта мочеиспускания, составьте схему акта дефекации, учитывая сходство регуляторных механизмов. Зарисуйте схему в тетради для самоподготовки.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА

Работа 1.

Наши рекомендации