Структура способностей и деятельности
Происхождение способностей
Один из самых сложных вопросов психологии -- это вопрос о происхождении способностей. В психологии существует несколько точек зрения на эту проблему.
1. Теория о генетической природе способностей. С точки зрения этой теории способности - это врожденные индивидуально-психологические особенности человека, которые передаются от родителей ребенку по наследству. Доказательством врожденности способностей служит их раннее проявление у ребенка. В этом случае ссылаются на известные примеры знаменитых людей искусства и науки. Например, у Моцарта музыкальные способности обнаружились в три года, у Гайдна -- в четыре, Рафаэль показал себя как художник в восемь лет, Гаусс свои чрезвычайные способности к математике проявил в четыре года и т. д. В качестве доказательства врожденности способностей приводятся факты их повторения у потомков выдающихся людей, например, существуют одаренные семьи или целые династия: Бахов, Дарвинов и др.
2. Теория приобретенных способностей.Социальное окружение,атмосфера, в которой растет и воспитывается ребенок, может оказать на развитие его способностей значительное воздействие. Среди благоприятных факторов внешней среды, влияющих на развитие способностей, следует назвать
деятельность опытных, выдающихся педагогов;
особенности той или иной культуры;
особенности воспитания.
В то же время, обедненная среда, создающая дефицит впечатлений, оказывает отрицательное влияние на развитие способностей.
На основе рассмотренных точек зрения можно сделать вывод, что факторы среды и факторы наследственности играют важную роль в формировании и развитии способностей. Иногда факторы среды могут полностью компенсировать или, наоборот, нивелировать действие наследственных факторов.
Деятельность и способности – это два очень близкие качества, которые являются наиболее важным субъективным фактором для достижения успеха. В нашей статье мы расскажем об этих качествах подробнее.
Личность, ее компетентность и уровень способностей – это наиболее важные субъективные факторы, которые играют непосредственную роль в достижении вершин в научной и профессиональной деятельности. Способность является индивидуальным свойством каждой личности и представляет собой главное условие для успешного выполнения всех видов деятельности.
Способности человека и основанная на них деятельность
Деятельность и способности человека – это не только его знания, умения и навыки. Эти качества также характеризуют скорость и глубину овладения профессией или занятием. Интересным фактом является то, что способности у человека чаще всего обнаруживаются уже в процессе овладения профессией и оказываются тесно связанными с направленностью личности, с ее склонностью к тому или иному виду работ.
Структура способностей и деятельности
Каждому человеку на нашей планете присущи общие элементарные способности. При этом такие способности принято называть врожденными. Далее мы предлагаем рассмотреть классификацию деятельности и умений:
1. Элементарные способности и деятельность – то, что присуще не всем людям, но составляет отдельное свойство личности. К таким способностям можно отнести доброту, сообразительность, смелость и эмоционально-моторную устойчивость.
2. Сложными способность и деятельность можно назвать в таком случае, когда такие социально обусловленные качества возникают на основе элементарных. Такие способности (и тем более деятельность) свойственны не каждому человеку в одинаковой степени.
3. Сложными частными способностями называются способности человека к какой-либо специальной деятельности. Это могут быть педагогические или профессиональные способности, способность человека к точным или гуманитарным наукам, творчеству.
Давно известно, что любые способности оказывают влияние на формирование навыков, умений и напрямую связываются с овладением той или иной профессией. Подобные умения формируются по следующим этапам.
1. Первичные умения.
2. Недостаточно умелая деятельность.
3. Отдельные общие умения.
4. Высокоразвитое умение (навык).
5. Мастерство.
Обязательно следует помнить о том, что если вы намерены заняться какой-либо деятельностью, нужно убедиться в том, что у вас для этого имеются соответствующие способности.
ВОПРОС 24:Качественная и количественная характеристика способностей.Структура способностей.Общие и специальные способности.Возможности компенсации способностей.
Способности характеризуются как особенности, которыми люди отличаются друг от друга. Эти особенности могут быть качественными и количественными.
Качественная характеристика. Каждая способность человека является сложной ее свойством. Представляя собой внутреннюю способность человека справиться с теми требованиями, которые выдвигает определенная деятельность, она опирается на ряд других свойств. К ним нужно прежде всего отнести жизненный опыт человека, приобретенные ею знания, умения и навыки. Способности человека проявляются в том, как она использует имеющиеся у него знания и приобретает новых знаний, умений и навыков, необходимых для решения задач, которые встают перед ней.
Способные и человек, который может решить и решает задачи, которая обладает средствами, необходимыми для его разрешения, техникой работы в той или иной отрасли. Способности человека опираются на имеющиеся у него знания, умения и навыки, на те системы временных нервных связей, на которых они основываются. Способности развиваются в процессе формирования этих связей, и приобретение человеком знаний, умений и навыков.
Между способностями человека и жизненным опытом существует сложный взаимосвязь. Способности зависят от опыта. Отсутствие необходимых знаний и умений задерживает развитие и проявление способностей.
Каждая способность представляет собой синтетическую свойство человека, которое охватывает целый ряд частичных свойств в определенном их сочетании.
К этим свойствам относятся внимательность человека, его способность длительно и стойко сосредоточиться на задании, на объекте своей деятельности. Неотъемлемыми составляющими способностей человека являются такие свойства, как чувствительность, восприимчивость к внешним впечатлений, наблюдательность. Любая способность включает определенные качества памяти человека. Особенно важное значение при этом имеют скорость запоминания, его прочность, полнота, точность воспроизведения. Обычно у людей с высокими способностями наблюдается и добрая память. Известны случаи феноменальной памяти на зрительные впечатления у выдающихся художников. Во многих выдающихся композиторов была достойна удивления память на музыкальные впечатления: услышав однажды сложное музыкальное произведение, они могли его записать нотами, вспомнить через длительное время после восприятия и точно воспроизвести с помощью музыкального инструмента (В. А. Моцарт, М. О . Балакирев, С. В. Рахманинов и др.).
Деятельность человека требует определенного преобразования закрепленного в ее предыдущем опыте, создание новых образов, представлений. Способность преобразовывать действительность в образах, представлениях является необходимым условием успеха производственной, научной, художественной и любой другой деятельности человека.
Особенно важную роль в структуре способностей играет способность человека мыслить, раскрывать непосредственные связи предметов и явиш объективной действительности, доходить глубокого понимания их сути, их законов. Существенное значение имеют при этом такие качества мышления, как широта, глубина, ясность мысли, последовательность, самостоятельность, критичность, освобождение от шаблонный способов решения задач, способность изменять способы согласно конкретной ситуации, быстро сосредоточивать силы своего ума на новых задачах и активно , энергично работать над их решением. Качества мышления и связанной с ним языка занимают важное место в структуре способностей к научной, технической, производственной, изобретательской, художественно литературной, художественного и других видов деятельности.
Способности человека имеют не только различные познавательные, но и эмоциональные свойства. Скажем, характерной для музыкальных способностей человека является ее эмоциональная реакция на музыкальные впечатления, способность эмоционально откликаться на музыку, переживать ее. Эмоциональная чувствительность составляет характерную черту и других творческих способностей.
Эмоциональные компоненты имеются также в структуре способностей к научной и любой другой творческой деятельности, которая никогда не может происходить и не происходит без эмоций.
Успешное выполнение человеком тех задач, которые встают перед ней, требует также умение преодолевать трудности, на которые она наталкивается при этом. Отсюда связь способностей человека с его волевыми качествами, а именно: ее инициативностью, решительностью, настойчивостью, умением владеть собой и т.д.
Количественная характеристика. Количественные измерения способностей характеризуют степень их выраженности. Самой распространенной формой оценки степени выраженности способностей являются тесты. В последние десятилетия отечественные психологи разработали большое количество оригинальных тестов, а также адаптировали к нашим условиям зарубежные. В процессе исследования способностей они используют систему тестов, которые постепенно усложняются. Эта система получила название батареи тестов (тесты достижений, тесты интеллекта, тесты креативности.